Введение
Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования в сфере культуры
1.1 Отрасль культуры как объект государственного регулирования
1.2 Методы и инструменты государственного регулирования в сфере культуры
Глава 2 Анализ методов и инструментов государственного регулирования сферы культуры в Республике Беларусь
2.1 Методы и инструменты государственного регулирования в сфере культуры в Республике Беларусь
2.2 Анализ влияния методов и инструментов государственного регулирования на развитие сферы культуры
Глава 3 Направления развития государственного регулирования сферы культуры в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современные реалии таковы, что гарантией сохранения и прогресса, духовного здоровья и благополучия нации является ее сплоченность вокруг истинных, созидательных ценностей.
Республика Беларусь – страна великой культуры, богатейшего исторического наследия, многовековых духовно–нравственных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.
Чтобы сфера культуры выполняла важнейшие социальные функции по нравственному воспитанию, эстетическому развитию, духовному просвещению, социализации, образованию, приобщению к культурному наследию и т.д., необходимо грамотное использование регулирования.
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительное участие государства в решении социальных проблем. Главными из основных государственных приоритетов являются реализация активной й политики, направленной на обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение независимости и культурных ценностей страны. В условиях перехода к инновационному типу развития белорусской экономики ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры.
Важнейшей долгосрочной целью государственной политики в сфере культуры является формирование нравственных и идеологических основ государства, создание условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранение культурных и национальных традиций страны, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для всего населения страны.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Отрасль культуры как объект государственного регулирования
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности [20].
Культура – это институционализированная область культурной деятельности, интегрированная в правовые и управленческие отношения [13, с. 11]. Она включает государственное регулирование сохранения, создания, распространения и использование культурного наследия, художественное образование и детское творчество, искусство, творческую деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую.
Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной отраслью со своей спецификой.
Как отмечает Н.Б. Антонова «ее отличает, во–первых, создаваемый продукт, который удовлетворяет особую группу человеческих потребностей – культурных. Во–вторых, ее отличает способ удовлетворения потребностей как со стороны субъекта, так и объекта воздействия, который и является главным отличием трудового процесса в отрасли» [2, с. 753].
М.И. Ивашкин акцентирует внимание на том, что «как сфере человеческой деятельности культуре присущи уникальность, неповторяемость и невещественность результатов труда. Культура интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой она оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов в обществе» [10, с. 201].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Методы и инструменты государственного регулирования в сфере культуры в Республике Беларусь
Рассматривая сферу культуры как объект государственного управления, необходимо выявить, что является непосредственно объектом управления и входит в структуру отрасли культуры Республики Беларусь.
Государственное регулирование сферы культуры в Республике Беларусь охватывает ряд подотраслей, к которым относятся:
– культурно-просветительская деятельность (культура, искусство);
– кинематография;
– историко-культурное наследие [2, c. 759].
В Республике Беларусь сложилась определенная структура отрасли, включающая учреждения различного вида деятельности, связанные с производством и хранением культурных ценностей:
- культурно-просветительные учреждения: библиотеки, клубы, дома и дворцы культуры, музеи, выставки, галереи, парки культуры и отдыха;
- театрально-зрелищные объединения и предприятия: театры, концертные объединения, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли и группы, хореографические и художественные коллективы, студии изобразительного искусства;
- предприятия кино- и видеоискусства: киностудии, кинотеатры, киновидеоцентры и салоны;
- учебные заведения: вузы культуры, музыки и искусства, музыкальные, художественные и хореографические училища, институты и курсы по переподготовке и повышению квалификации кадров, музыкальные школы и школы искусств [15, c. 161].
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь – страна, где развитие культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики и пользуется всемерной поддержкой государства.
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, – создать правовые и экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях
Основные задачи отрасли культуры на ближайшую пятилетку:
- сохранение культурной идентичности белорусского народа, развитие национальных творческих традиций и отечественного кинематографа;
- широкое привлечение населения к занятиям художественным творчеством;
- укрепление положительного имиджа Беларуси в международном культурном сообществе;
- развитие системы непрерывного художественного образования, поддержка талантливой молодежи;
- внедрение новых информационных продуктов и технологий в сферу культуры, новых стандартов качества услуг культуры;
- создание современных центров культуры, брендового регионального продукта и услуг, основанных на местных культурных традициях, а также связанных с использованием историко-культурных ценностей.
Государственная программа «Культура Беларуси» на 2016–2020 годы предусматривает в том числе:
- доведение доли отреставрированных памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, до 30%;
- рост посещаемости организаций культуры на 5% к уровню 2015 года;
- увеличение соотношения внебюджетных средств к общему объему бюджетного финансирования государственных организаций культуры на уровне 26%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли государственного регулирования культурной жизни в любой стране.
Каждое государство в той или иной степени регулирует сферу культуры. Речь может идти об акцентах на конкретном наборе механизмов и процедур, который с изрядной степенью условности и можно назвать «ролью». Более того, эти акценты могут смещаться в зависимости от экономической ситуации, политического (внешнего и внутреннего) положения. Однако в «большом времени» в каждой стране, в силу традиций культурной и политической жизни, складывается определенный характер и стиль государственного регулирования в сфере культуры, свойственный данному обществу.
Конкретная конфигурация государственного регулирования зависит от акцента на тех или иных рычагах. Определяя целесообразные пределы и формы государственного регулирования развития социально–культурной сферы, важно, избегая идеологических стереотипов, опираться на накопленный отечественный и зарубежный опыт.
В социально–культурной сфере достаточно широко применяются административные и правовые методы регулирования, прямое и косвенное экономическое регулирование.
На сегодняшний день в Беларуси сложилась модель государственного регулирования сферы культуры, основанная на сильной правительственной администрации, которая не только поддерживает культуру финансово, но и координирует работу других правительственных и неправительственных структур в их взаимоотношениях с культурой.
Задачи функции в области государственного регулирования сферы культуры осуществляют органы государства, которые выполняют их в различном объеме, различными методами и формами.
Государственная политика Республики Беларусь в области культуры на современном этапе представляет продуманный и ответственный выбор приоритета, целей, механизмов их осуществления.
1. Алексеев, Ю. В. Объекты культурного наследия: учебник / Ю.В. Алекссев, Г.Ю. Сомов. – М.: «Проспект», 2016. – 560 с.
2. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Антонова Н.Б. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
3. Барма, О. А. Менеджмент, маркетинг, финансирование, реклама в учреждениях социокультурной сферы: учебно-методический комплекс / О. А. Барма. – Минск, 2017. – 214 с.
4. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели / Л. Е. Востряков. – СПб : Изд-во СЗИ РАНХиГС , 2011 – 167 с.
5. Ермак, Д. Культурная эволюция с поддержкой государства / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 5. – С. 38–40
6. Жарков, А. Д. Государственная культурная политика – важнейшее условие функционирования социально–культурной деятельности / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ. – 2014. – № 2. – С. 146–152.
7. Жохова, М. А. Модели финансирования культуры / М.А. Жохова // Экономический журнал. – 2016. – №1. – С. 157–163.
8. Зеленцова Е. Культурная политика и экономика культуры: тезисы для сборки региональных стратегий / Е. Зеленцова, Е. Мельвиль. – М.: Арт-транзит , 2016. – 91с.
9. Ибарра, Л. Государственное регулирование культуры: закон и социальная политика как ограничители культуры / Л. Ибарра // Социальная политика. – 2015. – № 12. – С. 39–47.
10. Ивашкин, М.И. Сфера культуры как объект управления и ее роль в развитии социально-экономических отношений общества / М.И. Ивашкин // Вестник ТГУ. – 2014. – № 1. – С. 201-205.
11. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь. Афіцыйнае выданне.– Мн.: Беларусь, 2009. – 95 с.
12. Коваленко, Л. В. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / Л.В. Коваленко. – Кемерово: КузГТУ, 2017. – 203 с.
13. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства : учебник / С. Г. Коленько. – М. : Юрайт, 2017. – 370 с.
14. Кодекс Республики Беларусь «О культуре» от 20.06.2016 № 413–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.
15. Мартыненко, И. Э. Государственно-правовое обеспечение сохранения историко-культурного наследия / И. Э. Мартыненко // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2015. – № 1. – С. 161–165.
16. Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 04 марта 2016 г. № 180 : ред. от 02 дек. 2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Особенности механизма государственного регулирования экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m–economy.ru/art.php?nArtИd=3788. – Дата доступа:
18. Саракун, Л. П. Государство и культура: проблемы взаимодействия / Л.П. Саракун // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2016. – № 12. – С. –39–47.
19. Светлов, Б. В. Государственная политика в сфере культуры: задачи и достижения / Б. В. Светлов // Проблемы управления. – 2016. – № 5. – С. 15–18.
20. Сфера культуры как объект управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pnu.edu.ru/vestnik/pub/articles/1538/. – Дата доступа:
21. Чижиков, В. М. Программно–проектные технологии в сфере культуры / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков // Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. – Москва : МГУКИ, 2014. – 218