Введение
1 Дефицит государственного бюджета: сущность, виды, причины возникновения. Закон Вагнера
2 Сравнительный анализ дефицита государственного бюджета стран с рыночной и трансформационной экономикой
3 Проблемы роста дефицита государственного бюджета Республики Беларусь и перспективы его сокращения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государственный бюджет является основным рычагом регулирования рыночной экономики, поскольку он концентрирует все денежные средства страны, которой владеет и управляет правительство.
Следует отметить, что бюджет, как денежный фонд, никогда не существует в целостном виде, так как в бюджете доходы по мере поступления направляются для покрытия расходов.
Он представляет собой лишь план формирования и использования государственного фонда денежных средств, то есть росписи доходов и расходов государства, которые согласованы между собой, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Ведущую, решающую роль в формировании и развитии экономической структуры каждого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной власти, экономической политики.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизованные доходы служат одним из важнейших инструментов для реализации экономической политики государства. В свою очередь, состояние бюджета, специфика его формирования и расходов служат важным показателем эффективности экономической политики государства. В условиях рыночных реформ бюджетные функции в основном ориентированы на государственное регулирование и развитие экономики, финансовое обеспечение социальной политики и выполнение других государственных функций.
Основными функциями бюджета являются перераспределение национального дохода, финансовая безопасность социальной политики, государственное регулирование и содействие экономике, контроль за формированием и использованием централизованного денежного фонда.
Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным членом которой является госбюджет.
1 Дефицит государственного бюджета: сущность, виды, причины возникновения. Закон Вагнера
Госбюджет является важнейшим финансовым документом страны. Он включает в себя оценки каждого департамента государства, а также государственные услуги и государственные программы. Госбюджет определяет потребности, которые должны быть удовлетворены за счет казны. Также в этом документе обязательно указаны все ожидаемые поступления в и их источники.
Бюджетная система напрямую зависит от того, как устроено государство. Если речь идет о федерации, то бюджет делится на три уровня: федеральный государственный бюджет, региональный и местный бюджет.
Государственный бюджет и его структура в едином государстве делятся на 2 уровня: государственный и местный бюджет [1, с. 89].
Бюджет играет важную роль в функционировании государства.
Госбюджет – это часть всех финансов страны, которую контролирует государство. Таким образом, государство может вмешаться в механизмы рынка. Кроме того, госбюджет помогает решать серьезные экономические и социальные проблемы. В качестве основного финансового плана государства бюджет, как и любая экономическая категория, выполняет определенные функции:
– формирование бюджетного фонда;
– использование бюджетного фонда;
– контроль за использованием средств.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы, которые направляются на следующие цели:
– на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, то есть содержание армии, полиции, судов и тп.;
– расходы на содержание государственного аппарата управления;
– на экономические цели: обслуживание и эксплуатация государственного сектора;
– расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
– на социальные цели:
– расходы на социальное страхование (выплата пенсии, стипендии, пособия);
– расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
– государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включена в ВВП);
– переводы (их стоимость не входит в ВВП);
– процентные выплаты по гособлигациям (задолженность) [8, с. 91].
2 Сравнительный анализ дефицита государственного бюджета стран с рыночной и трансформационной экономикой
Госбюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой по-прежнему борются с хроническим дефицитом. Однако в относительно устойчивой экономической ситуации динамично развивающаяся экономика с устойчивыми и эффективными международными связями не рассматривается как экономика с крайне негативными финансовыми показателями.
Многие экономически развитые государства продолжают существовать со значительным дефицитом, при этом необходимо отметить тенденцию, развивающуюся в последнее время, сокращения бюджетного дефицита экономически развитых стран.
Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, особенно макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решать довольно широкий спектр экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что долгосрочная неуравновешенность бюджета может негативно сказаться на общем спросе и доходах, уровне цен, статусе платежного баланса. Поэтому западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к сокращению финансовых возможностей национальной промышленности в плане расширения производства. Так, по данным конференции британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1 % обойдется промышленности в 250 миллионов фунтов стерлингов в год [5, с. 176].
Высокие процентные ставки вызывают негативный эффект в валютной сфере, приводят к сокращению производства для экспорта, повышению пассивности торгового баланса, вызывают негативное влияние на рынок труда. Экономический ущерб в экспортной отрасли сильно отражается на банковской системе, что приводит к банкротству некоторых банков.
Однако мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему баланса государственного бюджета, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Большую роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет сильная законодательная база, которая защищает отечественного производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер, действующие в государстве.
3 Проблемы роста дефицита государственного бюджета Республики Беларусь и перспективы его сокращения
Любая страна стремится к сбалансированности своего государственного бюджета, однако в настоящее время в бюджете практически всех стран наблюдается дефицит.
Основными причинами бюджетного дефицита являются необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики или ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы, возникновение чрезвычайных обстоятельств, кризисных явлений и циклических спадов в экономике.
Бюджетный дефицит не всегда свидетельствует о тяжелом положении экономики, а отсутствие бюджетного дефицита не означает, что экономика определенной страны не имеет проблем и динамично развивается. Однако все страны стремятся достигнуть сбалансированности бюджета или не превышать предельно допустимую величину дефицита бюджета.
Предел бюджетного дефицита целесообразно определять по отношению к валовому внутреннему продукту, национальному доходу или расходам соответствующего бюджета [15, с. 67].
Мировая практика показывает, что в условиях стабильной рыночной экономики этот предел следует ограничивать 2-3 % к валовому внутреннему продукту, 5% к национальному доходу, 8-10 % к расходной части бюджета.
Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование. Стоит отметить, что финансирование дефицита государственного бюджета может привести к таким отрицательным последствиям, как:
– снижение инвестиционной активности при общем увеличении налоговой нагрузки;
– инфляция, при злоупотреблении таким источником получения дополнительных доходов бюджета как уменьшение будущих доходов государства, если для покрытия дефицита используется продажа государственных активов;
– государственный долг, который образуется при использовании заимствований без своевременного их погашения.
В Республике Беларусь предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.
Еще в начале 90-х гг. Республика Беларусь столкнулась с огромным дефицитом государственного бюджета.
Заключение
Рассмотрев тему курсовой работы можно сделать вывод, что для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.
В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой – способствуют сокращению расходов государства.
Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. На основе анализа дефицита бюджета можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей финансовой политики.
Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.
В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить госрасходы. Но обе эти меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию.
1 Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учеб.: в 2 т. / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 781 с.
2 Беларусь: вызовы социально-экономического развития / Под ред. В.Силицкого. – СПб.: Невский простор, 2011. – 192 с.
3 Белорусская модель: факторы роста и критерии эффективности // Журнал «Финансы, Учёт, Аудит». – 2011. – № 6. – С. 21–25.
4 Бликанов, А. В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. – 2008. – N 5. – С. 15-17.
5 Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3 (с изменениями и дополнениями) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – Дата доступа:
6 Данильченко, А. В. Особенности белорусской модели экономического развития / А. В. Данильченко, Т. В. Данильченко // Социально- ориентированная модель экономического развития: опыт Германии и Беларуси : материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 18 мая 2011 г. – Минск : И. П. Логвинов, 2011. – С. 89-95.
7 Делягин, М. Г. Будущее белорусской модели: взгляд из России / М. Г. Делягин // Беларуская думка. – 2012. – № 8. – С. 12-19.
8 Макроэкономика: социально ориентированный подход / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 437 с.
9 О бюджетной классификации Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями): постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2012 г. № 208 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – Дата доступа:
10 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З: с изм. и доп. [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://pravo.by. – Дата доступа:
11 О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2017 г. № 8 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – Дата доступа:
12 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь / [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_ policy/budgetary_legislation/dcc476d047f9 7028.html – Дата доступа:
13 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.
14 Финансы и финансовый рынок: учебник/. О.А. Пузанкевич [и др]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. – 457. Дополнительная:
15 Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси / К.В. Рудый [и др.]; под научн. ред. К.В. Рудого. – Минск: Звязда, 2017. – 464 с.