Введение
1.1 Понятие социального страхования
1.2 Содержание социального страхования, его принципы
2. Опыт развития системы социального страхования в развитых странах (по выбору описывается опыт 2-3 страны)
2.1 Социальное страхование в Германии
2.2 Социальное страхование в США
3. Система социального страхования в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования в контексте зарубежного опыта
3.1 Система построения социального страхования в Республике Беларусь
3.2 Проблемы и пути совершенствования социального страхования в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь является социально-ориентированным государством, поэтому социальная политика – это главный приоритет. Цель государства обеспечить своим гражданам достойный уровень качества жизни.
В нашей стране основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.
В основе социального государства лежит стремление обеспечить достойный уровень жизни своим гражданам, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Основным документов определяющий основные принципы социальной политики является Конституция Республики Беларусь. Согласно статье 21, государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Одним из важнейших показателей социальной политики является социальное страхование. Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее, если не установлено иное, – граждане) за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования. Цель социального страхования создать условия для поддержки граждан страны в те моменты, когда это необходимо. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой - поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру.
1 Содержание, виды и формы социального страхования
1.1 Понятие социального страхования
Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. На содержание таких членов общества направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных отношений эта часть общественного продукта используется посредством формирования и использования определенных денежных фондов.
Таким образом, социальное страхование — это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.
Сущность социального страхования характеризуется рядом признаков, принципов и функций. К основным признакам относятся [21, с.136]:
• наличие риска случайного характера и страха его проявления с соответствующими негативными последствиями;
• повторяемость и предсказуемость страховых событий;
• инверсия эксплуатационного цикла (опережение платы за страховую защиту по отношению к выплате страхового возмещения);
• договорной характер отношений между страхователями и страховщиками;
• эквивалентность и замкнутость отношений страховщика и страхователя, означающие выплату страхового возмещения при наличии договора страхования, уплаты страхового взноса (премии) и в соответствии с объемом страховой защиты;
• свобода в выборе страхователями страховщика, объектов страхования и страховой суммы при добровольной форме страхования.
2 Опыт развития системы социального страхования в развитых странах (по выбору описывается опыт 2-3 страны)
2.1 Социальное страхование в Германии
В Беларуси остро стоит проблема выбора пути, по которому должно развиваться социальное страхование. С целью выбора наиболее рационального выбора необходимо основываться на опыте различных стран, адаптируя его к реалиям нашего государства.
В наше время системы социальной защиты функционируют более чем в 170 странах мира. На их формирования оказывали влияние различные факторы, как результат каждая из них имеет свою специфичную систему, отражающую роль индивидуальной ответственности, ответственности семьи, общества в целом, а также работодателей, соответствуя уровню экономического и политического развития, историческому опыту и сложившимся традициям.
Пенсионное, медицинское, страхование от безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вот наиболее распространенные виды социального страхования.
Германия – это страна, имеющая одну из самых продвинутых систем социального страхования, история развития данной системы насчитывает более 100 лет.
Система социального страхования в Германии состоит из 5-ти видов страхования: пенсионное; медицинское; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по безработице; по уходу.
В свою очередь пенсионное страхование можно разделить на три уровня:
1) обязательное государственное пенсионное страхование;
2) обеспечение в старости от предприятий;
3) частная система пенсионного обеспечения.
Основным является первый уровень, второй и третий значительно дополняют его, при этом, не являясь обязательными.
В Германии размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 19,1% начисленной заработной платы. Наниматель и наемный работник производят оплату в равных долях, при этом категория лиц относящихся к самозанятым работникам производит оплату данного страхового взноса самостоятельно и в полном объеме [5, c. 34].
3 Система социального страхования в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования в контексте зарубежного опыта
3.1 Система построения социального страхования в Республике Беларусь
Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РБ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
Средства государственного социального страхования состоят из обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в государственные страховые фонды, доходов от капитализации средств и других поступлений.
Средства государственного социального страхования хранятся в государственных внебюджетных страховых фондах, создаваемых актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь [7].
Средства государственного социального страхования не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.
Размеры обязательных страховых взносов (тарифов) на государственное социальное страхование устанавливаются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Размеры взносов так же могут определяться в зависимости от состояния техники безопасности и условий труда.
Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты, а значит, и организация социального страхования, различаются по видам, которые имеют свои особенности.
Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного выше материала можно сделать следующие заключения.
Для стабильного развития экономики государства необходимо создать стабильную систему социальной защиты, в основе которой лежит социальное страхование. Так как социальное страхование оказывает огромное влияние на развитие общество, во многих государствах создано обязательное государственное социальное страхование, которое позволяет сконцентрировать ресурсы в едином фонде, который позволяет создать надежную социальную защиту населения государства.
Каждое государство преследует цель о создании благоприятной почвы для жизни отдельной личности, отдельных социальных групп и общества в целом. От достижения этой цели зависит демократическая ситуация в стране, социально-психологическое состояние общества, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.
Социальное страхование включает в себя следующие задачи: формирование стабильной финансово-экономической сферы, позволяющий покрыть затраты на нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
За государственное социальное страхование отвечают органы исполнительной власти, к компетенции которых относится формирование государственного бюджета и его расходной части. Размер пособий и содержание льгот устанавливаются на уровне законодательных и нормативных актов. В основе их распределения лежит принцип солидарности, то есть размер выплат не зависит от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости. Практически по всем видам социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.
1. Григорьев, А.Д. Социальная работа в Беларуси: история, опыт, проблемы: учеб. пособие / А.Д. Григорьев. - Минск: Выш. шк., 2015. - 258 с.
2. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства / Д.С. Моляков. - Москва: Финансы и статистика, 1996. - 256 с.
3. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2015. - 231 с.
4. Финансы предприятий: учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко; под ред.Л.Г. Колпиной. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2014. - 336 с.
5. Финансы предприятий: учебное пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2015. - 528 с.
6. Страховое дело: учеб. пособие/ М.А. Зайцева [и др.]; под. ред. М.А. Зайцевой. - Минск: БГЭУ, 2011. - 286 с.
7. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2015. - 351 с.
8. Даргель, О. Состояние пенсионного обеспечения и перспективы развития пенсионного законодательства в Республике Беларусь / О. Даргель // Юстиция Беларуси. - 20100. - № 4. - С.5-6.
9. Каменков, В. Социальная защита: взносы и санкции / В. Каменков, П. Черемисин // Директор. - 2015. - № 9. - С.10-11.
10. Медицинское страхование в Германии/Электронный ресурс// Режим доступа: https://www.tupa-germania.ru/meditsina/gosudarstvennoe-meditsinskoe-strahovanie.html
11. Писарчик, Л.Я. Накопительная пенсионная система в Беларуси - реальность или иллюзия / Л.Я. Писарчик // Директор. - 2017. - № 8. - С.9-10.
12. Писарчик, Л.Я. Проблемы социального страхования в Беларуси / Л.Я. Писарчик // Директор. - 2004. - № 7. - С.9-13.
13. Писарчик Л.Я. Уровень социальной защищенности и проблемы социального страхования / Л.Я. Писарчик // Социальный вестник. - 2016. - № 1. - С.11-14.
14. Пособие по безработице в США в 2018 году/Электронный ресурс// Режим доступа: http://anothercitizenship.com/pmzh/posobie-po-bezrabotice-v-soedinennyx-shtatax-ameriki.html
15. Размер пособия по безработице в США в 2018 году /Электронный ресурс// Режим доступа: [http://www.forumdaily.com/na-kakie-posobiya-mozhno-rasschityvat-v-ssha
16. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь, 2017 Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат) 381с.
17. Средняя и минимальная пенсия в Германии в 2018 году /Электронный ресурс// Режим доступа: https://ru-geld.de/pension/pension-amount.html
18. Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь/Электронный ресурс// Режим доступа: https://ssf.gov.by/ru/budget-ru/
19. Средняя пенсия в США по старости в 2017-2018 гг. /Электронный ресурс// Режим доступа:https://visasam.ru/emigration/canadausa/pensiya-v-usa.html
20. Сущность социального обеспечения и его формы: учеб. пособие / под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166 с