Человеческий капитал: понятие и роль в современной экономике Курсовая работа (проект)
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Человеческий капитал: понятие и роль в современной экономике»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2016
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Человеческий капитал: понятие и роль в современной экономике
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Введение
1 Понятие человеческого капитала, его виды
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала
1.2 Классификация видов человеческого капитала
2 Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты
2.1 Качественные и количественные характеристики человеческого капитала
2.2 Основные виды инвестиций в человеческий капитал
2.3 Экономическая эффективность функционирования человеческого капитала
3 Реализация человеческого капитала, его воздействие на рыночную экономику
3.1 Социально-экономическая роль человеческого капитала и его воздействие на рыночную экономику
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современной экономической системе человеческий капитал становится главным фактором экономического роста. Он обеспечивает повышение эффективности производства и производительности труда, является главной целью концепции устойчивого развития.
В современных развитых государствах сегодня все больше совокупного рабочего времени общества направляется именно на совершенствование человека: рост образования, охрану его здоровья, выявление и развитие творческих способностей. В развивающихся стран также побеждает тенденция к росту образовательного уровня народа, возможности его самореализации.
В настоящее время актуальна эта тема и для Республики Беларусь Построение социально ориентированной рыночной экономики, требует новых подходов к процессу формирования, развития и эффективного использования человеческого капитала. Низкий уровень жизни, неравномерное распределение доходов, препятствия на пути получения образования и низкая продолжительность жизни сдерживают реализацию возможностей человека и свободу его жизненного выбора.
Мировая экономика XXI века характеризуется переходом стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, образование, наука и т.д. Производство материальных благ сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет зависеть в первую очередь от использования высококвалифицированных кадров, новых технологий, знаний и методов управления.
Таким образом, на передний план выдвигается способ передачи знаний, производство, интеллектуальный потенциал человека. Большинство исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом современного постиндустриального общества, важнее, чем природные или накопленные богатства. Уже сейчас во многих странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса.
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном непосредственно американскими и английскими учеными. Вклад отечественных учёных-экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.
Понятие человеческого капитала впервые появилось в публикациях и работах американских экономистов Гэри Беккера и Теодора Шульца во второй половине XX века. За создание теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике в 1992 году. Существенный вклад в создание теории человеческого капитала внёс и выходец из России Саймон Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 году.
1 Понятие человеческого капитала, его виды
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала
Сегодня развитые страны, переходящие к постиндустриальной экономике, остро ставят перед собой вопрос о проблеме интеллектуальных ресурсов. На современном этапе развития общества интеллектуальный потенциал стал наиболее важным фактором экономического, политического, культурного роста и развития стран. Следует отметить, что экономика как способ хозяйствования всегда непосредственно основывалась на знаниях.
В результате накопления знаний, и их усовершенствования появилось такое понятие, как «человеческий капитал». Современная теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в 1950-1980-е годы в работах Джорджа Минцера, Гэри Беккера, Бартона Вейсброда, Теодора Шульца, и многих других экономистов . Исторические корни данной теории можно найти в работах Уильяма Петти и Адама Смита, Джона Стюарта и Карла Маркса, Альфреда Маршалла и Генри Сиджвика, Генриха Теодора и Витстейна Рошера, Эрнста Энгеля и Уильяма Фарра и многих других крупных экономистов. Адам Смит в своё время писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал».
Создателями и носителями знаний являются люди. Именно поэтому всё больше и больше возрастает роль управления человеческими ресурсами.
Формирование концепции человеческого капитала было связано с трактовкой национального богатства и капитала американским экономистом начала XX в. И. Фишером. Он предложил считать капиталом все то, что отвечает следующему критерию: генерирование потока доходов в течение определенного времени, причем любой доход всегда есть продукт какой-либо разновидности капитала. В таком случае капиталом является любой запас благ, который может накапливаться, использоваться в течение достаточно длительного периода времени и приносить доход [23, с.86].
Расширительная концепция национального богатства относит к инвестициям в человеческий капитал, в том числе и расходы человека на поддержание здоровья. Современный работник сдает в аренду предпринимателю свой труд, который выступает в качестве товара, покупаемого предпринимателем наравне другими приобретаемыми активами, необходимыми для ведения бизнеса.
«Человеческий капитал» – как определяют его большинство западных экономистов – состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг[17, с.21].
2 Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты
2.1 Качественные и количественные характеристики человеческого капитала
Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет свои количественные и качественные характеристики. В рамках современной экономической теории человеческого капитала оценивается не только объем инвестиций в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. Подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всего государства.
Существует большое разнообразие методов и подходов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как натуральные, так и стоимостные оценки.
Наиболее простым способом, является способ, который использует временные оценки, измерения человеческого капитала (образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, тем большим объемом человеческого капитала обладает индивид. При этом учитывается продолжительность учебного года, неравнозначность обучения на разных уровнях образования, например, среднее образование, высшее образование.
Распространенным методом измерения человеческого капитала является метод капитализации будущих доходов. Он основывается на положении «предпочтении благ во времени», то есть люди склонны выше оценивать определенный набор благ или сумму денег или в настоящем времени, чем такой же набор благ или сумму в будущем [17, с. 98].
Человеческий капитал приносит определённый доход, который можно представить как дисконтируемую оплату труда, получаемую работником в трудоспособном периоде жизни. Доход, получаемый индивидуум от применения человеческого капитала, как средневзвешенный размер годовых заработков, за трудоспособный период жизни, есть непрерывный, постоянный, доход индивида.
В экономической литературе долгое время использовали понятие «фонд образования» вместо понятия «человеческий капитал», который представляет собой стоимость накопленных работниками навыков, знаний, опыта и умений.
Используются два основных подхода в оценке фонда образования:
1. Высчитываются фактические затраты на образование, осуществленные в течение того или иного периода времени. За этот период, последовательно увеличивается и сам уровень образования, а также возрастает стоимость образования. Таким образом можно построить ряды показателей фонда
3 Реализация человеческого капитала, его воздействие на экономику Республики Беларусь
3.1 Социально-экономическая роль человеческого капитала и его воздействие на рыночную экономику
Современная экономика является весьма сложным и неоднозначно трактуемым явлением, используются различные подходы для характеристики выявления её сущности и основных черт. Можно выделить несколько форм современной экономики, степень обоснованности и разработанности которых различна. На взгляд автора, эти формы в большей степени обусловлены ролью и место человеческого капитала.
Современное общество традиционно рассматривается как постиндустриальное. Одной из характерных черт экономики, соответствующей постиндустриальному обществу, является ведущая роль третичного сектора – сферы услуг, что проявляется в снижении относительной значимости первичного и вторичного секторов в совокупной рабочей силе развитых стран и в объёме ВВП [11, с. 34].
Термин «информационная экономика» был введён в научный оборот американским исследователем М. Поратом в середине 70-х годов XX века. Им обозначался кластер отраслей, производящих современные базы данных и средства, обеспечивающие их функционирование и применение. Для информационной экономики определяющим производительным ресурсом выступает информация, а в структуре занятых преобладают работники умственного труда [4, с. 29].
В экономике знания важнейшим производственным ресурсом становится не просто информация, а информация, освоенная человеком, т. е. превращённая в знания. Обеспечение роста и конкурентоспособности в рамках экономики знаний обеспечивается созданием, распространением и применением знаний в виде высокотехнологичной продукции и услуг. Знания выступают значимым ресурсом для всех отраслей, секторов и всех участников экономических процессов. Экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг [19, с. 35].
Таким образом, формирование «экономики знания» связано с тем, что различия в экономическом развитии стран в меньшей степени связаны с количеством имеющихся природных ресурсов, а в большей степени связаны со способностью повышать качество человеческого капитала, то есть со
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ, проведенный в данной курсовой работе, показал, что категория «человеческий капитал» определяется в современной науке как совокупность хозяйственных отношений по вложениям в формирование высококвалифицированной рабочей силы, а также производственных отношений по реализации способностей, навыков, знаний и других качеств работника в трудовом процессе.
Человеческий капитал является особым видом капитала, имеющим ряд своих закономерностей развития и особенностей. В современном мире развития инновационных технологий человеческий капитал является пользователем и генератором идей, знаний, навыков, способностей, и, конечно же, ни одно современное предприятие не сможет полноценно функционировать, если не будет уделять внимание развитию этого важного фактора производства.
По каким бы признакам мы не классифицировали человеческий капитал, все показатели характеризуют человека вместе с его способностям, знаниями, талантом, уровнем образования и другими факторами. И для успешного функционирования экономики и используются все подходы к человеческому капиталу, которые дают возможность глубже изучить его сущность.
Человеческий капитал формируется только благодаря инвестициям, которые способствуют его развитию. Образование является одним из важнейших факторов формирования человеческого капитала, и инвестиции в образование ведут к развитию человека не только как работника, но и как обучающегося, то есть образование ускоряет процесс дальнейшего накопления знаний и навыков человеком. И стоит отметить, что инвестирование в человеческий капитал будет целесообразно только в том случае, если инвесторы будут иметь высокую «отдачу», то есть получать доход от инвестиций.
Система формирования конкурентоспособного человеческого капитала должна включать современные стратегии переобучения, которые основываются на том, что наиболее эффективны вложения в общую подготовку, обеспечивающую гибкость и лёгкость ориентации в рыночных условиях. Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Основная идея состоит в том, что адаптация накопленного человеческого капитала к рыночным условиям намного эффективнее и реальнее, чем полное его пересоздание.
Анализ сложных и многоплановых проблем состояния и развития человеческого капитала в нашей стране показывает, что назрела необходимость разработки и реализации принципиально новой государственной политики в области воспроизводства человеческого капитала, адекватной целям социально ориентированной рыночной экономики и отражающей интересы общества в целом и каждого человека в отдельности. Укрепление здоровья человека, совершенствование и эффективное использование его профессионального и
1. Андреев, Б.Ф. Системный курс экономической теории. – СПб.: Лениздат, 2003. – 181 с.
2. Аширова, Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала / Г.Т. Аширова// Вопросы статистики. – 2013. – №3 – С. 34- 40.
3. Базылева, М.Н. Человеческий, социальный и интеллектуальный капитала: соотношений понятий и роль в развитии трудовых отношений/ М.Н. Базылева// Экономика и управление. – 2008. –№2. – С.134-140.
4. Бондарь, А. В. Человеческий капитал в контексте макроэкономической стабилизации и конкурентоспособности национальной (малой открытой) экономики / А.В. Бондарь. – Минск: «Настаунiцкая газета», 2012. – С. 41-42.
5. Бондарь, А.В. Человеческий капитал – ключевой ресурс постиндустриального общества/ А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец// Вестник БГЭУ 2011. – №1 . – С.5-11.
6. Волгин, Н.А. Опыт развития человеческого капитала / Н.А. Волгин. – М.: Наука, 2006. – 504 с.
7. Даниленко, Н. Н. Формирование человеческого капитала/ Н. Н. Даниленко, И. С. Долгополова. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2009. - 119 с.
8. Дятлов, С.А. Теория человеческого капитала. Учебное пособие/ С.А. Дятлов. – СПб.: Антарес, 2011. –486 с.
9. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.– 162 с.
10. Корнейлюк, Б.В. Человеческий капитал во временном измерении/ Б.В. Корнейлюк. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 91 с.
11. Корнеевец, И.В. Человеческий капитал: проблемы формирования, накопления и использования: моногр./И.В. Корнеевец; под общ науч. ред. А.В. Бондаря. - Минск: БГЭУ, 2008. - 223 с.
12. Корнеевец, И.В. Государственная политика формирования и накопления человеческого капитала: особенности и проблемы реализации в Республике Беларусь/ И.В. Корнеевец// Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы и перспективы [под общей редакцией К.К. Шебеко]. Ч. 1. – 2010. - С. 214-220.
13. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. - М.: Прогресс, 1978. –С. 275Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – Т.2. – М: Республика, 1992. – 400 с.
14. Методологические основы концепции человеческого капитала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/179043. Дата доступа: 10.10.2016.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/. Дата доступа: 11.10.2016.
16. Нойманн, Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. Ч. 2. Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 98 с.
17. Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации Электронный ресурс]. Режим доступа: http://embassybel.ru/news/. Дата доступа: 11.10.2016.
18. Сорвивова, Л.В. Качество человеческого капитала как условие развития инновационного потенциала страны/ Л.В. Сорвивова// Актуальные вопросы формирования и развития региона [редколлегия: О. М. Демиденко и др.] - 2008. - С.99-100
19. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2015. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2015 - 524 с.
20. Ташкинов, А.Н. Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты/ А.Н. Ташкинов. – М., 2013. – 193 с.
21. Тугускина, Г. Факторы, влияющие на стоимость человеческого капитала / Г. Тугускина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011. –№ 3. – С.18-29.
22. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 2013. –241 с.
23. Шокоманов, Ю.К. Человеческое развитие : методология измерения и анализ / Ю.К. Шокоманов. – Алматы: Агентство РК по статистике,2003. – 372с.
24. Шимов В. Н. Национальная экономика Беларуси / В.Н.Шимов. - 2-е изд., перераб. и доп. Минск: БГЭУ, 2011 - 751 с.
25. Экономика и общество Республики Беларусь: диспропорции и перспективы развития. Национальный отчет о человеческом развитии 2011 – 2015. – Минск: «Альтиора – Живые краски», 2015. – 147 с.
26. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика. / Б.И. Герасимов [и др.]; под общ. ред. Б.И. Герасимова. – 2-е издание. – Тамбов : ТГТУ, 2011. – Ч.2 – 204 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты