Введение
Глава 1 Общая характеристика государственного управления развития в области физической культуры и спорта
1.1 Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования
1.2 Зарубежный опыт государственного управления физической культурой и спортом
Глава 2 Государственное управление развития физической культуры и спорта в ОО «Футбольный клуб «Нафтан»
2.1 Общая характеристика ОО «Футбольный клуб «Нафтан»
2.2 Влияние инструментов государственного управления развития в области физической культуры и спорта на деятельность ОО «Футбольный клуб «Нафтан»
2.3 Органы управления и нормативно-правовая база по государственному регулированию развития физической культуры и спорта
2.4 Анализ развития отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь
Глава 3 Перспективы и пути повышения эффективности государственного управления развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе вовлечение государства в сферу физической культуры и спорта стало острой необходимостью, причём речь идёт не столько о финансовом участии, сколько о государственном влиянии на эту сферу деятельности и правильном понимании роли физической культуры и спорта в жизни современного общества.
Различные страны в зависимости от специфики социально-экономического и политического устройства формируют условия для развития массового спорта, создания, восстановления и пополнения его ресурсной базы как основы функционирования.
Важной составной частью государственной социально-экономической политики суверенной Беларуси является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.
Речь сегодня идет о коренном изменении социального статуса физической культуры как одной из составляющих национальной идеи, формирующей здоровый образ жизни людей, престиж государства. Поэтому государственное отношение к этой сфере деятельности как к общегражданской, обеспечивающей безопасность Беларуси и жизнеспособность ее населения. Будучи носителем общественных интересов, наше государство стремиться сформировать не только общенациональную модель физкультурно-спортивного движения, но и укрепить его законодательно, начиная от коллективов физической культуры учебных учреждений, предприятий, профессиональных клубов до национальных сборных Республики Беларусь.
В настоящее время в Республике Беларусь нормативно-правовая база в сфере физкультурно-спортивной деятельности может характеризоваться нормативными актами различной юридической силы. С учетом позитивной динамики развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, нормативные акты, регламентирующие ее развитие, постоянно дополняются и изменяются. Это характеризует не только возрастающую роль физической культуры и спорта в нашей стране, но и то, что Республика Беларусь является цивилизованным европейским государством.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1 Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования
Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере деятельности и представляют собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В связи с этим, для организации работы физкультурно-спортивных структур и лиц задействованных в этом, правомочность использования понятия «управление» не вызывает сомнения.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека [19, с. 149].
Спорт (англ. sport): - 1) составная часть физической культуры - средство и метод физического воспитания, имеющие целью развитие и укрепление организма человека и достижение им высоких результатов в соревнованиях; 2) система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по этим комплексам [5, с. 8].
Как отмечает С.А. Демьянов, «от физической культуры спорт отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся» [7, с. 8].
Физическая культура по своей сущности явление массовое, вовлекающее в сферу своего влияния, хотя и с разной степенью активности, большинство членов общества.
Человечество осознанно пришло к занятиям спортом – специфической социально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спортивных) соревнованиях.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «НАФТАН»
2.1 Общая характеристика ОО «Футбольный клуб «Нафтан»
Общественное объединение «Футбольный клуб «Нафтан» (далее – ОО «Футбольный клуб «Нафтан») зарегистрировано в качестве юридического лица Новополоцким районным исполнительным комитетом 17.01.2001 г. решением № 28 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с регистрационным номером (УНП) 200020050.
Адрес клуба: 211440, г. Новополоцк, ул. Молодежная, 49а.
C 1996 года участвует в Высшей лиге Беларуси (кроме 2002 года). Двукратный обладатель Кубка Беларуси (2009 и 2012). Сезон 2018 года проводит в Первой Лиге Беларуси.
Основными задачами ОО «Футбольный клуб «Нафтан» являются:
- создание условий для развития, пропаганды популяризации футбола в городе;
- привлечение к занятиям футболом как средством физического воспитания детей, подростков, молодежи, а так же людей взрослого поколения;
- организация учебно-тренировочного процесса с занимающимися с использованием передовой методики;
- организация работы по проведению соревнований, турниров, матчев;
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков у воспитанников;
- воспитание волевых и моральных качеств молодых спортсменов;
- участие в чемпионатах;
- пропаганда здорового образа жизни.
ОО «Футбольный клуб «Нафтан» имеет функциональную структуру, представленную на рисунке 2.1. Ее еще называют традиционной, или классической. Этот вид структуры является результатом разделения управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою определенную задачу в управлении, т.е. выполняет определенную функцию. При этом такая конкретная задача подчинена цели всей организации.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Здоровье людей, развитие физической культуры и спорта провозглашено в Беларуси приоритетным направлением социальной политики. Вопросы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением и развитие массового спорта находятся в центре внимания Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. По словам Главы государства, здоровый образ жизни стал визитной карточкой Беларуси [17].
По данным экспертов, основными факторами, определяющими успешность развития физической культуры и спорта в государстве, являются:
- обеспечение потребностей личности (проведение свободного времени, развлечения, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.д.);
- поддержание здоровья нации и восприятие спорта, прежде всего, как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний;
- утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления спортсменов на различных международных соревнованиях (политическая функция);
- воспитание населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);
- объединение нации и поддержание общественного порядка (социализирующая функция);
- улучшение международных отношений и укрепление дружбы между народами (международная функция);
- защита отечества и укрепление обороноспособности страны (военная функция);
- повышение производительности труда, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в организациях и учреждениях (экономическая функция) и т.д. [11], [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Физическая культура и спорт представляют собой сложную, многообразную и динамично развивающуюся сферу общественных отношений. В свою очередь, система управления, существующая в физкультурно-спортивной сфере, охватывает широкий спектр физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг и определяет достижение цели – высокой социально-экономической результативности плане качественного улучшения состояния здоровья и физического совершенствования населения.
При этом необходимость государственного управления данной области общественных отношений обосновывается, в частности, высокой динамичностью рыночных процессов в сфере физической культуры и спорта.
Для каждой отдельной страны характерны свои формы вовлечения государства в физкультурно-спортивную деятельность, но среди них выделяются две основные:
1) разработка законодательства в области физической культуры и спорта;
2) инвестиционное участие государства, региональных и местных органов власти в развитии спорта.
ОО «Футбольный клуб «Нафтан» с 1996 года участвует в Высшей лиге Беларуси (кроме 2002 года). Двукратный обладатель Кубка Беларуси (2009 и 2012). Сезон 2018 года проводит в Первой Лиге Беларуси.
В своей деятельности ОО «Футбольный клуб «Нафтан» руководствуется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», другими законодательными актами Республики Беларусь и Уставом.
Проведенный анализ показал, что в целом динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности ОО «Футбольный клуб «Нафтан» за 2015-2017 гг. имеет благоприятную тенденцию. Однако негативным моментом является наличие убытка от реализации на протяжении 2016-2017 гг.
В Республике Беларусь государство в лице правительства и местных органов власти играет главенствующую роль в развитии и финансировании физической культуры и спорта.
Система законодательства Республики Беларусь о физической культуре и спорте состоит из многообразных источников.
1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Антонова Н.Б. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
2. Веснин, В.Р. Государственное регулирование экономики : учебник / В.Р. Веснин, И.С. Цыпин. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 296 с
3. Говзич, В. Г. Правовые особенности зарубежного и белорусского законодательства в области физической культуры и спорта / В. Г. Говзич // Юридическая наука. – 2016. – № 2. – C. 61-64.
4. Головчанская, Е. Э. Спорт как экономическая деятельность: проблемы управления и финансирования / Е.Э. Головчанская // Новая экономика. – 2017. – № 2. – С. 1–7.
5. Грабар, Р. Н. Организация и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / Р.Н. Грабар, Ж.Г. Шумак. – Пинск: ПолесГУ, 2013. – 89 с.
6. Гридина, Н. А. Государственное управление сферой физической культуры и спорта в зарубежных странах / Н.А. Гридина // Вестник ДонГУ. – 2016. – № 1. – С. 29-37.
7. Демьянов, С.А. Спортивный менеджмент и маркетинг: учебно-методическое пособие / С.А. Демьянов, В.П. Колесникович. – Пинск : ПолесГУ, 2013. – 72 с.
8. Кобринский, М.Е. Организационно-методические аспекты управления спортом / М.Е. Кобринский, М.М. Еншин. – Минск: БГУФК, 2012. – 217 с.
9. Куликов, В.М. Физическая культура как общественное явление: лекция / В.М. Куликов. – Минск : Белорусский государственный технологический университет, 2014. – 38 с.
10. Литвинович, В. М. Организация и экономика физической
культуры и спорта: учеб.-метод, пособие / В.М. Литвинович, О.А. Гусарова, Н.Ф. Денисенко. – Минск: БГУФК, 2010. – 117 с.
11. Махник, Д. И. Правовые основы общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта / Д.И. Махник // Законодательство и экономика. – 2016. – №11. – С.54–60.
12. О физической культуре и спорте : Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2014 г. № 125-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ : в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 ноября 2013 г. № 71-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12.12.2011 № 1672 (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2016 № 48) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Об утверждении Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 апр. 2016 г., № 303 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Особенности государственного регулирования физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/10918. – Дата доступа
17. Официальный сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mst.by. – Дата доступа:
18. Официальный сайт ассоциации «Белорусская федерация футбола» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abff.by. – Дата доступа
19. Рябченко, Г.В. Модель рыночного поведения в сфере физкультурно-спортивных услуг / Г.В. Рябченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 11 (105). – С. 148–159.
20. Филиппов, С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта / С.С. Филиппов. – М.: Советский Спорт, 2015. – 256 с.
21. Шашкова, И. М. Спортивное право : курс лекций / И.М. Шашкова. – Витебск : Витеб. гос. ун-т им. П.М. Машерова, 2012. – 99 с.
22. Якубов, Ю.Д. Физическая культура как объект государственной политики / Ю.Д. Якубов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. –№ 12 (26): в 3-х ч. Ч. I. – C. 219-221.