ВВЕДЕНИЕ
При анализе внешней политике Республики Беларусь важно выявить особенности ее геополитического положения, которые во многом определяют направления и приоритеты внешнеполитической деятельности белорусского государства. Основным субъектом геополитики выступает государство, призванное выражать и защищать национально-государственные интересы. Оно в данном случае понимается как институт, созданный для выражения и отстаивания общих интересов подавляющего большинства граждан в отношениях с обществом и другими государствами. Национально-государственный интерес включает в себя достижение таких целей, как суверенитет государства, предотвращение внешней угрозы, обеспечение благосостояния народа, развитие взаимовыгодных экономических, политических, культурных и иных связей с другими государствами и т.д.
Одной из центральных проблем геополитики является обеспечение национальной безопасности. Большинство государств имеют доктрины или концепции национальной безопасности, включающие военно-политические и экономические направления внутренней и внешней политики. Доктрины предусматривают защиту многомерного коммуникационного пространства от внешних и внутренних вызовов, обеспечение национально-государственной самостоятельности в выборе путей и форм политического, социально-экономического и культурного развития, осуществлении взаимоотношений с другими государствами. Они определяют геостратегию страны, т.е. совокупность направлений внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства на международной арене.
В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что одним из важных объективных факторов, во многом обуславливающим внешнюю политику Республики Беларусь, являются особенности ее геополитического положения. После распада СССР перед молодым государством встала задача создания национальной внешнеполитической доктрины с учетом его геополитического положения и доминирующих геополитических тенденций в мире, направленной на обеспечение сохранения территориальной целостности, суверенитета и культурно-исторической общности народа, защиту национальной безопасности, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами и международными организациями в целях стимулирования социально-экономического развития белорусского общества.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
1.1 История формирования белорусской государственности в контексте геополитического положения
Исторический опыт свидетельствует о том, что становление и развитие новых независимых государств во все времена было связано с объективными и субъективными трудностями. Учитывая значение многочисленных и разнообразных внутренних проблем, при осуществлении политологического анализа нельзя забывать о внешних факторах, реально препятствующих укреплению национального суверенитета. Это связано с тем, что на формирующуюся страну пытаются влиять другие государства. В первую очередь это актуально для молодых стран, занимающих важное стратегическое и геополитическое положение. Проблема выбора пути является актуальной для Республики Беларусь – страны, которая находится в географическом центре Европейского континента. Беларусь, расположенная между Россией и странами, объединенными в Европейский Союз, выступает для западных и восточных соседей в двух качествах: «соединяющего моста» и «разъединяющего буфера». Каждое из этих качеств параллельно или единовременно начинает функционировать в зависимости от состояния взаимоотношений между странами на континенте. Таким образом, небольшая страна постоянно выступает «геополитическим раздражителем» для своих мощных соседей, является объектом повышенного интереса со стороны многих государств. Сказанное не является характерным только для сегодняшнего дня, для современной Европы. Важным для понимания ситуации, сложившейся для Беларуси после обретения независимости, является исторический опыт.
Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей отражалось на судьбах белорусов. Ниже представлен очень краткий обзор исторических событий, происходивших на территории нынешней Беларуси.
Геополитическое положение государства – это его положение по отношению к мировым центрам силы, включая военно-политические блоки и зоны конфликтов.
ГЛАВА 2 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Национально-государственные интересы Республики Беларусь и их реализация: теоретико-правовой аспект
В политической литературе существует дискуссия о степени идентичности национального интереса для личности, общества и государства. Многие социологи, например, считают, что интересы человека, общества и государства не совпадают. В реальной жизни они действительно не всегда совпадают, возьмите пример с захватом заложников Норд-Оста в Москве (2003 г.). У отдельных людей интерес был в сохранении жизни родственников, у общества – прекратить войну в Чечне, а у государства интерес был в том, чтобы не создать предпосылок новых терактов.
На сегодняшний день в Республике Беларусь действует Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (далее – Концепция). Данная Концепция закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз.
Национальные интересы, согласно Концепции, есть совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь [25, п.4].
Национально-государственные интересы– это результат ценностного осмысления потребностей нации, в основе которых лежит национальная традиция взаимоотношения и взаимодействия различных социальных слоев и политических сил внутри страны и на международной арене. Национально-государственные интересы представляют собой фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей перспективы развития [26, с.67].
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Опираясь на положение в международном мире, международных отношений:
- становление многополярного мира, когда наряду с США все более активную роль в международной жизни играют и такие новые центры силы, как Европейский Союз, Китай, Япония, Индия, Бразилия и некоторые другие страны;
- усиливающаяся поляризация мира, проявляющаяся в его разделении на высокоразвитые индустриальные страны Запада и мировую периферию, к которой относятся большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки, характеризующихся низким уровнем социально-экономического развития, бедностью, отсутствием перспектив решения накопившихся проблем;
- нарастание конфликтности, противоречивости, регионализации и фрагментации современного мира, усиление борьбы между цивилизациями за доминирование в системе международных отношений;
- обострение глобальных проблем современности обуславливает необходимость объединения усилий мирового сообщества для их решения;
- развитие процессов глобализации ведет к формированию единого экономического, политического и информационного пространства и стремление Запада использовать данный фактор в своих интересах.
В этих условиях период Республикой Беларусь стоит задача определить свою геополитическую нишу, соответствующую её национальным интересам и обеспечивающую сохранение государственного суверенитета, выявить основные вызовы и угрозы политики глобализации и дать на них адекватные ответы. В этом плане значительный интерес представляет монография С.А. Кизимы «Вызовы западного глобализационного проекта и национальное государство», в которой он весьма подробно рассматривает угрозы глобализма и дает обоснованные рекомендации по их предотвращению. В качестве таких основных угроз он называет космополитизм, маркетизацию, транснациональные компании, информатизацию, вестернизацию. В связи с этим можно сделать вывод о том, что главная стратегическая задача для Беларуси заключается в том, чтобы укрепить свой геоэкономический потенциал настолько, чтобы мировые глобализационные и интеграционные процессы не стали для нее разрушительными и она участвовала бы в них на взаимовыгодных равных условиях с другими государствами, обеспечить свою энергетическую, продовольственную и демографическую безопасность и на этой основе сохранить общественно-политическую стабильность в стране и создать условия для динамичного развития по пути социального прогресса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные научные результаты диссертации.
В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север–юг–запад–восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил – Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу – страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. По оси «север – юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси – жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом.
История развития белорусской государственности в контексте геополитического положения страны уходит корнями в X–XI века, когда была создана Русь – древнерусское государство. Впоследствии белорусские земли входили в состав различных государственных образований. И лишь в 1918 г. начали обрисовываться общие черты белорусской государственности. Ввиду постоянного изменения геополитическое положения, государственность Республики Беларусь также постоянно менялась.
Политические процессы конца 1980 – начала 1990-х гг. привели к распаду СССР. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. После событий 19-21 августа 1991 Верховный Совет БССР 25 августа 1991 принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона. 19 сентября 1991 г. Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была переименована в Республику Беларусь, были приняты новый государственный герб и новый государственный флаг. 8 декабря 1991 в результате Беловежских соглашений Беларусь вошла в Содружество Независимых Государств.
Национально-государственные интересы Республики Беларусь закреплены в Концепции и сводятся к тому, что они охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития. Сущность национально-государственных интересов состоит в установлении, а затем и поддержании общественного согласия.
1. Гладкий, Ю. Н. Экономическая и социальная география : пособие для поступающих в вузы / Ю. Н. Гладкий, О. В. Соколов, Э. Л. Файбусович. – М. : Просвещение, 1999. – 272 с.
2. Борзова, Е. П. Восток и Запад : сравнительный анализ культуры / Е. П. Борзова // Труды СПбГУКИ. – 2010. – № 190. – С. 282 – 311.
3. Акинчиц, И. И. Конфессиональная политика в современной Беларуси / И. И. Акинчиц // Белорусская политология : многообразие в единстве : м-лы международ. науч.-практ. конф. – Гродно : Гр.ГУ, 2004. – С. 8 – 10.
4. Демографический ежегодник Республики Беларусь : статистический сборник. – Минск, 2018. – 431 с.
5. Прошлое живет в настоящем и молчание памятников прошлого весьма красноречиво [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Ленинского района г. Гродно. – Режим доступа: http://glenad-grodno.gov.by/state/AH:-1.188000265000/.
6. Виноградова, Н. А. Китайская пейзажная живопись / Н. А. Виноградова. – М. : Искусство, 1972. – 256 с.
7. Ермаловiч, М. Беларуская дзяржава Вялiкае княства Літоўскае / М. Ермаловiч. – Мінск : Беллітфонд, 2003. – 448 с.
8. Дагаворы і граматы як крыніцы беларускага феадальнага права : дапаможнік / А. Я. Юхо [i iнш.]. – Мінск : БДУ, 2000. – 75 с.
9. Любавский, М. К. Литовско-русский сейм : опыт по истории учреждения в связи с внутренним строем и внешней жизнью государства. – М. :Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. Ун-те, 1900. – 232 с.
10. Бибило, В. Н. Политические и правовые аспекты статута Великого княжества Литовского 1529 г. / В. Н. Бибило // Право и демократия : сб. науч. трудов. – Вып. 26. – Минск, 2015. – С. 90 – 107.
11. Кодавбович, В. Источники городского (Магдебургского) права в городах и местечках на территории Беларуси (XIII–XVIII вв.) / В. Кодавбович // Юстиция Беларуси. – 2014. – № 4. – С. 75 – 78.
12. Місарэвіч, Н. В. Магдэбургскае права на Беларусі / Н. В. Місарэвіч. – Гродна : ГрДУ, 2003. – 20 с.
13. Пичета, В. И. Белоруссия и Литва XV–XVI вв. / В. И. Пичета – М. : Изд-во Академии наук СССР, 1961. – 818 с.
14. Ротман, Д. Г. Беларусь в контексте Европейской политики : между ЕС и Россией / Д. Г. Ротман, А. В. Посталовский // Альманах добрососедства. – 2013. – С. 34 – 48.
15. Решецкая, Т. Конституция Речи Посполитой 1791 года : значение и опыт мемориализации в Беларуси / Т. Решецкая, И. Хромцов, Е. Восковцова // Организационно-правовые аспекты инновационного развития АПК. – 2018. – № 1-1 (15). – С. 288 – 292.
16. Доўнар, Т. І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі : падручнік / Т. І. Доўнар. – Мінск : «Адукацыя і выхаванне», 2014. – 416 с.
17. Становление белорусской государственности в 1918-1920-х годах : хронология событий [Электронный ресурс] // Архивы Беларуси. – Режим доступа: https://archives.gov.by/index.php?id=677845.
18. 1918 года в истории белорусской государственности / Беларусь сегодня. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/1918-god-v-istorii-belorusskoy-gosudarstvennosti.html.
19. Беларусь поднялась на 15 место в индексе человеческого развития [Электронный ресурс] // Навины.бай. – Режим доступа: https://naviny.by/rubrics/society/2013/03/16/ic_articles_116_181153.
20. Халиманович, Н. Общая характеристика двусторонних отношений Беларуси со странами Балтии (1990-2002 гг.) / Н. Халиманович // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2003. – № 2. – С. 6.
21. Кравченко, П. Возрождение Беларуси – это наш своеобразный вклад в возрождение мировой семьи народов / П. Кравченко // Народная газета. – 1991. – № 10. – С. 3.
22. Усов, П. Место Беларуст в геополитическом пространстве : взгляд изнутри / П. Усов // Политическая сфера. – 2005. – № 5. – С. 117 – 125.
23. Челядинский, А. Внешнеполитические приоритеты и интересы Республики Беларусь / А. Челядинский // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2003. – № 4. – С. 27–33.
24. Корзенко, Г. В. Международные отношения и внешняя политика государств: электронное учебное пособие / Г. В. Корзенко, В. А. Зенченко, А. А. Криворот. – Минск : БГПУ, 2013. – 151 с.
25. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Гусев, А. В. Принцип консенсуса в национально-государственных интересах Республики Беларусь / А. В. Гусев // Проблемы управления. – 2010. – № 4 (37). – С. 67 – 69.
27. Горбачев, М. С. Грани глобализации : трудные вопросы современного развития / М. С. Горбачев. – М. : Альпина Паблишер, 2003. – 592 с.
28. Бобков, В. А. Беларусь в геополитическом измерении / В. А. Бобков // Беларуская думка. – 2010. – №7. – С. 38 – 43.
29. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
30. Василевич, Г. А. Конституционное право : учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
31. Права человека : учеб. пособие / С. А. Балашенко [и др.] ; под общ. ред. С. А. Балашенко, Е. А. Дейкало. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
32. Дубинина, А. П. Права человека / А. П. Дубинина. – СПб. : Питер, 2015. – 250 с.
33. Соколов, Е. Р. Всеобщие права человека / Е. Р. Соколов // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 29 – 36.
34. Черне, А. И. Понятие и сущность прав человека / А. И. Черне // Вестник ВГУ. – 2015. – № 2. – Серия В. – С. 67 – 70.
35. Число зарегистрированных преступлений и уровень преступности
по областям и г. Минску в 2017 году [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=162163.
36. Общие итоги миграции населения[Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/obschie-itogi-migratsii-naseleniya-respubliki-belarus/.
37. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
38. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/obschie-itogi-migratsii-naseleniya-respubliki-belarus.
39. Демографический ежегодник : статистический сборник. – Минск, 2017. – 440 с.
40. Стризое, А.Л. Национальное самоопределение в пространстве глобализации : методологические аспекты / А. Л. Стризое // Современные глобальные вызовы и Беларусь : институты, идеологии и стратегии социально-политического взаимодействия. Белорусская политология : многообразие в единстве. – Гродно, 2016. – С. 185 – 188.
41. Писорчик, А. С. Положение Республики Беларусь в структуре современного глобального социально-политического пространства / А. С. Писорчик // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2018. – № 43. – С. 203 – 212.
42. National Strategy of the United States of America [Electronic resource] // The White House. – Access mode: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf.
43. The Long View How will the global economic order change by 2050? [Электронный ресурс] // PwC : website. – Access mode: https://www.pwc.com/gx/en/world-2050/assets/pwc-theworld-in-2050-full-report-feb-2017.pdf.
44. Полулях, Д. С. Турбулентность в современной мировой политике: дискурсы и практика : автореф. дис. … канд. полит. наук : 23.00.04 / Д. С. Полулях ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М., 2016. – 30 с.
45. Окунев, И. Ю. Критическая геополитика и посткритический сдвиг в исследовательской парадигме геополитики / И. Ю. Окунев // Культурная и гуманитарная география. – 2012. – № 2. – С. 154.
46. Buzan, B. Security : A New Framework for Analysis / Buzan B., Wæver O., de Wilde J. – Colorado : Lynne Rienner Publishers, 1998. – 239 p.
47. Из выступления А. Г. Лукашенко в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева, Казахстан, Астана, 25 мая 2011 года [Электронный ресурс] // Евразийский университет имени Л. Н. Гумилева. – Режим доступа: http://www.enu.kz/ru/.
48. Общее видение, единый подход: сильная Европа. Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политической безопасности [Электронный ресурс] // EuropeanUnion :officialwebsite. – Режим доступа: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_global_strategy_ru.pdf. – Дата доступа: 25.10.2018.
49. Малевич, Ю. И., Инновационные стратегии глобализации / Ю. И. Малевич, И. А. Малевич. – Минск : РИВШ, 2016. – 408 с.
50. Когут, В. Г. Современная Беларусь в геополитическом измерении / В. Г. Когут // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2016. – № 2-2 (14). – С. 7 – 15.
51. Тихомиров, А. Внешняя политика Республики Беларусь : итоги двадцати лет / А. Тихомиров // Государство и право. – 2017. – № 4. – С. 30 – 35.
52. Theresa May accuses Russia of interfering in elections and fake new [Электронный ресурс] // The Guardian : website. – Access mode: https://www.theguardian.com/politics/2017/nov/13/theresa-may-accuses-russia-of-interfering-in-elections-and-fake-news. – Access date: 25.10.2018.
53. Пантин, В. И. Факторы дестабилизации современного мирового порядка и политические риски для России / В. И. Пантин // Дестабилизация мирового порядка и политические риски развития России : сб. ст. – М., 2010. – С. 133–138.
54. Sakwa, R. The death of Europe? Continental fates after Ukraine / Sakwa, R // International Affairs. – 2015. – Iss. 3. – P. 553–579.
55. Выступление программного директора по Беларуси Фонда К. Аденауэра В. Зендера на Минском форуме [Электронный ресурс] // Ютуб. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sdjmwBRsueM.
56. Выступление министра иностранных дел Беларуси В. Макея в рамках XV Минского форума, 17 ноября 2017 г., Минск [Электронный ресурс] // Министерство иностранный дел Республики Беларусь : офиц. сайт. Электрон. дан. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/statements/bbc79f3feb92e5d3.html. – Дата доступа: 25.10.2018.
57. Кожоки, Е. М. Основные приоритеты внешней политики России (1992 – 1999) / Е. М. Кожоки // Внешняя политика Российской Федерации. – М., 1992. – 190 с.
58. Лайков, К. М. Перспективные направления участия Республики Беларусь в «восточном партнерстве» / К. М. Лайков // Беларусь в современном мире : сб. тр. конф. – Минск : БГУ, 2017. – С. 41–44.
59. Чакыр, О. Д. Беларусь и Турция в XXIв. : проблемы и перспективы отношений / О. Д. Чакыр // Беларусь в современном мире : сб. тр. конф. – Минск : БГУ, 2017. – С. 73–74.
60. Krugman, Paul. The narrow moving band, the Dutch disease, and competitive consequences of mrs.Thatchers [Electronic resource] // Paul. Krugman. – URL: Access mode: http://www.eco.uc3m.es/ ~ desmet/trade/ KrugmanJDE1987.pdf.
61. Нехорошева, Л. Н. Инновационные процессы в условиях формирования «новой экономики»: проблемы и перспективы / Л. Н. Нехорошева [Электронный ресурс] // Институт эволюционной экономики. – Режим доступа: http://iee.org.ua/files/conf/conf_article3.pdf.
62. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы : Указ Президента Респ. Беларусь, 15 дек. 2016 г., № 466 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 428. – 1/17387.
63. Дыдышко, Ж. Л. Республика Беларусь в контексте международного сотрудничества и внешнеэкономических отношений / Ж. Л. Дыдышко // Профессионал года 2017. – 2017. – № 4. – С. 61–64.
64. Перспективы развития сотрудничества Республики Беларусь и Республики Корея обсуждены на встрече в Совете Республики [Электронный ресурс] // Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.sovrep.gov.by/ru/news-ru/view/perspektivy-razvitija-sotrudnichestva-respubliki-belarus-i-respubliki-koreja-obsuzhdeny-na-vstreche-v-12276-2018/.