ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ЦЕЛЬ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
1.1 Сущность государственного регулирования и управления
1.2 Цели и функции государственного регулирования национальной экономики
1.3 Формы и методы государственного регулирования
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Цели, объекты и приоритеты государственного вмешательства в экономику
2.2 Риски государственного регулирования в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
3.1 Возможные направления государственного вмешательства в экономику
3.2 Либерализация экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в подавляющем большинстве стран регулятивная роль государства в отношении как государственного, так и частного секторов экономики возрастает.
Государственное регулирование экономики, независимо от того, является ли оно командно-дистрибутивным или рыночным, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства является важным элементом рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет наиболее важные параметры рынка, устанавливает руководящие принципы деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Он образует единое экономическое пространство, устанавливает ограничения для социально опасных видов деятельности.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему законодательных, исполнительных и контрольных мер, осуществляемых государственными учреждениями в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в этот период.
Потребность в государственном регулировании экономки обусловлена рядом причин, вызванных тем, что рынок имеет отрицательные, отрицательные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не может обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач в развитии экономики и социальных проблем.
Анархия и спонтанность, присущие самому рынку, присущи экономическим потерям и снижению эффективности управления.
Рынок усугубляет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, стратификацию собственности населения.
Рыночная экономика ведет к экономической дифференциации производителей, освобождению рабочих от производства и возникновению безработицы, не дает социальных гарантий малообеспеченным слоям населения. Рынок благоприятствует экономически сильным потребительским группам. В то же время экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и т. д.) по-прежнему находятся в неблагоприятном положении.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ЦЕЛЬ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
1.1 Сущность государственного регулирования и управления
Термин «регулирование» происходит от лат. регулярно - организовывать, приводить в порядок. Регулирование в известном смысле слова означает упорядочение, приведение в надлежащее состояние.
Если говорить о государственном регулировании, то в свете вышесказанного это означает влияние государства на определенные аспекты экономики, чтобы вернуть систему в состояние равновесия. Это влияние осуществляется на основе соответствующих параметров - темпов экономического роста, сжатия и стимулирования деловой активности, развития или угнетения определенных рынков, степени конкуренции и т. Д.
Преобразование общества в смешанную систему, основанную на социально ориентированной рыночной экономике, означает, что многосекторальная смешанная экономика должна заменить централизованную государственную экономику. Это также подразумевает принципиально новые подходы к роли и функциям государства в такой экономической системе [2, с. 73].
В целом, все современные западные теории, так или иначе развивающие проблему экономической роли государства в рыночной экономике, расположены между двумя понятиями, которые можно рассматривать как выражения крайних позиций. Это, с одной стороны, неокейнсианство, которое выступает за расширение государственного вмешательства в экономику, а с другой - неоклассические модели, призывающие к последовательному сокращению государственного регулирования. Все остальные теории, по сути, представляют собой определенный синтез крайних положений. Появление этих теорий во многом является результатом критики двух противоположных подходов к границам и методов управления и регулирования экономики.
Государственное управление и регулирование - это система, которая включает в себя гетерогенные элементы: цели, методы, инструменты, мультипликаторы и т. д. Чем успешнее сочетание разных элементов системы, так и ранее она и ее структура соответствуют установленной экономической сфере, решаются более эффективные социальные и экономические проблемы за пределами рынка.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Цели, объекты и приоритеты государственного вмешательства в экономику
Основной целью государственного регулирования экономики Республики Беларусь является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания удобного для населения государства.
Для этого необходимо обеспечить:
- рост реальных денежных доходов населения, включая заработную плату, пенсии, стипендии, пособия и другие социальные пособия;
- работа государственных органов в интересах человека для удовлетворения его потребностей;
- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического улучшения личности;
- приоритетное развитие сектора услуг, и прежде всего образование, здравоохранение, культура - основа для улучшения человеческого капитала;
- внедрение усовершенствованной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
- повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
- инновационное развитие экономики, более эффективный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и, на этой основе, повышения уровня конкурентоспособности экономики, в том числе реструктуризации, технического и технологического перевооружения и реструктуризации производства;
- расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ и ЕС;
- национальная безопасность страны.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
3.1 Возможные направления государственного вмешательства в экономику
Основными целями государственного регулирования экономики в настоящий период должны быть:
1 Достижения параметров монетарной сферы до уровня развитых стран, это:
- доведение денежной массы по объему равному величине валового внутреннего продукта;
- создание фондового рынка с капитализацией;
- установление курса валюты по паритету покупательной способности;
- введение нормальной ипотеки.
2 Реструктуризация отечественных предприятий с целью уменьшения глубины переработки продукции:
- создать соответствующую логистическую систему в стране;
- перейти на стандарты ИСО 9000 всем субъектам хозяйствования;
- внедрить CALS -технологии;
- перейти на мировые цены.
3 Довести стоимость основных факторов производства до уровня европейских стран.
4 Создать соответствующий деловой климат в стране, что позволит функционировать 350-400 тыс. малых предприятий в стране.
5 Довести рентабельность субъектов хозяйствования до 32-35%, что позволит им аккумулировать капитал для инвестиций в инновации.
6 Свести до минимума изменения нормативной базы, ввод в действие осуществлять через 3 года после разработки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделяют следующие экономические функции государства:
- создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;
- оставление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу;
- регулирование процессов использования производительной силы природы и охрана окружающей человека среды;
- управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство человеческой производительной силы;
- ориентация организации производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
- разработка целевых комплексных программ экономического развития;
- повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;
- согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;
- формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;
- регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
- регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм.
1 Ермишин, П.Г. Основы экономической теории (Курс лекций). - М., 2013.
2 Лемешевский, И.М. Микроэкономика. Учебное пособие для вузов. / Лемешевский И.М. - Минск.: ООО «ФУАинформ», 2013. - 262 с.
3 Мартьянов, А.В. Воззрения классических экономистов на государственный долг / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2014. - № 21.
4 Мартьянов, А.В. Возможности применения неоклассической теории государственного долга в современных условиях / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2014. - № 31.
5 Основы рыночной экономики: Учеб. пособие / Марголин Ф.Б., Андрейчик Г.Ф. и др. — Гродно: ГрГУ, 2014.
6 Попков, В.П. Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. — СПб: Питер, 2014.
7 Попов, А.И. Экономическая теория. - СПб.: Питер - 2014.
8 Райзберг, Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2014.
9 Тихонов, Е. Формирование эффективного финансового рынка в Республике Беларусь // Банковский вестник. - № 2. - 2015.
10 Тихонов, Р.Ю. Фондовый рынок. / Тихонов Р.Ю. - Минск: «Амалфея», 2013. - 223 с.
11 Теория финансов [Электронный ресурс]/ Государственное регулирование. - СПб, 2018. - Режим доступа: http://www.financedone.ru/sools-672-1.html.
12 Финансы и кредит: учеб. пособие для подгот. к экзаменам / Л.Г. Колпина [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Современная школа, 2011. - 352 с.
13 Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / Г.Е. Кобринский [и др.]; под. общ. ред. Г.Е. Кобринского, М.К. Фисенко. - Минск: Выш. шк., 2011. - 343 с.
14 Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Давыденко Л.Н. - Мн.: Выш. шк. - 2014.
15 Экономическая теория: Учебник / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. - Мн.: БГЭУ, 2014.