Введение
Глава 1 Теоретические аспекты стиля руководителя и эффективности его деятельности
1.1 Понятие и сущность стилей руководства
1.2 Классификация стилей руководства
1.3 Зарубежный опыт руководства в организации
Глава 2 Анализ стиля и эффективности деятельности руководителя в ООО «Автоградиент»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Автоградиент»
2.2 Анализ используемого стиля руководства
2.3 Оценка эффективности применяемого стиля руководства
Глава 3 Направления совершенствования стиля руководства в ООО «Автоградиент»
3.1 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства в организации
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
ВВЕДЕНИЕ
Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
В настоящее время повышается ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития организации. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.
Важность исследуемой проблемы определяется характером осуществляемых в стране масштабных реформ в экономической сфере. Современный этап развития экономики Республики Беларусь характеризуется изменением представлений о ее структуре и направлениях развития. Углубление рыночных отношений требуют от их субъектов предпринимательской активности, перехода к разнообразным формам собственности, нарастания темпов и масштабов изменений в технологической базе производства, кардинального изменения функций и методов государственного регулирования и управления.
Следует отметить, что за годы проведения реформ в стране не только накоплен положительный опыт формирования и функционирования предприятий реального сектора экономики, но и разработано научно-теоретическое обоснование возможностей, направлений и темпов их структурного реформирования. Тем не менее имеющиеся разработки не обеспечили необходимых качественных изменений как на макро-, так и на микроуровне, и многие предприятия до сих пор продолжают продвигаются к рынку без четких методических и практических ориентиров.
Одной из причин кризиса в реальном секторе экономики является низкая эффективность управления. Очень медленно происходит смена стереотипов мышления, сложившихся в течение многих десятилетий. Экономическая устойчивость организаций и их поступательное движение к цивилизованному рынку зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимают такие инструменты влияния, как стиль и методы управления руководителя.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность стилей руководства
Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем.
Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства.
Понятие «лидерство» относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», то есть с точки зрения доминирования и подчинения.
Понятие «руководство» относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления ею. Однако и лидер, и руководитель имеют дело с задачами одного порядка, а именно: они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены [26, с. 210].
Несмотря на определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором – заранее не предусмотрены [2, с. 109].
Первостепенный интерес для нас представляет руководитель организации – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТИЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ООО «АВТОГРАДИЕНТ»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Автоградиент»
Свое развитие ООО «Автоградиент» начало в 2004 году с продажи абразивных материалов Mirka в сегменте кузовного ремонта автомобилей. Все эти годы упорной работы компания развивалась, расширяя комплекс предоставляемой продукции.
Полное название Общество с ограниченной ответственностью «Автоградиент».
Краткое название ООО «Автоградиент».
Общество с ограниченной ответственностью «Автоградиент» зарегистрировано решением Минского горисполкома от 03.03.2017 г. № 192783305 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 192783305.
Предприятие расположено по адресу: Республика Беларусь, г. Минск, ул. Тимирязева, д.121, корп.3, ком. 214.
Основным видом деятельности ООО «Автоградиент» является розничная и оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (код 50302). Коме того, ООО «Автоградиент» осуществляет деятельность агентов по торговле лакокрасочными изделиями, продажа автозапчастей, масел, поставки материалов для кузовного ремонта.
В своем предложении ООО «Автоградиент» объединили полный комплекс лакокрасочной и сопутствующей продукции для данного сегмента рынка:
1. Эмали, подбор авто-эмалей на основе растворителей и водной основе от Итальянской компании Lechler, которая в 2009 году отметила свой 150-тилетний юбилей. Так же компания Lechler, помимо эмалей, производит все необходимые материалы для кузовного ремонта, а именно шпатлевки, грунты, антикоррозионные грунты, лаки, полироли, специальные добавки, необходимые при покраске автомобилей. О материалах Lechler с уверенностью можно сказать, что это качество, проверенное временем.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ООО «АВТОГРАДИЕНТ»
3.1 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства в организации
В новых экономических условиях социальные методы хозяйствующих субъектов должны претерпевать существенные изменения. Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо совершенствовать стили руководства.
Работники управленческого труда, непосредственно не создавая материальных благ или услуг, воздействуют на все стороны их производства - организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых и зависит эффективность работы организации.
В наше время выигрывает и преуспевает организация с грамотным, преданным и дисциплинированным персоналом. На опыте отдельных организаций, руководителей, специалистов, работников подтверждается простая истина – там, где у руководства стоят грамотные, образованные, ответственные кадры, там есть результат эффективной работы, рост конкурентоспособности.
Роль руководителя организации сегодня состоит в умении раскрыть творческий потенциал каждого работника, мотивировать повышение квалификации, создавать высокую организационную культуру деятельности.
Роль руководителя организации сегодня состоит в умении раскрыть творческий потенциал каждого работника, мотивировать повышение квалификации, создавать высокую организационную культуру деятельности.
Рассмотрев стиль руководства директора ООО «Автоградиент», следует предложить некоторые рекомендации по совершенствованию стиля руководства.
Важнейшей задачей для руководителя ООО «Автоградиент» является улучшение социально-психологического климата в организации, который напрямую зависит от стилей руководства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги и сделаем выводы.
В работе рассмотрены теоретические аспекты стиля руководства и его воздействие на эффективность деятельности организации, дана организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Автоградиент», проанализирован стиль руководства, дана оценка эффективности применяемого стиля и разработаны направления совершенствования стиля руководства в деятельности анализируемой организации.
Стиль руководства – это совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных при выполнении им управленческих функций. Это привычная особенность и манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, используемая для того, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей.
На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.
Результатом эффективности работы руководителя являются производственно-экономические и социально-психологические показатели.
В целом динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автоградиент» за 2015-2017 гг. имеет положительную тенденцию. При располагающих возможностях и предоставленных условиях ООО «Автоградиент» рационально использовало все ресурсы и приложило все усилия для выполнения социально-экономических показателей в срок и качественно, сохраняя положительные темпы роста.
При располагающих возможностях и предоставленных условиях ООО «Автоградиент» рационально использовало все ресурсы и приложило все усилия для выполнения социально-экономических показателей в срок и качественно, сохраняя положительные темпы роста. Организация является финансово устойчивой, имеет положительную динамику экономических показателей.
1. Антонов, В. Г. Лидерство : типы и стили / В. Г. Антонов, Г. В. Серебрякова // Маркетинг. – 2013. – № 5. – С. 109–125.
2. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом : учеб. / Н.П. Беляцкий. – Минск : Соврем. шк., 2010. – 448 с.
3. Брасс, А. А. Управление организацией : учеб. пособие для вузов / А. А. Брасс. – Минск : Амалфея, 2014. – 346 с.
4. Бурганова, Л.А. Теория управления : учеб. пособие. – М. : ИНФАРА–М, 2014.– 139с.
5. Вагнер, Р. 12 элементов успешного менеджмента / Р. Вагнер, Дж. Хартер. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. – 248 с.
6. Валаханович, С. Индивидуальный стиль деятельности руководителя / С. Валаханович // Кадровик. Управление персоналом. – 2014. – № 2. – С. 57-62.
7. Валахонович, С. Воспитательные основы руководства / С. Валанович // Кадровик. Управление персоналом. – 2015. – № 12 (июнь). – С. 54-58.
8. Виханский, О. С. Менеджмент : учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 6-е изд., стер. – М. : Магистр, 2017. – 576 с.
9. Головачев, А. С. Экономика предприятия: учеб. / А.С. Головачев. – Минск: МИУ, 2012. – 372 с.
10. Глушаков, В. Е. Понятие стиля и техники руководства / В. Е. Глушаков // Кадровик. Управление персоналом. – 2017. – № 12. – С. 56–59.
11. Горфинкель, В. Я. Современный менеджмент : учеб. / М. М. Максимцов, В. Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.
12. Друкер, П. Практика менеджмента : учеб. пособие для вузов / П. Друкер. – М. : Вильямс, 2008. – 398 с.
13. Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом : обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. – М. : Рос. экон. акад., 2009. – 232 с.
14. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : учебник / А.Я. Кибанов. – М. : НИЦ ИНФРА–М, 2014. – 447 с.
15. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов / В.И. Кнорринг. – М.: Норма, 2001. – 528 с.
16. Колесников, С. Жизнь топ–менеджера в эпоху перемен / С. Колесников // Дело. – 2014. – № 5. – С. 98–102.
17. Кухарчук, А.М. Управление – менеджмент. Лидерство и руководство / А.М. Кухарчук, С.С. Майхуб. – Минск : Экоперспектива, 2011. – 304 с.
18. Ланкина, В.Е. Менеджмент организации: основы менеджмента, история менеджмента, стратегический и инновационный менеджмент /Ланкина В.Е. [и др.] // под общей редакцией Ланкиной В.Е. // [Электронный ресурс]. – Таганрог: Изд–во ТРТУ, 2013. – 304 с.
19. Левин, К. Динамическая психология : избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. – М. : Смысл, 2001. – 556 с.
20. Литвинович, А. Лидер в коллективе / А. Литвинович // Кадровик. Управление персоналом. – 2015. – № 20. – С. 62–64.
21. Лукичева, Л. И. Управление организацией : учеб. пособие для вузов / Л. И. Лукичева. – М. : Омега, 2015. – 360 с.
22. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. – Минск: Юнипак, 2004.– 200 с.
23. Нечаева, О. И. Свободный руководитель: инструменты управления 2.0. Как топ–менеджменту создать религию своей компании? / О.И. Нечаева // Кадровая служба. – 2017. – № 6. – С. 6–9.
24. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 дек. 2011 № 1672 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.
25. Стрижева, Е. Система ролей руководителя в контексте управления персоналом / Е. Стрижева // Кадровая служба. – 2013. – № 3. – С. 76–77.
26. Ходинский, И. Количественные и качественные показатели оценки руководителя / И. Ходинский // Кадровая служба. – 2016. – № 5. – С. 75–77.
27. Юкиш, В. В. Взаимосвязь руководства и лидерства в современной теории менеджмента / В.В. Юкиш, Н.Т. Юркив // Новая экономика. – 2014. – № 2. – С. 210–217.