ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Общая характеристика регулирования организации рынков товаров и услуг
1.2 Методы государственного регулирования рынков товаров и услуг
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовхлебпром»
2.2 Основные направления государственного регулирования деятельности ОАО «Борисовхлебпром»
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Экономические преобразования, проводимые в стране и направленные на формирование эффективной рыночной модели развития, актуализировали необходимость оценки накопившегося опыта реформирования экономики. Со всей серьезностью сегодня стоят вопросы определения и обоснования направлений и методов регулирования рыночного хозяйства, в частности, на создание условий, обеспечивающих эффективное удовлетворение потребностей населения в потребительских товарах и услугах.
Такая постановка проблемы предполагает разработку теоретических и практических рекомендаций развития потребительского рынка, функционирующего на определенных принципах, присущих рыночной экономике. Особое значение на современном историческом этапе приобретает роль государства, как регулятора некоторых экономических процессов.
Следуя известной общесоциальной закономерности, согласно которой все сложные социальные и экономические проблемы в обществе обостряются на переломных этапах его развития, мы сегодня наблюдаем в Республике Беларусь огромное количество нерешенных проблем на потребительском рынке. Большинство этих проблем так или иначе связаны с наличием теневых отношений в потребительском секторе экономики, неразвитостью института защиты прав потребителей, недостаточной слаженностью взаимодействия государственных органов, общественных организаций и представителей бизнеса в вопросах развития потребительского рынка.
С методологической точки зрения важно иметь в виду, что белорусская экономика в целом преодолела переходный этап и вступила в период поступательного рыночного развития. В основном уже сложилась система различных рынков (капиталов, ресурсов, труда, ценных бумаг, валютный рынок, потребительский и т.п.). Но в тоже время становление какой-либо системы и ее развитие и функционирование – принципиально разные процессы. Зрелая социально-экономическая система характеризуется, с одной стороны, более стабильными отношениями и процессами, что упрощает их регулирование.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Общая характеристика регулирования организации рынков товаров и услуг
Государственное регулирование потребительского рынка можно определить как комплекс экономических, административных, нормативно-правовых мер и информационно-психологических воздействий на объекты потребительского рынка, осуществляемых государственными и местными органами власти в целях обеспечения его устойчивого и эффективного развития [14, с. 73].
Систему государственного регулирования потребительского рынка следует понимать как совокупность отношений между субъектом и объектом управления, которые в свою очередь подразумевают наличие целей, задач, принципов, функций и методов осуществления управленческого воздействия.
Главной целью государственного регулирования потребительского рынка является оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно значимых и приемлемых целей [12, с. 8].
Товары и услуги – важнейший социально-экономический критерий оценки экономического развития страны и благосостояния ее населения. В рыночной экономике товары и услуги реализуются и воспроизводятся в условиях конкурентной среды на рынке потребления.
Обратимся к методам регулирования потребительского рынка. Методы государственного регулирования потребительского рынка – это способы и приемы оценки ситуации, а также управленческого воздействия государства на систему социально-экономических отношений в процессе купли-продажи товаров для личного потребления [12, с. 13].
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовхлебпром»
Борисовский хлебозавод начал свою работу 7 ноября 1932 года.
Приказом Министерства пищевой промышленности от 10.04.1972г. №75 создано Минское областное производственное объединение хлебопекарной промышленности, в состав которого входит Борисовский хлебозавод как головное предприятие.
Приказом Министерства пищевой промышленности от 6.04.1976г. №86 создано Борисовское производственное объединение хлебопекарной промышленности (ПО «Борисовхлебпром») в состав которого входит семь предприятий Минской области.
На основании приказа от 23.04.2001г. №29 Комитета по хлебопродуктам при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь ПО «Борисовхлебпром» переименовано в Республиканское производственное унитарное предприятие (РУП «Борисовхлебпром»).
На основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от «30» декабря 2013 г. №303 путем преобразования Республиканского производственного унитарного предприятия «Борисовхлебпром» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества создано акционерное общество «Борисовхлебпром» (ОАО «Борисовхлебпром»). В настоящее время ОАО «Борисовхлебпром» является коммерческим предприятием Республики Беларусь, имеющем обособленное имущество, самостоятельный баланс, находится в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Предприятие специализируется на выпуске хлебобулочных и мучных кондитерских изделий и является головным предприятием хлебозаводов Минской области.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
В качестве отрицательного момента необходимо отметить отсутствие у ОАО «Борисовхлебпром» долгосрочных обязательств по лизинговым платежам, что говорит о том, что предприятие не использует данный финансовый инструмент.
Многочисленные качественные преимущества лизингового финансирования инвестиций в основные средства производства в сравнении с прямым кредитованием их покупки могут быть сведены в конечном счёте к нескольким количественно измеримым показателям на основе следующих принципов: Вот!
- минимальная величина доходности от инвестиций в предприятие в любом случае не зависит от типа используемых финансовых инструментов и она не должна быть меньше рыночной стоимости капитала;
- финансовая эквивалентность платежей, приведённых к одному и тому же моменту времени. Вот!
ОАО «Борисовхлебпром» планирует покупку линии по производству слоеных изделий. Вот!
Для выявления преимуществ и недостатков таких форм финансирования инвестиций, как лизинг и кредит, был проведен их сравнительный анализ на примере ОАО «Борисовхлебпром». С целью повышения эффективности использования имеющихся активов, а также роста чистой прибыли и рентабельности организации, ее руководство приняло решение о приобретении дополнительного оборудования. Цена приобретаемого оборудования составила 1 млн руб. (включая налог на добавленную стоимость – НДС). В связи с дефицитом свободных денежных средств в достаточном объеме для непосредственной покупки активов, принято решение об использовании заемного капитала в форме либо лизинга, либо кредита сроком на два года. Обслуживающий банк предлагает кредит на условиях погашения основной суммы долга ежемесячно равными частями с ежемесячной уплатой процентов за пользование кредитом по эффективной ставке 15 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование потребительского рынка можно определить как комплекс экономических, административных, нормативно-правовых мер и информационно-психологических воздействий на объекты потребительского рынка, осуществляемых государственными и местными органами власти в целях обеспечения его устойчивого и эффективного развития.
В целом следует отметить, что в настоящее время развитие рыночных отношений в Республике Беларусь означает смещение приоритетов: централизованное регулирование потребительского рынка уступает первенство управлению на уровне предприятий и организаций. В перспективе целесообразно создание (по опыту развитых стран) таких структур управления потребительским комплексом, которые бы оставили за собой только общие функции государственного регулирования, прежде всего контролирующие (в аспекте обеспечения безопасности потребителя и зашиты конкуренции), информационные, консультационные, посреднические. Расширение принципа доверительных отношений между участниками рынка и государственными органами при одновременном повышении ответственности и культуры ведения бизнеса становится насущной необходимостью. Кроме того, изменение функций управления в пользу координационной и информационно-консультативной деятельности позволит ликвидировать лишние структурные подразделения внутри отраслевых управленческих органов.
1 Антонова, Н.Б. Теория и практика государственного управления: пособие/Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. – 195 с.
2 Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 190 с.
3 Гращенкова Т.М. Государственное регулирование экономики и государственная политика: курс лекций / Т.М. Гращенкова. – Витебск, ВГУ. – 111 с.
4 Гуренко, В.И. Методы и принципы государственного регулирования потребительского спроса населения / В. И. Гуренко // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. – № 5. – С. 252–259.
5 Данилов, А.А. Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг на макро- и мезоуровнях / А.А. Данилов, В.А. Данилова, Е.В. Литвинова // Сервис в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – С. 18–30.
6 Денисов, Н.В. Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования / Н. В. Денисов // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 9. – С. 36–41.
7 Денисов Н.В. Теневые механизмы формирования потребительского спроса // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 1. – С. 35–39.
8 Золотухин, Д.Н. Направления развития «прогрессивного» потребительского спроса в России / Д. Н. Золотухин // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 3. – С. 63–66.
9 Кутяшова, Е.В. Региональный рынок потребительских товаров и услуг: экономическая диагностика развития и совершенствование региональной политики: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е.В. Кутяшова; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2014. – 25 с.
10 Лексин, В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. – 3 изд., стереотип. – М.: УРСС, 2000. – 368 с.
11 Мясникович, М.В. Макроэкономическая политика Республики Беларусь: теория и практика: курс лекций / М.В. Мясникович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 176 с.
12 Петрович, М.В. Система государственного регулирования потребительского рынка / М.В. Петрович / / Веснiк БДЭУ. – 2013. – №1. – С. 8-14.
13 Соловьева, О.А. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики / О. А. Соловьева // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 21. – 2009. – № 1. – С. 23–27.
14 Тихонович, С.В. Подходы к регулированию потребительского рынка в РБ / С.В. Тихонович // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2008. – №5. – С. 73-82.
15 Ушакова, Э.Т. Проблемы регулирования рыночной экономики в курсах «Экономическая теория» и «Экономика общественного сектора / Э.Т. Ушакова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2010. – № 1. – С. 91–97.
16 Шелег, Н.С. Государственное регулирование потребительского рынка в условиях формирования Союзного государства: проблемы и перспективы / Н.С. Шелег. – М.: Оригинал, – 2013. – 320 с.
17 Шелег, Н.С. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования потребительского рынка Беларуси / Н.С. Шелег, Е.Н. Шелег // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы IV Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2011 г. В 2 т. Т. 2 / БГЭУ; редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2011. – С. 251-253.
18 Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.