ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАЗИСНЫХ (ЭТАЛОННЫХ) СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и значение стратегии ведении бизнеса организации
1.2 Классификация эталонных стратегий
2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОАО «8 МАРТА»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «8 Марта»
2.2 Стратегия ОАО «8 Марта»
3 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «8 МАРТА»
3.1 Анализ эффективности существующей стратегии организации
3.2 Влияние внешней среды на стратегию организации
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ОАО «8 МАРТА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия, избранная организацией, является основным, генеральным планом, представляющим собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения имеющихся либо привлекаемых со стороны ресурсов для достижения поставленных целей.
Выбор стратегии в бизнесе один выступает одним из главных вопросов в управлении. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Тема стратегии в ведении бизнеса очень актуальна, так как является основополагающим направлением в деятельности компаний, особенно в период развития инновационной экономики в условиях хозяйствования рыночной экономики. С помощью правильно выбранной стратегии организация или предприятие может выйти из сложной финансовой ситуации или даже умножить свой капитал.
Целью исследования является выявление особенностей применения эталонных стратегий на примере организации ОАО «8 Марта».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:
– изучить сущность и значение стратегии в деятельности организации;
– рассмотреть классификацию эталонных стратегий;
– дать характеристику и рассмотреть отличительные черты основных областей выработки стратегий;
– дать краткую экономическую характеристику ОАО «8 Марта»;
– изучить существующую стратегию ОАО «8 Марта»;
– провести анализ эффективности существующей стратегии ОАО «8 Марта»;
– изучить влияние внешней среды на стратегию организации;
– разработать предложения по совершенствованию стратегии ОАО «8 Марта».
Объектом исследования является ОАО «8 Марта». Предметом исследования являются эталонные стратегии, действующие на ОАО «8 Марта».
При написании работы использовались общенаучные методы, метод экономического анализа, системный подход к объекту исследования, статистические методы, наблюдение, библиографический метод.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАЗИСНЫХ (ЭТАЛОННЫХ) СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и значение стратегии ведении бизнеса организации
В системе управления предприятием существует несколько принципов, придерживаясь которых, можно не только поддерживать деятельность на высоком уровне, но и дальше развиваться. Используя продуманную систему действий на всех уровнях: от топ-менеджеров до рядовых исполнителей. Лучше всего, планируя деятельность компании на краткосрочную и долгосрочную перспективы, придерживаться уже существующего, проверенного в деле подхода. В общемировой практике таких подходов существует четыре, называются они эталонные стратегии развития бизнеса. Также они имеют название базовые (основные).
В случае следования этим стратегиям, каждая организация пытается улучшить свой продукт или перейти на новый, не меняя отрасли. Что касается рынка, организация ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо возможностей перехода на новый рынок. Эталонные (базисные) стратегии отражают четыре главных подхода к росту организации и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов:
– продукт;
– рынок;
– отрасль;
– положение организации внутри отрасли;
– технология.
Каждый из этих пяти компонентов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое [3, с.55].
Например, в отношении продукта это может быть либо решение производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта.
Каждый из этих элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или же новое. Например, в отношении продукта это может быть решение либо производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта.
В настоящее время, грамотно выстроенное стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Выбор стратегии, и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности организации по стратегическому управлению.
В стратегическом управлении стратегия рассматривается, как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы ее деятельности, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения [4, с. 78].
2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОАО «8 МАРТА»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «8 Марта»
Открытое акционерное общество «8 Марта» (далее Общество) создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 31 декабря 1996 года №344 путем преобразования государственного предприятия «Гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества и зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 27.04.2000 г. №229 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400078265.
Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Фирменное наименование:
на русском языке:
полное: Открытое акционерное общество «8 Марта»;
сокращенное: ОАО «8 Марта»;
на белорусском языке:
полное: Адкрытае акцыянернае таварыства «8 Марта»;
сокращенное: ААТ «8 Марта».
Основной целью деятельности организации является получение прибыли.
При этом учитываются факторы спроса и издержек производства каждого изделия, так как различные товары из выпускаемой номенклатуры находятся на разных стадиях жизненного цикла и под различным воздействием конкуренции.
В организации на 01.01.2018 установлена 871 единица основного технологического оборудования для производства трикотажного полотна, выпуска чулочно-носочных и трикотажных изделий, в том числе по отдельным видам оборудования:
- чулочное – 254 единицы;
- трикотажное – 41 единица;
- швейное, раскройное – 553 единицы;
- красильно-отделочное – 23 единицы.
В организации регулярно проводится модернизация оборудования, для оснащения производства современной продукции, отвечающей всем новым стандартам качества, предъявляемым требованиям рынка условиях инновационной экономики.
3 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «8 МАРТА»
3.1 Анализ эффективности существующей стратегии организации
Основной акцент для выпуска продукции ставится на естественные природные свойства и экологическую чистоту, практичность и комфорт, удобство в носке и дизайн, отвечающий модным тенденциям. Вся товарная номенклатура ОАО «8 Марта» состоит из следующих товарных групп:
– трикотажные изделия;
– чулочно-носочные изделия;
– трикотажное полотно.
В свою очередь, трикотажные изделия подразделяются на следующие подгруппы:
1) по видовому и половозрастному признаку – бельевые женские, мужские и детские; бельевые ясельные; верхние женские, мужские и детские; спортивные женские, мужские и детские; купальные женские, мужские и детские;
2) по составу полотна – из хлопка; из хлопка с полиэфиром; из хлопка с вложением лайкры; из хлопка с полиэфиром и вложением лайкры; вискозосодержащие; льносодержащие.
Чулочно-носочные изделия подразделяются на следующие подгруппы:
1) по видовому и половозрастному критерию – детские получулки; женские чулки и получулки; носки детские; носки женские; носки мужские; колготки детские;
2) по составу пряжи – из шерстяной смесовой пряжи; из хлопчатобумажной и хлопчатобумажной смесовой пряжи; из льняной смесовой пряжи; из пряжи с вложением ангоры, тенцела, модала, шерсти мериноса; из бамбуковой смесовой пряжи; из пряжи, содержащей вискозу и шелк.
Трикотажное полотно в зависимости от сырьевого состава подразделяется на следующие подгруппы: из хлопка; из хлопка с полиэфиром; из хлопка с вложением лайкры; из хлопка с полиэфиром и вложением лайкры; вискозосодержащее; льносодержащее.
Одним из главных факторов развития предприятия является выпуск импортозамещающей продукции. Ежегодно ОАО «8 Марта» разрабатывает импортозамещающую программу по производству потребительских товаров (трикотажных и чулочно-носочных изделий). На 2017 год объем производства по данной программе составлял 1485,3 тыс. изделий.
Для обеспечения выполнения данной программы проводилась целенаправленная работа по внедрению новых технологий, новых решений в ассортименте, использования новых современных видов сырья: микромодальной вискозной пряжи, синтетических нитей специального назначения (Thermolite, Coolmax), пряжи секционного крашения, льносодержащей пряжи высоких номеров с разными смесовыми составами, высокоизвитых полиэфирных нитей ОАО «СветлогорскХимволокно» для производства купального и спортивного ассортимента.
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ОАО «8 МАРТА»
В процессе реализации выбранной стратегии организация должна учитывать, что ее конкурентные преимущества могут быть реализованы не во всех рыночных ситуациях.
Точно определяя свои целевые рынки, предприятие выявляет конкретных потребителей, которым должен быть адресован план стратегии. Это ориентирует усилия и будущее направление.
Сильные стороны организации:
- оснащённость современным оборудованием в результате проведения технического перевооружения;
- резерв площадей и мощностей позволяет расширять выпускаемый ассортимент, улучшать его качественные характеристики, вносить корректировки в производственные программы, реагируя на изменения спроса; даёт возможность сотрудничать с различными фирмами;
- широкий ассортимент продукции, гибкая ассортиментная политика;
- фирменная торговля – целенаправленное развитие фирменной торговли позволило решить проблему оперативного доведения изделий фирмы до потребителя.
Слабые стороны организации:
- мониторинг складских запасов в режиме реального времени;
- сложность технологии – 5 основных разнородных стадий технологического процесса;
- отсутствие резерва производственного персонала;
- морально и физически устаревшее оборудование в чулочном производстве, а также для нанесения печати на трикотажное полотно;
- большая закредитованность по высоким ставкам;
- высокий уровень просроченной дебиторской задолженности;
- низкий удельный вес продукции для молодежной аудитории.
Возможности:
- привлечение дополнительных инвестиций в производство с целью обновления оборудования, расширения выпускаемого ассортимента, улучшения его качества и реализации, получения максимальной прибыли;
- оптимизация ассортиментной политики открывает предприятию широкие перспективы в насыщении республиканского рынка современными изделиями и укреплению рыночных позиций в ближнем и дальнем зарубежье;
- обеспечение своевременности разработки, производства и реализации новых коллекций верхнего трикотажа и белья;
- налаживание прямых хозяйственных связей с иностранными производителями основных видов сырья, минуя посреднические схемы, с целью снижения себестоимости продукции;
- развитие новой торговой марки «Vosmae»;
- создание развитой товаропроводящей сети за пределами страны (франчайзинг, поиск крупных оптовых покупателей, заключение дилерских соглашений);
- улучшение экономической и геополитической ситуации в России и Украине; укрепление курса российского рубля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегия – генеральный план действий, представляющий собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
Выбор стратегии в бизнесе выступает как один из главных вопросов в управлении. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий она сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения, внешней и внутренней среды. Ведение стратегии в современном бизнесе достаточно актуальна, так как стратегия является направляющим звеном для предприятий. С помощью правильно выбранной стратегии организация или предприятие может выйти из сложной финансовой ситуации или даже увеличить имеющийся капитал.
На выбор стратегии напрямую оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы. В первую очередь, принимается во внимание уровень конкуренции со стороны организаций-конкурентов, производящих аналогичную или заменяющую продукцию и поставляющих ее на одни и те же рынки.
Самые распространенные, проверенные практикой и широко освещенные как в отечественной, так и зарубежной литературе, стратегии развития бизнеса обычно называются эталонными, или базисными.
В случае следования, этим стратегиям организация пытается улучшить свой продукт или перейти на новый, не меняя отрасли. Что касается рынка, организация ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо возможностей перехода на новый рынок.
Открытое акционерное общество «8 Марта» (далее Общество) создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 31 декабря 1996 года №344 путем преобразования государственного предприятия «Гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества и зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 27.04.2000 г. №229 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400078265.
Главной стратегической целью ОАО «8 Марта» является обеспечение устойчивого роста уровня экономической эффективности его функционирования за счет поддержания имеющихся и получения новых конкурентных преимуществ.
1. Ансофф, И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2015. – 409 с
2. Виханский, О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2013. – 430 с.
3. Виханский, О.С. Стратегическое планирование: Учебник. - М.: Гардарики, 2013. – 296 с.
4. Гвозденко, А.Н. SWOT – анализ методики проведения и возможности применения на российских предприятиях // Маркетинг и маркетинговые исследования – 2016 – №2.
5. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 2015. – 192 с.
6. Городилов, С.В. Проблемы и подходы к методическому обеспечению процесса формирования стратегии на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом – 2016. – № 5
7. Зуб, А.Н. 10 шагов стратегического планирования // Маркетинг и маркетинговые исследования – 2017 – № 6
8. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. под ред. С.Т. Иванова. – СПб.: Питер, 2013. – 129 с.
9. Ковалев, В.Н. Стратегический менеджмент // Проблемы теории и практики управления – 2018 – №2.
10. Михайлова, Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения // Менеджмент в России и за рубежом – 2016 – №2.
12. Озоль, С. Выбор стратегии работы с поставщиками // Управление компанией – 2015 – № 3
13. Серпинин, А. Подход к стратегии развития предприятия // Управление компанией – 2017 – № 3.
14. Томпсон А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: ЮНИТИ, 2014. – 303 с.