ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИКА, КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
2.1 Концепция государственного регулирования экономики на современном этапе
2.2 Формы и методы государственного регулирования экономики
2.3 Роль ОАО «Минский тракторный завод» в национальной экономике Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары и услуги. Основные цели национальной экономики, факторы и проблемы их достижения – являются основными проблемами государственного регулирования, волнующими исследователей всех стран.
Основным институтом экономической и политической системы является государство, и он организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к другим субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов.
Роль государства в современной инновационной экономике – основная проблема решаемая экономистами, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства государства в функционирование экономической системы.
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИКА, КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы. Например, рассматривая в качестве объекта государственного регулирования национальную экономику, т.е. экономику конкретной страны, необходимо учесть ее особенности, состояние развития на соответствующем этапе, уровень развития производительных сил и производственных отношений. При этом важно правильно выбрать макроэкономические показатели, критерии и индикаторы, описывающие эти процессы [6, с.12].
Исходя из целевых ориентиров, особенностей, уровня и состояния развития экономики вырабатывается механизм регулирования, способный обеспечить достижение поставленных целей в области экономического и социального развития страны. Он должен обеспечить экономическую стабильность, гармоничное развитие производства и социальной сферы, укрепление научного потенциала, создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования и реализации как общественных, так и частных интересов [4, с.6].
Государственное регулирование экономики так или иначе затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в экономике страны, одновременно являясь субъектами регулирования.
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
2.1 Концепция государственного регулирования экономики на современном этапе
Долгосрочной целью стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь является становление инновационной и переход к цифровой экономике, с учетом особенности нашей экономики, для повышения уровня и качества жизни населения республики, на основе формирования инновационного производства и новой экономики при значительной роли государства в ее становлении.
Впервые в Республике Беларусь была разработана Концепция развития народного хозяйства на 2001-2015 гг. В ней были выделены следующие этапы и их задачи:
– на первом этапе, в 2001-2005 гг. экономика по основным параметрам должна достигнуть уровня 1990 г.;
– на этапе 2006-2010 гг. должны быть сформированы условия для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни населения;
– в период 2011-2015 гг. была поставлена цель заложить основы постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования [10].
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Начиная с 90-х годов прошлого века экономика Беларуси постепенно начала переходить от плановой, принятой в СССР, к рыночному типу. Одним из главных приоритетов в те времена было избежание шоковых преобразований и последствий для населения страны. В настоящее время Беларусь придерживается общественно-ориентированной модели экономического развития. При этом сохраняется точечный контроль правительства над состоянием рынка. Такой подход доказал свою эффективность – с начала 2000 года показатель роста экономики составлял от 5,8 % до 11,4 %. Валюта Беларуси сегодня – белорусский рубль (BYN).
Экономика Республики Беларусь ориентирована прежде всего на развитие промышленного сектора. Большинство предприятий, унаследованных от Советского Союза, претерпели модернизацию и были приведены в соответствие с требованиями времени. Очень развитой отраслью в республике считается химическая промышленность и все связанные с нею отрасли: нефтепереработка, производство удобрений, резиновых и пластмассовых изделий. На территории Республики Беларусь, экономика которой сильно привязана к российской, находится одно из крупнейших в мире предприятий по производству калийных удобрений – «Беларуськалий». Предприятие поставляет продукцию в десятки стран мира, обеспечивая до 16 % всемирного оборота калийных удобрений. Другой важной отраслью промышленности является нефтепереработка, флагманское предприятие которой – «Нафтан» – находится в городе Новополоцке. Это современный высокотехнологичный комплекс, на котором осуществляется разделение нефти на различные фракции и их последующая переработка. Отсюда продукция поставляется как в страны Европы, так и в США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, стоит отметить, что после периода спада экономики в Беларуси в 2015-2016 гг. ситуация в стране постепенно пошла на поправку. С первой половины 2017 г. уже можно было наблюдать первые положительные тенденции. По оценкам международных экспертов, сегодня в Беларуси сложилась благоприятная обстановка для дальнейшего экономического развития. Однако, принимая во внимание успехи белорусской экономики, нельзя забывать о ее зависимости от внешних факторов, а также о внутренних рисках и угрозах.
Государственное регулирование экономики так или иначе затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в экономике страны, одновременно являясь субъектами регулирования.
Объектом вмешательства в экономику может являться экономика в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, организаций. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга – по характеру, ступенчатому уровню (уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора экономики, народного хозяйства в целом). Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.
1. Антонова Н.Б., Завьялков А.Г., Кандаурова Г.А. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред.Н.Б. Антоновой. – Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО «Мисанта», 2006.
2. Аттали, Ж. Мировой экономический кризис... А что дальше? // Ж. Аттали. – СПб. : Питер, 2016. – 176 с.
3. Базылев Н.И., Гурко С.П. Макроэкономика: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ 1998.
4. Инфляция, антиинфляционная политика и налоги: теория и практика / Р.К. Шакирова // Финансы и кредит. – 2016. – №2. – С. 22-35.
5. Инфляция в Беларуси: причины и условия современных трендов / В.Г. Василега // Белорусский экономический журнал. – 2016. – №2. – С. 99-109
6. Национальная экономика Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплексы,направления развития, механизмы управления : учеб. пособие / под общ. ред. В. Н. Шимова. – Минск : БГЭУ, 2015. – 843 с.
7. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь. Электронная страница Национального статистического комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://belstаt.gоv.bу/hоmeр/ru/indiсаtоrs/svоdn_2016-2020.рhр
8. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа:httр://www.eсоnоmу.gоv.bу/ru/mасrо-eсоnоmу/аnаliz_vуроlneniа_раrаmetrоv/о-sоtsiаlnо-ekоnоmiсheskоm-rаzvitii-resрubliki-belаrus-v-jаnvаre-dekаbre-2016-gоdа_i_0000000460.html.
9. Комплекс мер по реализации программы социального-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://www.eсоnоmу.gоv.bу/ru/dejst_рrоgnоz_dоk-ru/
10. Проблемы социального развития Республики Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Сборник научных трудов под ред. А.М. Стронгиной, Т.И. Какшинской. – Минск, 2018.
11. www.belstst.gоv. bу – Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь.