Введение
1 Причины возникновения и особенности функционирования естественных монополий
2 Методы регулирования деятельности естественных монополий
3 Место естественных монополий в национальной экономике
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Естественные монополии являются самой важной частью современной экономики. Они считаются составной часть инфраструктуры, которая обслуживает производство. Каждому грамотному человеку следует знать хотя бы ключевые положения из теории естественных монополий.
Области естественных монополий мобильны. Они, то расширяются, то сужаются, то устраняются окончательно в зависимости от природных факторов (так, например, присутствия или недоступности, возвышение или сокращения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и других факторов. Вследствие чего, непрерывное изучение и преобразование естественных монополий считается необходимым.
Свободное функционирование и совершенствование естественных монополий может повергнуть к ряду не очень благоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, изменение экономического состояния государства, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как основной бюджетообразующий и структурирующий фактор формирования экономики.
1 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Фактически во всех государствах есть группы отраслей, выведенных из-под влияния антимонопольных законов. Это так называемые сферы прямого регулирования, в которых страна сознательно определяет и оберегает преобладающее положения производителей, вне зависимости от формы собственности. Они известны также как «Естественные монополии».
Речь идет о тех видах деятельности, в которых по технологическим факторам и другим обстоятельствам не может быть конкурентной борьбе. Это области, созданные по принципу масштабного сетевого хозяйства с очень дорогим оснащением (подобное отрасль не может быть продублировано на его территории); сферы, в которых только масштабное производство имеет невысокие расходы, а продукцией пользуются фактически все и покупателей необходимо оберегать от дискриминации и монопольно завышенных цен [7, с. 367−369].
Естественная монополия -- вид рыночной структуры, при котором только одна компания гарантирует рыночный спрос при минимальных расходах производства. Она присуща сферам, которые характеризуются стабильно увеличивающейся экономией от масштаба производства, таким как трубо- и нефтепроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций. В данных сферах экономия от масштаба в такой степени велика, что удовлетворение рыночного спроса одной компанией предоставит невысокие расходы, чем при конкуренции нескольких компаний. В следствии этого страна может содействовать поддержке такого рода монополии, основывая при этом порядок мер (контролирование за ценой и качеством блага, установление комплекта предоставляемых услуг), которые противодействуют осуществлению монополистом существующих рыночной власти [8, с. 197].
Естественная монополия считается официально признанной неизбежной монополией на изготовление и реализацию товаров и услуг, применительно к которым монополизм определен или естественными правами монополиста, или представлениями экономической выгоды для всей страны и народа. Так, естественная монополия зарождается в тех сферах, где функционирует авторское право, потому как автор считается монополистом по закону. С другой стороны, в интересах страны полезно иметь общие трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Национальная монополия появляется вдобавок в тех областях, где ее существование определено суждениями общественной безопасности [14].
2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Регулирование рационально совершать с целью защиты интересов покупателей товаров и услуг, и увеличения экономической производительности деятельности субъектов естественной монополии. Принимая во внимание своеобразную жизнеобеспечивающую значимость сфер, имеющих отношение к естественным монополиям, их регулирование необходимо сосредоточить на ликвидации или удержание повышения цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке.
Главными задачами экономической политики в области регулирования считаются:
‒ улучшение системы ценообразования на базе ее постепенной либерализации, исполняемой по мере развития конкурентных рынков;
‒ формирование наблюдения за денежными потоками субъектов хозяйственной деятельности;
‒ регулирование уровня и структуры цен (тарифов) на остающиеся неконкурентоспособных рынках в настоящей области;
‒ вкладывание рынкам в области деятельности естественных монополий санкционированного характера за счет углубления правовой регламентации взаимосвязей между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их установления, внедрения единых правил «доступа к сети» на не дискриминационной основе;
‒ формирование нормативной базы регулирования на местных рынках и системы успешного регулирования деятельности субъектов естественных монополий областного и регионального уровней;
‒ установление отличительных черт последующей приватизации в сферах естественных монополий [8, с. 147−148].
Статьи 7 и 8 Закона Республики Беларусь" О естественных монополиях" от 16 декабря 2002 г. № 162−3 гласят:
«Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий выполняется на основе следующих принципов:
‒ ясности и открытости способов правительственного регулирования;
‒ адресности правительственного регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;
‒ предоставления защиты прав покупателей [10].
3 МЕСТО ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Согласно Закону Республики Беларусь «О естественных монополиях» естественная монополия является системой общественных отношений, организованная страной, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке успешнее в недостатке конкуренции в силу научно-технических отличительных черт производства (в связи с значимым снижением расходов производства на единицу товара по мере повышения объемов его производства), а подобающие товары не могут быть изменены в потреблении иными товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени находится в зависимости от изменения цены, чем спрос на остальные товары [5].
Отраслями деятельности субъектов естественных монополий признаются:
‒ транспортирование нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
‒ транспортирование газа по магистральным и распределительным трубопроводам;
‒ предоставление и распространение электрической и тепловой энергии;
‒ централизованное водоснабжение и водоотведение;
‒ услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
‒ услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, регулирование движением поездов, железнодорожные перевозки;
‒ услуги транспортных терминалов, аэропортов;
‒ спец обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением [5].
Правительственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий выполняется на базе следующих принципов:
‒ явности и открытости способов национального регулирования;
‒ адресности правительственного регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;
‒ предоставления защиты прав потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, естественная монополия представляет собой систему общественных отношений, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке успешнее в отсутствие конкурентной борьбы в силу научно-технических свойств производства, а подобающие товары не могут быть изменены в употреблении иными товарами, на основании чего, спрос на исходном товарном рынке в наименьшей степени находится в зависимости от изменения стоимости, чем спрос на иные товары.
По всей видимости, в данных секторах экономики конкурентная борьба или сложна, или попросту неприменима, так как соперничество привело бы здесь к существенно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, потому как удержание конкурентной борьбы потребовало бы присутствия многочисленных небольших компаний с незначительными рыночными долями.
Следовательно, государственное регулирование естественных монополий считается одной из главных причин, которая обеспечивает стандартное функционирование экономики. В случае если фирма не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к последующему: или цены ставятся на уровне средних издержек монополии, или используются двух компонентные тарифы, предусматривающие единичную и фиксированную плату за подход к получению услуг.
Для предоставления успешного производства в секторах экономики, где оказывают влияние естественные монополии, стабилизирующие субъекты, обязаны постоянно разрабатывать перемены областей действия естественных монополий, определять успешные цены с точки зрения покупателей, а не лиц владеющих монопольной властью. Дискуссии по поводу некоторых сфер, где неведомо, что же в наибольшей степени результативно: строгое регулирование или же обеспечение сферы рынку, будут продолжатся долго [20].
Естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.
1) Александров, Д.Г. Общая теория экономического роста и модели развития национальной экономики // Экономика и управление: проблемы решения. - 2013. - № 5. – 43 с.
2) Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. - М.: КД Либроком, 2013. - 240 c.
3) Бродский, Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. — 334 с.
4) Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
5) Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / С. Н. Гнатюк. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — 350с.
6) Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.
7) Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З «О естественных монополиях» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь) 18.01.2018.
8) Золотарчук, В.В. Макроэкономика. - М.: Инфра-М, 2013. - 608 с.
9) Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Макроэкономика. - М.: КноРус, 2013. - 320 с.
10) Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: учебник / С. Г. Капканщиков. — 3-е изд., переработанное и дополненное. — Москва: КноРус, 2016. — 406 с.
11) Макроэкономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрайт, 2014. – 416с.
12) Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2015. – 432 с.
13) Макроэкономика. Учебник для вузов. - Москва: РГГУ, 2018. - 368 c.
14) Макроэкономика: учеб. для студ. экон. вузов/ И.Н. Новикова [и др.]; под общ.ред. И.Н Новиковой.- Минск: Высш. Шк. , 2004. – 302 с.
15) Розанова, Н.М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Москва: РГГУ, 2016. - 283 c.
16) Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 283 c.
17) Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 2: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 c.
18) Руднев, В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. - М.: КноРус, 2013. - 384 c
19) Шевчук, Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций / Д.А. Шевчук. - М.: Феникс, 2015. - 288 c.
20) Основные причины возникновения монополий. Антимонопольная политика //[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studwood.ru/710329/ekonomika/regulirovanie_estestvennyh_monopoliy.- Дата доступа: