Введение
Банки являются обязательным атрибутом экономики страны. Они гарантируют аккумуляцию временно свободных денежных средств, могут мобилизовать большие капиталы, нужные для инвестиций, реализовать перераспределение капиталов между самостоятельными сферами и отраслями производства, снизить оборот наличной денежной массы, активизировать процесс оборота денежных средств.
Проблемы совершенствования банковской деятельности и нахождения основных направлений развития банков считаются одними из основных проблем нынешнего экономического развития общества. От способов, стоимости, сроков привлеченных средств, а также от величины собственных средств банка, структуры его ресурсов во многом находятся в зависимости финансовые результаты деятельности кредитной организации, а также потенциала для роста вложений в экономику страны и расширения спектра услуг, оказываемых клиентам банка.
В нынешней экономике все большую популярность получает продажа товаров с рассрочкой или отсрочкой платежа. Это обусловлено тем, что коммерческий кредит считается достаточно действенным способом стимулирования продаж. В многочисленных странах рост потребительского и жилищно-ипотечного кредитования населения в солидной мере расширил рынок для потребительских товаров длительного пользования и исполнил заметную роль в быстром развитии определенных отраслей строительства и промышленности.
Потребительский кредит считается одним из самых известных видов банковских операций в основной массе развитых стран. Кроме того сфера действия потребительского кредита гораздо шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как бытовая техника, автомашины и т. д. Потребительское кредитование получило такое широкая популяризация в развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.
В нынешнее время предмет потребительского кредитования достаточна, острая, так как в Республике Беларусь с каждым годом растет удельный вес потребительского кредита в общем объеме выданных кредитов, а риск при выдаче кредитов банками будет большой. К тому же оформление кредитного договора в банках считается сложной процедурой. С другой стороны потребительский кредит это сфера, где банки могут сделать деньги, а население увеличит уровень жизни.
Для экономистов, работников банка кредитование населения все чаще встает предметом обсуждения и анализа. Это связано с итогом перехода на рыночные принципы хозяйствования. Перспективным направлением в развитии потребительского кредитования является также внедрение и разработка разных
1 Потребительский кредит как основа взаимоотношений торговой организации и банка
1.1 Сущность, значение и виды потребительского кредита
Потребительский кредит отображает отношения между кредитором и заемщиком в отношении кредитования конечного потребления и считается средством удовлетворения потребительских потребностей населения. Потребительский кредит активизирует процесс получения конкретных благ (товаров, недвижимости, услуг), которые физические лица могли бы купить в предстоящем при условии скопления конкретной суммы денежных средств. Выдача кредита населению повышает его текущий платежеспособный спрос, что увеличивает жизненный уровень. Это также ускоряет реализацию товаров, услуг, содействует созданию основных средств.
В учебнике Белотеловой Н. П. дано следующее формулировка потребительского кредита: «Потребительский кредит – это денежные, товарные или товарно-денежные отношения, складывающиеся между заемщиком – физическим лицом и кредитором, в качестве которого могут выступать банки, розничные торговые организации, кредитные кооперативы, ломбарды, кассы взаимной помощи» [3, с. 275].
По мнению Белоглазовой Г. Н. «потребительский кредит как особая форма кредита заключается в предоставлении рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования» [2, с. 140].
Таким образом, потребительский кредит отображает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления.
Кравчук Е. С. пишет, что «потребительская форма кредита исторически возникла вначале развития кредитных отношений, когда у одних субъектов ощущался избыток предметов потребления, у других возникала потребность во временном их использовании. Со временем данная форма стала популярной и в современном хозяйстве, позволяя субъектам ускорить удовлетворение потребностей населения, прежде всего в товарах длительного пользования» [15, с. 1-2].
Рассрочка погашения кредита дает возможность населению помаленьку скапливать деньги для уплаты. В процессе выплат потребительских кредитов у населения снижается на данную сумму платежеспособный спрос, что нужно учитывать при установке объема и структуры товарооборота, платных услуг, динамики расходов и доходов населения, денежной массы в обращении. Так, величина кредитов плотно взаимосвязан с формированием покупательного фонда населения и обязан соответствовать структуре и объему товарного фонда и услуг.
Субъектами кредитных отношений считаются кредитополучатели – кредиторы и физические лица – банки, небанковские кредитные организации.
2 Анализ реализации товаров в кредит в ОДО «Магазин «Лидер»
2.1 Технико-организационная характеристика ОДО «Магазин «Лидер»
ОДО «Магазин «Лидер» начинает свою историю в 1977 году. Именно тогда он был сдан в эксплуатацию, входил в состав ГППТ (Мозырский горпищепромторг). В 1992 году магазин вышел из состава ГППТ и стал Арендным предприятием, «Магазин №2». На основе выкупа основных средств, с определенной долей имущества каждого работника с 5 марта 1997 года магазин стал коллективным предприятием с коллективной формой собственности, «Магазин №2 Лидер».
С 24 марта 2000 года магазин перешел на частную форму собственности с правовым статусом и стал ОДО «Магазин «Лидер».
Магазин работает по методу самообслуживания и представлен следующими отделами:
- «Товары для мужчин»;
- «Товары для женщин»;
- «Товары для детей»;
- отдел «Товары для дома»;
- отдел «Канцтовары».
Основные направления работы:
- прямые договорные связи с промышленностью;
- изменение структуры товарооборота – вовлечение новых групп товаров на созданных торговых площадях за счет подсобных и складских помещений;
- развитие материально-технической базы: собственный транспорт, евроремонт отделов, замена торгово-технологического оборудования. Компьютеризация складского и бухгалтерского учета, ремонт офисных помещений и замена мебели, компьютеризация узлов расчета.
ОДО «Магазин «Лидер» имеет фирменное наименование: на русском языке: полное название – Общество с дополнительной ответственностью «Магазин «Лидер»; сокращенное название – ОДО «Магазин «Лидер».
Местонахождение: Республика Беларусь, Гомельская область, 247760, г. Мозырь, ул. Притыцкого, д. 2а.
Цели и предмет деятельности ОДО «Магазин «Лидер»:
- целью деятельности общества является извлечение прибыли и распределение ее между участниками общества;
- общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь;
- общество осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, Общество
3 Совершенствование потребительского кредитования во взаимоотношениях ОДО магазин «Лидер» и банка
Совершенствование потребительского кредитования во взаимоотношениях ОДО «Магазин «Лидер» и ОАО «Белинвестбанк» возможно по следующим направлениям:
- оптимизация процесса оформления кредита путем сокращения сроков выдачи кредитов;
- более активное использование в процессе кредитования кредитных историй;
- рассмотрение возможности снижения процентной ставки (например, на 0,5 п.п.) потребителям ОДО «Магазин «Лидер» с уже имеющейся положительной кредитной историей, связанной непосредственно с данной ОДО «Магазин «Лидер»;
- разработка эффективных мероприятий по взысканию проблемной задолженности;
- реализация партнерских программ кредитования по сниженным процентным ставкам на ряд потребительских товаров;
- реализация программ по кредитованию товаров отечественного производства и др.
Общепризнанная тенденция развития потребительского кредитования – это постепенный отход от экспресс-программ в торговле к кредитным картам. Этот инструмент обладает очевидными преимуществами для банка – снижаются издержки на выдачу (особенно повторную), легко проконтролировать целевое расходование средств, появляется хороший способ привязать клиента. Для потребителя использовать карту тоже удобно: покупку можно совершить в любом магазине на уже известных и опробованных условиях кредита, а в случае острой необходимости можно снять и наличные.
Сущность потребительского кредитования с помощью кредитных карт сводится к тому, что выданная банком кредитная карта дает право ее владельцу в пределах разрешенной суммы, т.е. персонального кредитного лимита покупать товары в тех магазинах, с которыми банк имеет соглашения на их продажу в кредит на основе кредитных карт.
Сумма задолженности владельцев карт магазину оплачивается банком периодически. Владельцы кредитных карт, в свою очередь, в установленные сроки погашают долг перед банком, т.е. обязаны платить определенную минимальную сумму, но не должны полностью оплачивать долг. Если же минимальная сумма в установленный срок остается неоплаченной, то на нее начисляется процент и добавляется к долгу владельца карты. Т.к. кредитный лимит является револьверным (т.е. автоматически возобновляемым), то владелец карты, выплатив часть своего долга, может увеличить кредит до того размера, который он выплатил.
Стоит отметить, что при хорошо проведенной рекламной компании о
Заключение
Потребительский кредит отображает экономические отношения между кредитополучателем и кредитором по причине кредитования конечного потребления. Данный кредит выделяется населению для удовлетворения потребительских нужд потребления и различается от кредитов, предоставляемых организациям для промышленные целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, величине процента и др. Кредит стимулирует получение населением конкретных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь только в предстоящем – при условии скопления суммы денежных средств, нужной для покупки данных товаров и услуг, строительства и др. Предоставление потребительского кредита населению, с одной стороны, повышает его текущий платежеспособный спрос, с другой – ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, содействует росту капитала производителей товаров.
Потребительский кредит в конкретной мере содействует относительному выравниванию уровней жизни лиц с разными доходами, снижает разрыв между уровнем и структурой потребления разных социальных слоев и групп населения.
Объектом в курсовой работе являлся ОДО «Магазин «Лидер». Магазин работает по методу самообслуживания и представлен следующими отделами: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», отдел «Товары для дома», отдел «Канцтовары».
Организационно-экономическая характеристика деятельности ОДО «Магазин «Лидер» показала, что в целом ее можно охарактеризовать как положительную. Падение объемов выручки от реализации продукции в 2015 году на 3,7 % по сравнению с предыдущим 2014 годом скомпенсировано снижением полной себестоимости реализованной продукции на 4,3 % в анализируемом периоде. Прибыль от реализации в 2014 году составила 1643 млн. руб., в 2015 – 1676 млн. руб., увеличившись на 33 млн. руб. в абсолютной величине или 2,01 % – в относительной. Прибыль до налогообложения возросла на 7,6 %. Чистая прибыль также имеет положительную динамику: на 85 млн. руб. (что составило 9,8 %) до уровня 948 млн. руб. в 2015 году.
Среднесписочная численность работников в 2015 году сократилась на 7 человек, составив 63 человека в коллективе; при этом внешние совместители отсутствовали как в 2014, так и в 2015 году. С учетом сокращения численности работников снизился и общий фонд заработной платы: с 4675,3 млн. руб. до 4530 млн. руб. Среднемесячная заработная плата показала положительную динамику, увеличившись с 5,566 млн. руб. в 2014 году до 5,992 млн. руб. в 2015 году (прирост составил 0,426 млн. руб. или 7,7 %).
В качестве основных моментов продажи товаров в кредит в розничной торговле, исходя из указанной Инструкции, можно выделить следующие.
1 Алексеева, Л. М. Некоторые вопросы потребительского кредитования / Л. М. Алексеева, А. И. Прилуцкая // Деньги и кредит. – 2015. – № 1. – С. 34-37.
2 Белоглазова, Г. Н. Деньги. Кредит. Банки: учеб. / Г. Н. Белоглазова.– М. : Высшее образование, 2009. – 392 с.
3 Белотелова, Н. П. Деньги. Кредит. Банки: учеб. / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова. – 4-е изд. – М. : Дашков и К, 2013. – 400 с.
4 Белых, В. С. Банковское право: учебник / В. С. Белых. – М. : Проспект, 2013. – 668 с.
5 Глазунова, Л. А., Основы банковского дела: тексты лекций для слушателей специальностей ИПК и ПК / Л. А. Глазунова; Мин-во образования РБ ГГУ им. Ф. Скорины. – Гомель, 2007. – 290 с.
6 Гапеенко, Т. Потребительские кредиты: отражение в учете / Т. Гапеенко // Банковская деятельность. – 2014. – № 16. – С. 11-18.
7 Деньги, кредит, банки: учеб. / Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.
8 Ильин, И. Е. В законе о потребительском кредите ставка сделана на баланс интересов / И. Е. Ильин // Аудитор. – 2014. – № 2. – С. 12-16.
9 Жабина О. А. Перспективы потребительского кредитования на современном этапе / О. А. Жабина, Н. Э. Ухварина, Т. В. Красовская // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 365-366.
10 Жук, В. И. Проблемы развития потребительского кредитования в Беларуси / В. И. Жук // Полесский государственный университет. – 2014. – С. 1-16.
11 Инструкция о порядке кредитования физических лиц в ОАО «АСБ Беларусбанк» от 28.03.2006 № 01-07/64.
12 Кисель, С. Банковское потребительское кредитование как экономическое явление / С. Кисель // Банковский вестник, 2013. – № 4. – С. 27-36.
13 Костицын, К. С. Классификация потребительских кредитов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru. – Дата доступа: 20.11.2016.
14 Кравцова, Г. И. Деньги, кредит, банки : учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Г. И. Кравцова. – Минск : БГЭУ, 2012. – 640 с.
15 Кравчук, Е. С. Экономическая сущность потребительского кредита / Е. С. Кравчук // Кубанский социально-экономический институт. – 2013. – № 30(6). – С. 1-2.
16 Комиссаров, Г. П. Анализ тенденций развития потребительского кредитования и его взаимосвязи с социально-экономическими показателями региона / Г. П. Комиссаров, М. М. Белов // Деньги и кредит. – 2013. – № 6. – С. 20-25.
17 Мотовилов, О. В. О развитии потребительского кредитования / О. В. Мотовилов // Деньги и кредит. – 2015. – № 12. – С. 21-25.
18 Медведев, П. А. Макроэкономический эффект потребительского кредитования / П. А. Медведев // Деньги и кредит. – 2015. – № 1. – С. 13-14.
19 Николаева, Т. П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс / Т. П. Николаева. – М. : ЕАОИ, 2008. – 371 с.
20 Овсейко, С. В. Продажа товаров в кредит (рассрочку) / С.В. Овсейко // Моя бухгалтерия. Торговля и общественное питания. – 2015. – № 5. – С. 61-63.
21 Потребительский кредит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 20.11.2016.
22 Потребительский кредит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/1-85175.html. – Дата доступа: 20.11.2016.
23 Почему банки отказывают в кредите? [Электронный ресурс] / Все о финансах Беларуси. – Режим доступа: http://infobank.by/745/default.aspx. – Дата доступа: 20.11.2016.
24 Писарев, Д. И. Микрозаймы: практическое применение / Д. И. Писарев // Бухгалтерский учет. – 2015. – № 2. – С. 74-76.
25 Сахарова, Ю. В. К вопросу об определении договора потребительского кредитования / Ю. В. Сахарова // Правовая газета «Статус». – 2011. – № 1(1). – С. 6-7.
26 Ставка рефинансирования [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www. nbrb.by/statistics /sref.asp. – Дата доступа: 19.11.2016.
27 Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки / В. И. Тарасов. – Минск : БГУ, – 2012. – 375 с.
28 Томкович, Р. Р. Банковское право: курс лекций / Р. Р. Томкович. –Минск: Амалфея, 2011. – 672 с.
29 Шитов, В. Н. Деньги. Кредит. Банки : учебное пособие. – в 2-х частях. Часть II / В. Н. Шитов. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 171 с.