ВВЕДЕНИЕ
1 Экономический рост: сущность, качество и факторы, его определяющие
1.1 Деловые циклы: понятия, модели
1.2 Понятие, показатели и факторы роста
2 Инновации в системе факторов экономического роста
2.1 Инновации и их роль в экономическом росте страны
2.2 Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
3 Особенности и совершенствование инновационной политики в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития инновационной экономики в Республике Беларусь
3.2 Оценка инновационной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инновационная политика – это стержень всего процесса расширенного воспроизводства и быстрая ликвидация многих проблем в развитии народного хозяйства. В последнее время все больше внимания уделяется вопросам формирования инновационной экономики, что совершенно справедливо, так как это позволяет уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов. Особенно актуальными вопросы инновационного развития стали в виду нового экономического кризиса. Во многих развитых странах наблюдается переход к инновационной экономике, который базируется на знаниях и эффективной системе разработки и внедрения технологических решений в различные сферы деятельности. В обеспечении динамически устойчивого развития национальной экономики первостепенная роль принадлежит новациям, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынке товаров и услуг. Этим и обусловлена актуальность моей курсовой работы.
1 Экономический рост: сущность, качество и факторы, его определяющие
1.1 ДЕЛОВЫЕ ЦИКЛЫ: ПОНЯТИЯ, МОДЕЛИ
Обеспечение экономического роста выступает одной из первостепенных направлений в деятельности любого правительства. Это обусловлено тем, что важные показатели социально-экономического развития страны, такие как уровень безработицы, благосостояние граждан и иные, напрямую зависят от того с каким успехом будут решаться проблемы экономического роста в стране.
Далее мы рассмотрим такие ключевые моменты как: Понятие деловых циклов и воздействие их на экономический рост, разносторонние взгляды экономистов на модели экономического роста.
В истории рыночной экономики наблюдалось немало кризисных периодов.
В 1825 году, в Англии разразился первый промышленный кризис. С того времени с приблизительно с интервалом от 5 до 12 лет в кризис повторятся как в одной так и в нескольких странах. На Западе самым разрушительным кризисом считается кризис 1929 – 1933 годов получивший название «Великая депрессия», в этот период произошел рост безработицы на 25%, а объем производства снизился от 40 до 50%.
Уменьшение амплитуды колебаний экономической активности приходится на время после окончания второй мировой войны, это выражается в том что, фазы подъема стали более продолжительными, а падение имеет более короткий промежуток. К примеру в промежуток 1990 по 1991 годы спад длился 9 месяцев, по итогу ВВП сократился 1,4%.
Как утверждает австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли Й. Шумпетер функцией кризиса, в условиях свободной конкуренции, является «созидательное разрушение». Кризис содействует улучшению качества и конкурентоспособности продукции, более прогрессивному обновлению капитала, но также урегулировал имеющиеся проблемы и противоречия в рыночной экономике. Функцию «очистки» кризис реализовывает при помощи механизма «цен». В кризисе 19-го века происходило падение цен, которое опережало падение объема производства, в результате чего произошло обесценивание основного капитала на фоне установления новых ценовых пропорций. При этом, когда возобновился процесс обновления капитала, произошло возрастание цен.
2 Инновации в системе факторов экономического роста
2.1 ИННОВАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ СТРАНЫ
Инновация – это результат специальной деятельности, приводящей к обновлению или усовершенствованию каких-либо продуктов или технологических процессов, основанный на порождении и применении новых знаний. Так же можно сделать вывод, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Важно понимать, что инновациями становятся новые открытия и разработки, получившие признание рынка, т.е. доведенные до вида, коммерчески выгодного для изготовителя, посредника и потребителя.
Существуют множество родственных рассматриваемому нами понятию слова. Одни из них – это новшество и нововведение. Часто эти два понятия не разводят с понятием инновация, но современные ученые находят характеристики для отличия этих слов.
Как например, И. Мирославский пишет что : "Перестановка мебели или замена портретов в кабинете - это, разумеется, новшество. А регистрация времени прихода и ухода сотрудников, если ее раньше не было, - конечно же, нововведение. Однако ни то, ни другое инновациями назвать нельзя, поскольку эти изменения не приводят к крупным, серьезным системным последствиям. А инновация же предполагает именно такие последствия".
Так же можно встретить и другой принцип отличия новшеств, нововведений и инноваций: Новшеством может считаться новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией (такого различия будем придерживаться и мы).
Отличие инноваций от изобретения, еще одного "родственного" инновациям понятия, кроется в том, что изобретение - это открытие какого-то нового явления, принципа; создание нового знания, ранее не существовавшего. А инновация - это коммерческое применение открытия или изобретения (т.е. извлечение прибыли из изобретения).
Помимо этого, следует понимать связь между понятиями инноваций и инновационной деятельности. Инновация, как мы уже определили, - это конечный результат инновационной деятельности.
3 Особенности и совершенствование инновационной политики в Республике Беларусь
3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь имеется сильный научно-технический потенциал, а также весомые открытия и разработки в различных отраслях науки и техники. Однако на данном этапе в стране инновационная деятельность находится на стадии становления.
К основным проблемам, которые препятствуют развитию инновационной деятельности в Республике Беларусь относятся:
1. Частные инвесторы не заинтересованы во вложение собственных средств в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность (далее НИ ОКР). Из второй главы мы уже знаем, что, например, США поняли, чтобы частные организации были заинтересованы в создании инноваций, необходимо предоставить им возможность получать от них коммерческую выгоду. Так появляется широко известный в мире закон Бэя-Доула, который позволил университетам, другим бесприбыльным организациям и предприятиям малого бизнеса иметь в собственности федеральные изобретения которые были созданы за государственный счет, получать доход от патентов и лицензий и делить прибыль с изобретателями.
2. Небольшое количество субъектов хозяйствования, которые занимаются инновационной деятельностью. Существует большая проблема в связи с тем, что нет возможности применить в практике созданные теоретические аспекты науки. В развитых странах эту проблему решили путем создания инновационно-активных предприятий при учебных заведениях, в которых реализуются созданные технологии. В Республике Беларусь, согласно Указу Президента Республики Беларусь № 123, пока только Белорусский государственный университет имеет право учреждать унитарные предприятия с целью коммерциализации научных идей и выпуска высокотехнологичной продукции за счет привлечения внебюджетных средств.
3. Немногочисленность субъектов инновационной инфраструктуры. Согласно Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь предусмотрено увеличение количества технопарков . Однако на сегодняшний день такой статус получен только тремя организациями: УП «Технопарк БНТУ » «Метолит», КУП «Минский областной инновационный центр», БОКУП «Брестский центр внедрения научно-технических разработок».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было рассмотрено определение экономического роста и влияние инновационной политики на него. Был проведен анализ схемы действия инновационного процесса, разобрались в значимости инноваций в развитии любой страны. Стратегии инновационного развития нет альтернатив, и ей должны быть подчинены политика реформ и преобразований, тактика конкретных действий во всех проявлениях жизни общества и государства. Поэтому очевидным становится факт, что только страны, которые делают упор на современные технические возможности и имеют гибкий хозяйственный механизм, быстро реагируют на все изменения в науке, технике и экономике, способны получать значительную добавленную стоимость. Один из основных факторов прогрессивного развития страны является повышение инновационной активности национальных субъектов хозяйствования. Это делает необходимым оказание государственной помощи организациям. Огромное влияние на инновационное развитие оказывает степень воздействия государства на выбранную им социально-экономическую политику. Важно понять, что сдерживает его, а что двигает вперед, при необходимости провести ряд реформ и преобразований. Так же необходимо не забывать о осуществлении оценки последствий после внедрения НИ ОКР с точки зрения их влияния на усиление процессов интенсификации общественного воспроизводства.
Отличительными чертами белорусской инновационной системы, определяющими ее специфику, позиционирующими Беларусь в мировом научно-техническом пространстве и создающими дополнительные привлекательные условия для потенциальных инвесторов и заказчиков должны стать:
1. Активное участие государства в формировании и поддержке функционирования инновационной системы, как гаранта инвестиций, как субъекта, отвечающего за качество подготовки высококвалифицированных кадров, как гаранта отсутствия коррупции, как организатора распространения инновационной культуры и инновационного мышления у всех граждан (за счет включения последних в идеологическую систему белорусского общества).
1. Богдан Н.И. Открытая модель инновационного процесса и трансформация индикаторов инновационного развития. Белорусский экономический журнал, №4, Минск, БГЭУ, 2018 – с. 28-33
2. Богдан Н.И. Показатель инновационного развития в экономике знаний: европейский опыт и задачи Беларуси. Белорусский экономический журнал №5, Минск, БГЭУ, 2017 – с. 15-25
3. Богдан Н.И. Роль образования в национальной инновационной системе. Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Юбилейный сборник. Минск, БГЭУ, 2018 – с. 26-29
4. Булава А.С. Опыт США в формировании инновационной экономики и развитии человеческого капитала // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. – с. 118
5. Герасимчик Н.В. Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста. Инновации – источник и индикатор устойчивого роста в национальной экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2012 – с.218
6. Глобальный индекс инноваций. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 25.08.2018). Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info
7. Глянцевич Ж.П. Инновации как фактор устойчивого развития экономики. ЦИИР, Гомель, 2012 – с.302
8. Инновации – источник и индикатор устойчивого роста в национальной экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2012 – с. 53
9. Дедков С. М., Мясникович М. В. Источники и перспективы устойчивого экономического роста Беларуси. Минск, Право и экономика, 2012 – с.46
10. Зубик Д.В. Управление инновациями. Механизмы устойчивого развития инновационных социально-экономических систем: материалы международной научно-практической конференции. Минск, БГЭУ, 2018 – с.69
11. Инновационный рейтинг Беларуси. Веды 16 лìпеня, Минск 2017 – с.15
12. Кисель И.А. Особенности налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь. Механизмы устойчивого развития инновационных социально-экономических систем: материалы международной научно-практической конференции. Минск, БГЭУ, 2018 – с. 36
13. «Наука и инновации» научно-практический журнал № 10, Минск 2015 – с.54
14. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь Статистический сборник Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017 – с.140.
15. Матрунич А.А. Роль инновационной политики в антикризисном регулировании. Инновации – источник и индикатор устойчивого роста в национальной экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2016 – с.105
16. Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3 – с.63
17. Монтик О.М. Влияние экономических факторов на результативность, инновации на предприятии. Вестник Белорусского государственного экономического университета №4, Минск, БГЭУ, 2016 – с.106
18. Морозова Ю.Э. Эффективность инновационной деятельности в условиях финансового кризиса. Инновации – источник и индикатор устойчивого роста в национальной экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2016 – с.75
19. Мясникович М.В.О роли государства в обеспечении инновационного процесса. Проблемы управления №1 Минск, 2017 – с.26
20. Мясникович М.В.. Республика Беларусь. Макроэкономическая динамика, инновационное развитие, экономическая безопасность. Минск, Беларуская навука, 2015 – с.214
21. Павлов К. Инвестиции и инновации интенсивного и экстенсивного типа: макроэкономический подход. Проблемы теории и практики управления №4, 2016 г. – с.29
22. Семашко В.И. Инновационное развитие Республики Беларусь: состояние и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества. ГУ «Белиса», Минск, 2016 – с.109
23. Свиридович В.А. Воздействие инвестиционной политики на состояние и возможности современной белорусской экономики. Гуманитарные науки. Выпуск 4, Минск, Право и экономика, 2016 – с.98
24. Сорбиров Б.В. Инновационная деятельность и ее стимулирование в национальной экономике. Инновации – источник и индикатор устойчивого роста в национальной экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2016 – с.86
25. Шимов Н.В. Национальная экономика Беларуси: учебник. Минск, БГЭУ, 2016 – с.312
26. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы»
27. Инновации и экономический рост: оценка факторов развития Ю.В. Иода Вестник ТГУ, выпуск 5 (73), 2009 – с.96
28. Тимирясова А. В., Байгильдеев А. В., Хикматов Р. И. Анализ международного опыта развития кластеров // Современные тенденции конкурентоспособности: инновации, инвестиции, кластерный подход: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Казань, 2010. С. 79–80.