ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств существования. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере, недопущения такого явления, как бедность.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции Республики Беларусь, наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Актуальность исследования вопросов организации проблемы бедности и социальной защиты населения обусловлена целым рядом факторов. В период трансформации белорусского общества, его перехода к рынку, вопросы обеспечения социальной защищенности населения страны приобрели особую остроту в связи с высоким уровнем бедности белорусов. Последствия мирового финансового кризиса, уже проявившиеся и ожидаемые, в еще большей степени актуализируют задачу повышения эффективности социальной защиты населения.
Цель данной работы – провести анализ системы социальной защиты в зарубежных странах и в Республике Беларусь.
Для раскрытия цели работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть такое негативное социальное явление, как бедность, его причины и последствия;
- отразить суть социальной защиты населения;
- рассмотреть основные направления реализации социальной защиты, особенности ее в зарубежных странах (на примере Казахстана и Украины);
- определить направления совершенствования социальной политики, направления реализации и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются проблемы социальной защиты и их особенности в переходной экономике. Объектом исследования являются экономика
1 Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия
1.1 Бедность как опасное социальное явление: сущность и причины возникновения
Вначале необходимо дать несколько определений такому негативному социальному явлению, как бедность.
Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ [10, c.210].
Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни [11, c.101].
Бедность – это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения [2, c.398].
Бедность – явление многоаспектное, поэтому понятие «бедность» является спорным и неоднозначным, включая в себя не только характеристики материальных ресурсов, таких как доходы, питание и жилье, но и здоровье, образование, ожидаемая продолжительность жизни – то, что определяет качество жизни. Чаще всего под бедностью понимается ограниченность дохода, но если исходить из широкого определения бедности, то отсутствие доступа к власти и управлению, невозможность влиять на проводимую государством политику и принимаемые решения также является бедностью.
В качестве показателей бедности используются следующие социально-демографические характеристики: детская смертность, процент грамотности, охват школьным образованием, здоровье нации, средняя продолжительность жизни, ВВП на душу населения, эмиграция населения и др.
Сформировавшаяся к настоящему времени концепция бедности оперирует понятиями абсолютной, относительной и субъективной бедности.
Абсолютная бедность – невозможность удовлетворения основных потребностей человека в пище, одежде, жилье. Для определения этого минимума составляется потребительская корзина и высчитывается ее стоимость. Поскольку черта бедности устанавливается государством и зависит от возможностей бюджета финансировать социальные программы, то и количество бедных в одной и той же стране, в одно и то же время может меняться в зависимости от того, на каком уровне определена эта черта [2, c.401].
В развитых странах чаще пользуются понятием прожиточного минимума, основанного на понятии относительной бедности. Прожиточный минимум сопоставляется с доходами домохозяйств, в которые входят зарплаты, доходы от предпринимательства, доходы от собственности, социальные выплаты как в денежной, так и в натуральной форме. Для определения черты относительной бедности используется понятие среднедушевого дохода; бедными считаются те, чьи доходы составляют от 40% до 60% (в разных странах по-разному) среднедушевого (дохода).
Субъективная бедность определяется в ходе опроса общественного мнения самими респондентами. Сопоставляется уровень текущих доходов с
2. Механизм социальной защиты и пути преодоления бедности (на примере зарубежных стран)
2.1 Характеристика механизма социальной защиты в Республике Казахстан
Данный вопрос курсовой работы рассмотрим на примере двух государств, со схожей с Республикой Беларусь "судьбой". После развала СССР все его бывшие республики стали уже самостоятельно строить свои политические и экономические системы. Главным же индикатором развития любой страны является, несомненно, уровень жизни ее населения, его социальная защищенность. Сравнивать Республику Беларусь с развитыми странами с рыночной экономикой, на мой взгляд, пока рано - наша страна все еще никак не завершит так называемый "переходный этап", по-настоящему не перейдет к рыночным отношениям. Поэтому в качестве "оппонентов" мною выбраны Казахстан и Украина - государства с момента своего суверенитета, находившиеся примерно в одной "весовой категории" с Республикой Беларусь по вопросам, касающимся социальной защиты.
Действующая система социальной защиты Республики Казахстан характеризуется преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами.
На принципе полной солидарности организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и по возрасту. Все физические лица – граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.
В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков с зависимостью выплат от размеров отчислений.
Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения при наступлении старости, основанный на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные стимулы для участия в системе.
Действующим законодательством предусмотрено осуществление добровольного страхования на случай наступления социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило пока должного распространения.
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ уровня жизни и уровня бедности в Республике Беларусь
Вначале рассмотрим уровень жизни и уровень бедности в Республике Беларусь, отталкиваясь от данных 2015 года.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни в 2015 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 8,2 млн.рублей в месяц и по сравнению с 2014 годом увеличились на 1,6 млн. рублей (на 23,6%).
Распределение домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2015 году представлено в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Распределение домашних хозяйств Республики Беларусь по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2015 году (в процентах к итогу)
| | Всего по республике | Домашние хозяйства, состоящие из одного человека | Домашние хозяйства без детей | Домашние хозяйства с детьми в возрасте до 18 лет | Из них имеющие |
| 1 ребенка | 2 детей и более |
| Все домашние хозяйства | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| в том числе с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов, тыс.руб. в месяц | | | | | | |
| до 1000,0 | 0,9 | 0,1 | 0,4 | 2,0 | 1,3 | 3,3 |
| 1000,1-1500,0 | 4,2 | 1,8 | 2,4 | 8,4 | 5,2 | 14,1 |
| 1500,1-2000,0 | 8,8 | 4,9 | 6,1 | 15,5 | 11,5 | 22,6 |
| 2000,1-2500,0 | 14,3 | 13,4 | 11,0 | 18,8 | 16,4 | 23,0 |
| 2500,1-3000,0 | 16,7 | 17,3 | 15,4 | 17,8 | 18,8 | 16,0 |
| 3000,1-3500,0 | 14,0 | 14,5 | 14,6 | 13,0 | 15,2 | 9,0 |
| 3500,1-4000,0 | 10,2 | 10,2 | 11,8 | 8,3 | 10,4 | 4,6 |
| 4000,1-4500,0 | 7,7 | 7,3 | 9,9 | 5,6 | 7,2 | 2,6 |
| 4500,1-5000,0 | 5,8 | 6,4 | 7,1 | 3,6 | 5,0 | 1,2 |
| 5000,1-5500,0 | 4,3 | 4,4 | 5,9 | 2,3 | 2,9 | 1,2 |
| 5500,1-6000,0 | 3,0 | 3,8 | 3,9 | 1,2 | 1,7 | 0,5 |
| более 6000,0 | 10,1 | 15,9 | 11,5 | 3,5 | 4,4 | 1,9 |
Источник: собственная разработка на основе данных [23]
Доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (национальной черты малообеспеченности) составила 3,4%, (в 2014 году – 4%), в городах и поселках городского типа – 2,7% (в 2014 году – 3,3%), в сельских населенных пунктах – 5,2% (в 2014 году – 5,9%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует ряд определений понятия "бедность". Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Бедность – это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.
Абсолютная бедность – невозможность удовлетворения основных потребностей человека в пище, одежде, жилье. Для определения этого минимума составляется потребительская корзина и высчитывается ее стоимость. Поскольку черта бедности устанавливается государством и зависит от возможностей бюджета финансировать социальные программы, то и количество бедных в одной и той же стране, в одно и то же время может меняться в зависимости от того, на каком уровне определена эта черта.
В развитых странах чаще пользуются понятием прожиточного минимума, основанного на понятии относительной бедности.
Различные эксперты в области экономики выделяют множество причин возникновения бедности в обществе, ниже перечислены основные из них:
- экономические, составляют такие факторы как безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли.
- социально-медицинские, включают инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости.
- демографические, вызваны существованием неполных семей, большим количеством иждивенцев в семье.
- социально-экономические, возникают при низком уровне социальных гарантий в стране и др.
Негативные последствия, которые порождаются бедностью, следующие. Во-первых, бедность является фактором социальной напряженности. Во-вторых, бедность отрицательно сказывается на человеке, не позволяя реализовывать свои способности. В-третьих, живущие в странах "третьего мира" бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические заболевания, лишая работоспособное население возможности трудиться. Конечно же негативных последствий, которые связаны с бедностью гораздо больше. Перечисленные выше являются самыми опасными и губительными для существования любого современного государства.
Действующая система социальной защиты республики Казахстан характеризуется преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами. В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков с зависимостью выплат от размеров отчислений.
Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад
1. Беларусь. Факты / С.П.Самуэль; под общ.ред. С.П. Самуэля. – Мн.: Высшая школа, 2011. – 288 с.
2. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б.Антонова; под общ.ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008 г. - 775 с.
3. За 14 лет в Беларуси стало в 10 раз меньше бедных [Электронный ресурс] / Тут.бай. - Режим доступа: http://finance.tut.by/news413936.html/. Дата доступа: 18.12.2016.
4. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 года №1126 [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/kompleksnaya-programma-razvitiya-socialnogo-obsluzhivaniya-na-2011-%E2%80%93-2015-gody.pdf/. Дата доступа: 18.12.2016.
5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2013. – 76 с.
6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2014. – 76 с.
7. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2015. – 76 с.
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с
9. Лутохина, Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: учебное пособие / Э.А.Лутохина. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 204 с.
10. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. - Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
11. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" / П.Г.Никитенко; под общ.ред. П.Г.Никитенко. - Мн.: Равноденствие, 2008. - 295 с.
12. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/deatelnost/. – Дата доступа: 18.12.2016.
13. Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан. – Режим доступа: http://www.enbek.gov.kz/. – Дата доступа: 18.12.2016.
14. Министерство социальной политики Украины: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства социальной политики Украины. – Режим доступа: http://www.mlsp.gov.ua/labour/control/uk/index. – Дата доступа: 18.12.2016.
15. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков/ М.И.Ноздрин-Плотницкий. - Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2013. – №2. – с. 5 – 10.
16. Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за I полугодие 2015 года Электронный ресурс] / Институт экономики НАН РБ. - Режим доступа: http://economics.basnet.by/files/Itogi_2015%281%29.pdf/. - Дата доступа: 18.12.2016.
17. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ А.Б.Чищевин; под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2010. – 220 с.
18. Сверж, А.И. Главная цель государства — забота о человеке / А.И.Сверж // Финансы, учет, аудит. - 2009. — №9. — С.2-3.
19. Сухорукова, Т. Социальные рычаги экономического роста // Т.Сухорукова. - Экономист. – 2011. - №7. – С. 56.
20. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский; под общ.ред. Л.С.Тарасевич. - М.: Юрайт-издат, 2009. - 652 с.
21. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007г. - 432 с.
22. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; под общ.ред. Н.И.Базылева. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752 с.
23. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/. – Дата доступа: 18.12.2016.
24. Электронный портал Министерства образования Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=2271/. – Дата доступа: 18.12.2016.
25. Электронный правовой портал [Электронный ресурс] / Право.бай. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20601475&p2={NRPA}. – Дата доступа: 18.12.2016.
26. Электронный портал Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mas.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/. – Дата доступа: 18.12.2016.