Введение
1. Теоретические аспекты анализа производственных затрат и себестоимости продукции зерновых культур
1.1 Сущность затрат на производство продукции и основные принципы их классификации
1.2 Методика анализа производственных затрат и себестоимости продукции растениеводства
2. Анализ себестоимости продукции озимых зерновых культур ОАО «Щучинагропродукт» Щучинского района
2.1 Анализ состава, структуры и динамики общей суммы затрат на производство продукции озимых зерновых культур
2.2 Факторный анализ общей суммы затрат и себестоимости 1 тонны продукции озимых зерновых культур
2.3 Анализ себестоимости зерна по прямым статьям затрат («Оплата труда с начислениями», «Удобрения», «Семена»)
3. Планирование системы показателей факторной (факторных) моделей на основе резервов улучшения факторов и результативного показателя
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в себестоимости продукции.
Себестоимость – это выраженная в денежной форме сумма затрат, связанных с производством и реализацией определенного объема продукции. В этот показатель входят затраты природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и т.д.
Основными затратами на производство в современных условиях можно выделить сырье материалы и затраты на человеческие ресурсы. В условиях товарно-денежных отношений и экономической обособленности предприятия неизбежно возникают различия между социальными издержками производства и затратами предприятия. Общественные расходы на производство представляет собой затраты на живой труд, который отражается в стоимости продукции. Затраты на производство состоят из всей суммы затрат предприятия на производство и его реализацию. Эти расходы, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. Она включает в себя стоимость сырья, топлива, электричества и других элементов, амортизационные отчисления, оклады производственного персонала и другие денежные расходы. Снижение себестоимости производства означает экономию обоснованного живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства и роста сбережений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР
1.1 Сущность затрат на производство продукции и основные принципы их классификации
Производство или оказание услуг, предполагает наличие соответствующего ресурсного обеспечения, размер которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия сельскохозяйственной отрасли. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны оценивать объем затрат, связанный с производством продукции (работ, услуг). Этот фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень себестоимости продукции прямо влияет на конкурентоспособность предприятия и его экономику [3, с. 12].
Для того, чтобы оценивать, столько затрат необходимо понести на производство продукта, предприятие должно произвести свою оценку по качественному и количественному составу (средствам и объектам работы), а также по составу и объему рабочей силы, необходимой для его производства.
Независимо от того, какую деятельность ведет организация, производит ли она продукцию, выполняет ли она работы или оказывает услуги, она всегда сталкивается с таким показателем, как себестоимость продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции – это денежная оценка издержек, необходимых для производства продукции и ее продажи [13, с. 68].
Понять сущность термина «себестоимость» будет проще, если разложить на две составляющие – «себе» и «стоимость». Это стоимость товара «для себя», цена, в которую товар обошелся купившему его, цена покупки. Себестоимость продукции – это денежные затраты на покупку всех компонентов, нужных для ее производства.
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОЗИМЫХ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР ОАО «ЩУЧИНАГРОПРОДУКТ» ЩУЧИНСКОГО РАЙОНА
2.1 Анализ состава, структуры и динамики общей суммы затрат на производство продукции озимых зерновых культур
Открытое акционерное общество «Щучинагропродукт» образовано 19 ноября 2013 года на основании решения Общего собрания уполномоченных по реорганизации СПК «Щучинагропродукт» Щучинского района в ОАО. 4 апреля 2014 года к ОАО «Щучинагропродукт» было присоединено КСУП «Экспериментальная база «Руткевичи».
ОАО «Щучинагропродукт» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётные и другие счета в учреждениях банка, имеет гербовую печать РБ со своим наименованием, другие необходимые штампы и бланки. В своей деятельности хозяйство руководствуется Уставом акционерного общества и действующим Законодательством.
Хозяйство занимается выращиванием зерновых культур, сахарной свёклы, рапса, кормовых культур, производством молока, мяса крупного рогатого скота и свинины.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
1. Выращивание зерновых и зернобобовых культур;
2. Разведение крупного рогатого скота;
3. Деятельность автомобильного грузового транспорта;
4. Ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования, используемых в сельском производстве;
5. Электромонтажные работы;
6. Ремонт и техническое обслуживание тракторов;
7. Другие услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции.
Молоко, основная часть забирается крупным молокозаводом (Гродненским городским молочным заводом № 1). Бычки и тёлочки реализуются в хозяйствах области, идут на воспроизводство стада. Сдача выбракованного скота на мясо производится на крупнейшие заводы производителей мясоколбасных изделий и консервов Гродненской области, имеющий собственный убойный цех и отправляющий продукцию на экспорт.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФАКТОРНОЙ (ФАКТОРНЫХ) МОДЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ РЕЗЕРВОВ УЛУЧШЕНИЯ ФАКТОРОВ И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ
Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая программа, которая должна ежегодно корректироваться с учётом изменившихся на предприятии обстоятельств. Она должна носить комплексный характер, то есть должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции.
С экономических и социальных позиций снижение себестоимости позволяет [5, с. 287]:
1. Увеличить прибыль, остающуюся в распоряжение предприятия, а следовательно возможность не только простого, но и расширенного производства;
2. Улучшить материальное стимулирование работников и решение социальных проблем;
3. Улучшить финансовое состояние предприятия;
4. Снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить объем реализации;
5. В акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.
Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:
- материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака).
- мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объёма производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Издержки производства, затраты на производство, себестоимость -- важнейшие экономические категории, от которых зависит эффективность работы предприятия, его прибыльность и рентабельность. Эти категории близки между собой, но не тождественны, как на уровне общественного производства, так и на уровне предприятия.
В данной курсовой работе была рассмотрена динамика показателей себестоимости в ОАО «Щучинагропродукт»» в 2016 - 2017 гг.
В результате выполнения курсовой работы автором были выполнены следующие задачи :
- дана организационно-экономическая характеристика хозяйства ОАО «Щучинагропродукт»;
- рассмотрены теоретические основы категории себестоимость сельскохозяйственной продукции и пути ее снижения;
- дан анализ показателей себестоимости продукции озимых зерновых.
Данное предприятие имеет благоприятное географическое положение и природные условия. Хозяйство в достаточной степени обеспечено основными средствами, земельными и трудовыми ресурсами и осуществляет эффективное их использование. В целом предприятие является рентабельным.
Основными путями дальнейшего повышения эффективности производства в хозяйстве могут являться также методы организации, направленные на устранение различного рода потерь и сокращения производственных расходов, повышение производительности труда, изыскание средств для приобретения дополнительного количества техники, используемой при производстве продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение качества продукции и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
1. Акулич, В.В. Экономический анализ себестоимости продукции, работ, услуг / В.В.Акулич // Планово-экономический отдел. – – № 10. – С.70-74.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – Минск: Выс. шк., 2011. – 363 с.
3. Бабук, И.М. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов технических специальностей / И.М. Бабук. – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2009. – 327 с.
4. Герасимова, В.И. Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций. Часть II / В.И. Герасимова, Г.Л. Харевич. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2011. – 380 с.
5. Головачев, А.С. Экономика предприятия. В 2 частях. Часть II / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2012 – 464 с.
6. Грицай, А. В. Резервы снижения себестоимости продукции при различных методах ценообразования / А. В. Грицай // Экономика. Финансы. Управление. – 2013. – № 6. – С. 78-84.
7. Демко, А. Контроль над издержками – основа конкурентоспособости / А.Демко // Главный экономист. – № 8. – С. 17-22.
8. Добромудрова, И.А. Маркетинг: Курс лекций / И.А.Добромудрова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 126 с.
9. Карякина, О.А. Налоги и налогообложение: Курс лекций / О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2011. – 232 с.
10. Кожевникова, Т. С. Планирование снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) / Т. С. Кожевникова // Планово-экономический отдел. – 2012. – № 5. – С. 27-30.
11. Конова, В. Модернизация производственных систем как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / В.Конова // Проблемы теории и практики управления. – – № 11. – С. 8-18.
12. Левкович, А. О. Управленческий учет: все новое – это хорошо забытое старое / А. О. Левкович // Экономика. Финансы. Управление. – 2011. – №4. – С. 61-67.
13. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: Практикум / П.В.Лещиловский, В.С.Чеканов. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 310 с.
14. Макаренко, И. Себестоимость: союз экономики и математики / И.Макаренко // Главный экономист. – – № 9. – С. 8-12.
15. Мальцев, М. Управленческий учет на промышленных предприятиях / М.Мальцев // Главный экономист. – – № 7. – С. 22-27.
16. Мацукевич, В. Эффективное использование основных средств – важный резерв снижения затрат в АПК / В. Мацукевич // Аграрная экономика. – – № 7. – С. 11-14.
17. Методы учета затрат на производство и калькулирование продукции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.2buhgalter.ru/ articles/bukhuchet/18015. – Дата доступа:
18. Мисуно, П. И. Методические рекомендации по анализу затрат на производство продукции / П. И. Мисуно // Планово-экономический отдел. – 2011. – №1. – С. 44-79.
19. Никитина, Н. Система управления затратами и ее роль в финансовом менеджменте / Н. Никитина, Л. Парамонова // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №11. – С. 51-55.
20. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ услуг) от 26 января 2009 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 27 января 2009 г. № 8/75.
21. Паршин, В.Ф. Определение вклада изменения отдельных статей затрат в общее изменение себестоимости продукции / В.Ф. Паршин // Экономика. Финансы. Управление. – 2009. – № 10. – С. 46-51.
22. Пилипук, А. Перспективы снижения себестоимости конечной продукции предприятий промышленности / А. Пилипук, Т. Пронина // Аграрная экономика. – – № 4. – С. 27-36.
23. Русак, Н.А. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Н.А.Русак, В.И.Стражев, О.Ф.Мигун. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 398 с.
24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В.Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2010. – 736 с.
25. Сорокин, А.П. Производственный менеджмент: Курс лекций. А.П.Сорокин. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2011. – 327 с.
26. Федорова, Е. С. Резервы снижения себестоимости продукции при различных способах калькулирования / Е. С. Федорова // Экономика. Финансы. Управление. – 2011. – № 5. – С. 68-76.
27. Харевич, Г. Л. Управление инвестициями : Курс лекций. Часть I / Г. Л. Харевич. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 244 с.
28. Хрипач, В. Я. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко. – Изд. 2-е – Мн.: Экономпресс, 2011. – 464 с.
29. Экономика зарубежных стран. Часть 1: Учебное пособие / Н.А. Степанюга [и др.]; под ред. В.К. Матюшевской. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 207 с.
30. Экономика предприятия: Учебное пособие / Под общей ред. Л.Н.Нехорошевой. – Мн.: Вышэйшая школа, 2010. – 326 с.