Введение
1 Непроизводственная сфера в системе общественного воспроизводства. Особенности ее финансирования. Задачи анализа исполнения сметы расходов
1.1 Роль бюджетного финансирования в экономическом развитии непроизводственной сферы
1.2 Бюджетная классификация и ее значение в организации исполнения сметы расходов
1.3 Виды расходов, задачи их анализа
2 Анализ исполнения сметы расходов
2.1 Методы, приемы анализа исполнения сметы расходов и источники информации для его проведения
2.2 Оценка полноты и правильности исполнения сметы расходов
2.3 Оценка действия факторов, влияющих на отклонение кассовых и фактических расходов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В структуре финансов страны значительную долю занимают организации, деятельность которых практически полностью финансируется за счет средств республиканского, регионального и местных бюджетов. Данный факт определяется, прежде всего, назначением бюджетных учреждений, через деятельность которых государство выполняет свои функции в области здравоохранения, образования, обороны страны, культуры и спорта, обеспечения безопасности граждан.
Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. При этом хозяйственная деятельность характеризуется целью, процессом и средствами её достижения, а также результатами, которые складываются под воздействием различных факторов. Цель хозяйственной деятельности бюджетных учреждений состоит в выполнении намеченных государством социальных задач с помощью использования созданных в материальном производстве ценностей. При этом характерно, что предметом потребления выступают не продукты производства, а сам процесс производства полезного эффекта деятельности учреждения. Он обеспечивает удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей или изменение социальных условий, в которых осуществляется их жизнедеятельность, направленных на достижение общественных благ, при этом не преследуются цели получения прибыли и её распределения между участниками.
Тот факт, что финансирование бюджетных организаций осуществляется за счет бюджетных средств, ставит эффективность деятельности государства по выполнению своих функций в прямую зависимость от того, насколько рационально организовано планирование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств.
Объект исследования – ГУО Гимназия № 5 г. Минска.
Предмет исследования – организация и методика анализа исполнения бюджетной сметы ГУО Гимназия № 5 г. Минск.
Целью данной курсовой работы является изучение организации и методики анализа исполнения бюджетной сметы в учреждении образования.
1 Непроизводственная сфера в системе общественного воспроизводства. Особенности ее финансирования. Задачи анализа исполнения сметы расходов
1.1 Роль бюджетного финансирования в экономическом развитии непроизводственной сферы
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе Республики Беларусь. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением –с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.
Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
2) организация налогов;
3) финансирование отраслей народного хозяйства;
4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения.
2 Анализ исполнения сметы расходов
2.1 Методы, приемы анализа исполнения сметы расходов и источники информации для его проведения
История гимназии началась в 1991 году, когда решением Минского городского Совета народных депутатов была открыта средняя школа № 199 г. Минска. В 1995 году средняя школа № 199 г. Минска была преобразована в гимназию № 5 после проведения аттестации Государственной инспекцией образовательных учреждений Министерства образования и науки Республики Беларусь. В апреле 2007 года ГУО «Гимназия № 5 г. Минска» была аккредитована Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь.
Гимназия — учреждение общего среднего образования, которое функционирует в составе V—XI классов и реализует образовательные программы общего базового образования, общего среднего образования с изучением на повышенном уровне английского языка - на II и III ступенях и русского языка, физики и математики - на III ступени общего среднего образования. Для реализации образовательной программы начального образования в гимназии дополнительно открыты I-IV классы.
В государственном учреждении образования «Гимназия № 5 г. Минска» представлен широкий спектр факультативных занятий, направленных на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания. Учащимся предлагаются факультативы гуманитарной, естественно-математической, экологической, обществоведческой, спортивной, музыкальной, художественной и хореографической направленностей.
В гимназии работает уникальный педагогический коллектив из 130 педагогов, 125 учителей имеют высшее образование, четверо закончили аспирантуру. Высшая квалификационная категория присвоена 76 учителям, 29 педагогов имеют первую квалификационную категорию.
Два педагога гимназии награждены нагрудным знаком «Отличник образования». Высокие достижения 20 педагогов отмечены Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь. Почетную грамоту комитета по образованию Мингорисполкома получили 27 учителей.
Четыре педагога удостоены премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи за эффективную работу с одаренными учащимися. Гранты Мингорисполкома были присуждены 14 педагогам, премии Мингорисполкома получили 8 учителей гимназии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с исследованием организации и методики исполнения бюджетной сметы и анализа кассовых и фактических расходов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- финансирование является неотъемлемой частью любой бюджетной организации;
- применение бюджетной классификации позволяет сопоставлять республиканские и международные показатели;
- бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций;
- выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей;в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией;
- организации и методики анализа кассовых и фактических расходов предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, отклонений фактических расходов от назначений по смете, фактических расходов от кассовых;
- бюджетные средства должны выделяться своевременно и непрерывно, только при этом условии обеспечивается нормальная работа учреждения и соблюдение им расчетной дисциплины;
- анализ отклонений фактических расходов от сметы позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, а также выявлять факторы, влияющие на работу колледжа и в разрезе бюджетной классификации.
Основной целью данной курсовой работы является организации и методики анализа кассовых и фактических расходов. Финансовые ресурсы бюджетных организаций – материальная основа финансовых отношений, складывающихся в бюджетных организаций, совокупность денежных средств в оперативном управлении организации. К ним относятся:
― средства бюджетов разных уровней;
― средства государственных внебюджетных фондов;
― поступления от осуществления предпринимательской деятельности.
1 Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций / Д.А. Панков [и др.]; под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. – М.: Новое знание, 2015. – 631 с.
2 Аносов, В.М. Проблемы организации финансов: Учебн.-метод. пособие / В.М. Аносов. – Минск: БГЭУ, 2012. – 111 с.
3 Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие / М. П. Афанасьев. – М.: ГУ ВШЭ, 2011. – 243 с.
4 Бедрачук, И. А. Финансы бюджетных организаций: учебное пособие / И. А. Бедрачук, Е. В. Пивень. – Влидивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. – 52 с.
5 Бежино, Л. Д. Администрирование доходов бюджета – взгляд казначея// Финансы. – 2012. – №2 – с. 33.
6 Бондарь, Г.Е. Финансы предприятий: практикум / Г.Е. Бондарь – Минск: БГЭУ, 2013. – 242 с.
7 Бурачевский, С. Бюджет – 2012: без дефицита с социальным уклоном // Финансы. Учет. Аудит. – 2011. – №12 – с. 9-11
8 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9 Власов, С. А. Анализ факторов, определяющих динамику бюджетного баланса / С. А. Власов // Деньги и кредит/ – 2011. – № 5 – c. 63.
10 Воронин, Д. В. Эффективная система планирования и кассового исполнения государственного бюджета как основа экономического прогресса и социальной стабильности / Д. В. Воронин // Банковское дело. − 2013. − № 11. – с. 2-5.
11 Госбюджет: практикум / Т.В. Сорокина [и др.]; под общ. ред. Т.В. Сорокиной. – Минск: БГЭУ, 2011. – 184 с.
12 Данилов, Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учеб. пособие / Е.Н. Данилова, В. Е. Абарникова, Л. К. Шипиков. – Минск: Интерпрес-сервис, Экоперспектива, 2013. – 336 с.
13 Еськова. Л.Ф. Совершенствование методики возмещения расходов в бюджетных организациях / Л. Ф. Еськова // Бухгалтерский учёт и анализ. − 2014. − № 7. – с. 35.
14 Заяц, Н. Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, Л. А. Ханкевич; под общ. ред. М.И. Ткачук-. − Минск: Выш. шк., 2015. – 240 с.
15 Клишевич, Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учеб. пособ. / Н. Б. Клишевич. – М.: КНОРУС, 2016. – 304 с.
16 Лисицына, Е.В. Управление финансовыми результатами компании / Е.В. Лисицына, Г.С. Токаренко // Финансовый менеджмент. – 2011. – №6. – с. 125-130.
17 Панков, Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие / Д. А. Панков. – М.: Новое знание, 2012. – 409 с.
18 Поляк, Г. Б. Финансы бюджетных организаций: учебник / Г. Б. Поляк; под ред. проф. Г.Б. Поляка, – М.: Вузовский учебник, 2014 – 363 с.
19 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 г. № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» в редакции от 31.03.2016 № 15 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.– www.pravo.by – Дата доступа – 17.08.2017 г.
20 Ромаш, М. В. Государственный бюджет: учеб. - методич. пособие / М. В. Ромаш, Т. Г. Ролева.– Минск :МИТСО, 2013. – 96 с.
21 Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние // Белорусский экономический журнал. – 2011. – №2 – с. 60-73.
22 Сорокина, Т. В. Государственный бюджет: Учеб. Пособие / Т.В.Сорокина. − Минск: БГЭУ, 2013. − 289 с.
23 Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс Республики Беларусь / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2015. – 240 с.
24 Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. / Т.В. Сорокина, Минск: Маладзічок, 2015. – 234 с.
25 Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние / Т. В. Сорокина // Белорусский экономический журнал. – 2011. – №2 – с. 60-73.
26 Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс / Л. М. Тетерина. – Минск: МИУ, 2013. – 216 с.
27 Ткачук, М. И. Государственный бюджет: учеб. пособие / М.И. Ткачук; под ред. Ткачук М. И. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 240 с.
28 Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е.Заяц [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. Н. Василевской. – Минск: Выш. школа, 2016. – 528 с.
29 Фисенко, М. К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М. К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2013. – 184 с.
30 Шахнович, С. В. Финансы: учебно-методические материалы / С. В. Шахнович. – Витебск, 2016. – 189 с.