Курсовая работа: 40 с., 4 рис., 12 табл., 29 источников, 1 прил.
Предмет исследования – рекламная деятельность ОАО «Свiтанак».
Цель работы: исследование рекламной деятельности ОАО «Свiтанак» для разработки направлений ее совершенствования.
Практическая значимость курсового исследования заключается в разработке мероприятий по повышеию эффективности рекламы ОАО «Свiтанак».
Теоретической и методической основой представленной курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты по теме исследования, учебники, учебные пособия, материалы периодической печати.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Course work: 40 pp., 4 pic., 14 tab., 29 sources, 1 adj.
ADVERTISING, ADVERTISING PSYCHOLOGY, ADVERTISING INFLUENCE, ADVERTISING CAMPAIGN, MOTIF
The object of study - OJSC «Svitanak».
The subject of the study is promotional activities of OJSC «Svitanak».
Objective: study of the promotional activities of OJSC «Svitanak» for the development of directions for its improvement.
The practical significance of the course research is the development of measures to improve the effectiveness of advertising of Svitanak OJSC.
The theoretical and methodological basis of the course work presented were the legislative and regulatory acts on the topic of research, textbooks, teaching aids, materials of periodicals.
The author confirms that the analytical material presented in it correctly and objectively reflects the state of the process under study, and all theoretical, methodological and methodological provisions for the concept borrowed from literary and other sources are accompanied by references to their authors.
ВВЕДЕНИЕ
В существующих экономических условиях действующие организации выбирают для себя различные рекламные стратегии. Некоторые из них снижают свою рекламную активность, иные же наоборот выбирают новые рекламные ходы и все большие средства закладывают на проведение промо-мероприятий, предпочитая говорить о себе больше, громче и активнее. Каждая стратегия должна соответствовать задачам конкретной организации.
В настоящий момент на рынке товаров и услуг представлено множество средств предоставления рекламы, также главные моменты в рекламной политике и маркетинговые стратегии организаций раскрыты не только в теоретической основе, но и на практическом опыте специалистов, занятых в области рекламы и из всего многообразия необходимо выбрать и спланировать рентабельно обоснованную и целесообразную рекламную политику.
В настоящее время роль маркетинга в деятельности промышленных организациях значительно возрастает. Выступая в качестве системы или комплекса, он учитывает стратегию деятельности организации, то есть коммуникативную политику, что способствует решению экономических проблем функционирования организации на рынке. Тема работы актуальна, так как использование маркетинговых коммуникации исходит из необходимости полного учета общефирменной стратегии маркетинговой деятельности и принципиальных свойств любой маркетинговой коммуникации как системы, равно как и особенностей ее развития с учетом условий и целей развития конкретной организации.
Реклама оказывает содействие для быстрой и бесперебойной реализации производимых товаров и услуг. Для того, чтобы реклама сработала, необходимо разработать ее четкую стратегию. Большая часть отечественных организаций намерена использовать лишь единичную рекламу. Часто они прибегают к ним в самых последних случаях, а после ожидают немедленных положительных результатов. Если применять такой подход, то вряд ли реклама сможет принести такие результаты, как увеличения сбыта товаров или услуг. Зарубежный опыт давно уже показал насколько велико значение разработки рекламной кампании, как одного из средства стимулирования продаж и создания имиджа организации.
Актуальность темы вызвана тем, что отправной точкой деятельности любого предприятия должны быть нужды и потребности его потребителей. Это называется рыночной ориентацией, что означает приспособление кадровых, финансовых и материальных ресурсов предприятия к потребностям потребителей.
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю и получить прибыль.
Проблема организации маркетинговой деятельности является весьма важной, так как большинство предприятий не имеет оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее. В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без рациональной организации маркетинговой работы и взаимодействия с рыночной средой. Полезность организации маркетинга на предприятии с каждым моментом только возрастает.
Маркетинговая деятельность, как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке экономическими субъектами, обуславливает необходимость обеспечения отечественными предприятиями лучших возможностей производства и сбыта своей продукции, услуг.
В этой связи требуется разработка адекватных рыночным отношениям проектов совершенствования маркетинговой деятельности предприятия с использованием методов маркетинга, органично сочетающих новые формы маркетинговой стратегии качества и цены продукции, услуг, обслуживания потребителей, сроков исполнения заказов, технологии формирования имиджа и позиционирования, и других мер, обеспечивающих повышение положения предприятия на рынке.
Целью курсовой работы является исследование рекламной деятельности ОАО «Свiтанак» для разработки направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать концептуальное видение рекламы как явления в экономике;
– провести анализ рекламной деятельности ОАО «Свiтанак»;
– разработать мероприятия по повышеию эффективности рекламы ОАО «Свiтанак».
Объект исследования в курсовой работе – ОАО «Свiтанак», предмет исследования – рекламная деятельность ОАО «Свiтанак».
Теоретической и методической основой представленной курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты по теме исследования, учебники, учебные пособия, материалы периодической печати.
Информационной базой послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности ОАО «Свiтанак» за 2015-2017 гг. Для проведения анализа маркетинговой деятельности ОАО «Свiтанак» в представленной работе используются данные отчета о прибылях и убытках, данные о маркетинговой среде предприятия.
Основными источниками, раскрывающими сущность рекламной деятельности явились работы Егоршина А.П., Акулича И.Л., Маленкова Ю.А., Минько Э.В., Наумова В.М., Калюжновой Н.Я., Якобсона А.Я., Анурина В.Ф., Е.А. Евтушенко Е.А, Муромкина И.Н., Володько В.Ф. и многие другие.
При написании курсовой работы использованы следующие методы исследования: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, группировка, абсолютные и относительные разницы, графическая интерпретация, а также логический метод.
Курсовая работа состоит из трех основных частей: теоретической, аналитической и практической, содержащей конкретные мероприятия и их экономическое обоснование, а также включает введение, заключение и список использованных источников.
1 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ РЕКЛАМЫ КАК ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие рекламы
Реклама - это информация, которая обосновывается в пользу решения, нацеленного на потенциального покупателя, и распространяется через общедоступные каналы и источники. В отличие от чистой информации, реклама использует средства убеждения, ее целью является обеспечение предпочтений в конкурентной среде. Реклама отличается от обычного информационного сообщения интересом к конечному результату. Это не просто изучение информации, а ее изучение с конкретной, очень конкретной целью - повысить интерес и внимание к предлагаемым товарам и услугам.
Реклама фактически имеет одно направление - от рекламодателя до объекта воздействия. Обратная связь существует только в форме окончательного поведения потенциального покупателя.
Реклама очень изменчива. Определенных форм не существует раз и навсегда. Тот факт, что вчерашний день использовался и привлекал внимание потенциальных потребителей, становясь сегодня массовым и знакомым, может перестать представлять интерес. В последние годы наше общество, даже если по определенной евразийской версии, уже сформировалось как общество потребления. Реклама для него является одним из важнейших условий существования. Он не только способствует обороту денег и товаров, но и придает вещам, помимо функциональных, также значительную ценность, формируя тем самым определенную модель жизни.
Конечно, реклама должна привлекать внимание, это ее суть. В конце концов, цель рекламы не просто быть увиденной, и не быть услышанной и прочитанной. Цель рекламы - донести информацию о товаре (услуге, компании, идее) и отношении к нему таким образом, чтобы потребитель с большей вероятностью его купил. Здесь важнейшую роль играет психология как наука о поведенческих мотивах и основах человеческих желаний и стремлений.
Реклама, очевидно, более эффективна, когда она переводит свои темы на язык, который имеет значение для тех, на кого она стремится влиять. Для эффективного воздействия на покупателя, реклама должна использовать опыт других отраслей знаний.
Реклама служит множеству разных хостов для разных целей, и ее эффект почти всегда «размыт» последствиями других возможных воздействий, поэтому она будет оставаться сферой действия для неопределенных стимулов.
«Реклама и впредь останется занятием, полным неопределенности; ее цель и роль до конца не поняты даже организациями, тратящими на это дело многие сотни тысяч фунтов стерлингов» (Ч. Сэндидж).
2 АНАЛИЗ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЪЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
Открытое акционерное общество «Свiтанак» (далее – ОАО «Свiтанак») г. Жодино введено в эксплуатацию в декабре 1975 года. Основной целью деятельности ОАО «Свiтанак» является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Предприятие производит трикотажные изделия и полотно, а также осуществляет оптовую и розничную торговлю производимым товаром. Установленное оборудование, применяемая технология и квалифицированные кадры позволяют предприятию выпускать сравнительно небольшими партиями широкий ассортимент продукции, пользующейся устойчивым потребительским спросом, как на внутреннем рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.
Вышестоящее ведомство – Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром».
Юридический адрес ОАО «Свiтанак» 222160, г. Жодино, Минская обл.
Республика Беларусь ул. 8 марта, 1.
ОАО «Свiтанак» г. Жодино было акционировано 30 ноября 1994 года. На 01.10.2016г. в структуре уставного фонда организации государству принадлежит 44,52% акций предприятия, юридическим лицам негосударственной формы собственности – 12,3% акций, физическим лицам – 43,18%, из них членам трудового коллектива ОАО – 9,21% акций предприятия. Номинальная стоимость 1 акции на ту же дату составила 35,5рублей.
ОАО «Свiтанак» производит и реализует ежемесячно около 1 млн. трикотаж¬ных изделий на сумму порядка 4,4 млн. рублей (около 2,2 млн. долларов США). В качестве основного сырья используется пряжа из хлопка. Организация производит бельё (более 70%) и верхний трикотаж для женщин, мужчин, детей и подростков. Ассортиментный перечень насчитывает более 500 различных моделей в месяц. Продукция выпускается средне- и мелкосерийными партиями. Обновление ассортимента ежегодно составляет около 80%.
Основными потребителями продукции предприятия являются Республика Беларусь и Российская Федерация. Предприятие активно развивает свою фирменную торговлю. В настоящий момент акционерное общество «Свiтанак» г.Жодино имеет в Республике Беларусь 34 торговых объектов при пяти филиалах по мелкооптовой и розничной торговле, расположенных в городах Витебске, Могилеве, Гомеле, Бресте и Жодино, а также один магазин смешанной торговли в г. Жодино.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ
3.1 Использование анализа мотивов в рекламной деятельности
Изучение спроса и формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети ОАО «Свiтанак» призвано решить следующие задачи:
- создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения покупательского спроса населения;
- выявление и изучение возможных источников поступления товаров, отвечающих спросу населения, проведение анализа возможностей сотрудничества с потенциальными поставщиками товаров;
- постоянный контроль за деятельностью индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю аналогичными товарами;
- обеспечение устойчивости ассортимента товаров в торговых объектах;
- постоянный контроль за работой по формированию и реализации конкретных групп, подгрупп и разновидностей товаров, направленный на обеспечение более полного удовлетворения спроса населения и получения наибольшего размера прибыли.
В магазинах ОАО «Свiтанак» ведётся книга ежедневных заявок на товары, журнал регистрации заявок на товары, журнал регистрации на товары, завоза и приёмки товаров, где отражают ассортимент товаров, заявку по дням (дата, количество, вес) фактический завоз, контрольную проверку веса десяти изделий, остаток нереализованной продукции и возврат поставщику при обнаружении недоброкачественной продукции.
В настоящее время ассортимент реализуемых в торговых объектах ОАО «Свiтанак» товаров включает в себя абсолютно все группы. Удельный вес товаров, произведенных в Республике Беларусь, в общем товарообороте за 2017 год составил – 94,6% .
Для анализа внешней ОАО «Свiтанак» г.Жодино был применен инструментарий SWOT-анализа (таблица 3.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Открытое акционерное общество «Свiтанак» (далее – ОАО «Свiтанак») г. Жодино введено в эксплуатацию в декабре 1975 года. Основной целью деятельности ОАО «Свiтанак» является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Предприятие производит трикотажные изделия и полотно, а также осуществляет оптовую и розничную торговлю производимым товаром. Установленное оборудование, применяемая технология и квалифицированные кадры позволяют предприятию выпускать сравнительно небольшими партиями широкий ассортимент продукции, пользующейся устойчивым потребительским спросом, как на внутреннем рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.
В 2017 году наблюдается положительный момент – это получение прибыли от реализации услуг в 2017 году и рост ее по сравнению с 2016 годом, соответственно можно утверждать, что организация в 2017 году сработала наиболее эффективно по сравнению с 2016 годом. Также об этом говорит рост выручки от реализации продукции, производительности труда и рост эффективности использования основных средств.
Проанализировав рекламные кампании Свитанак можно сделать следующие выводы:
При выходе на рынок изначально была разработана неправильная концепция рекламной кампании, не соответствующая в полной мере особенностям национального менталитета российского потребителя. Лишь последняя концепция, которой придерживается компания на сегодняшний день, является, на мой взгляд, достаточно эффективной.
Можно выделить следующие основные инструменты психологического воздействия на потребителя, использование которых прослеживается во всех рассмотренных концепциях рекламных кампаний:
Для привлечения внимания потребителей к рекламе, в основном, используются яркие цвета; «кричащее», броское графическое оформление.
Для поддержания интереса используются запоминающиеся слоганы и апеллирование к немецкому качеству.
В совокупности все использованные инструменты воздействия формируют определенные эмоции у покупателей. Стоит отметить, что, на мой взгляд, предыдущие рекламные кампании Свитанак на практике не формировали подразумеваемого эмоционального фона у покупателей, возможно, ввиду недостаточной оценки национального менталитета российского потребителя.
Следует отметить те новшества, которые были привнесены в концепцию последней рекламной кампании. Во-первых, основное внимание стало уделяться непосредственно брендам и ценам в магазинах: для акцентирования внимания на этом используются такие инструменты, как вынесение основных (значимых) характеристик, привлекающие внимание цены, использование изображений непосредственно товаров. Во-вторых, апеллирование к стереотипному мышлению потребителей стало достигаться не только в текстовой, но и в графической форме (использование изображения немецкого флага). В-третьих, следует отдельно отметить новые слоганы: они стали заметно спокойнее и, в то же время, при их формулировании начали использовать такой психологический прием, как использование «двойного воздействия слова», что, на мой взгляд, является более эффективным способом воздействия на потребителей, чем те «кричащие» слоганы (даже с использованием сленга), наблюдаемые в рамках предыдущих рекламных кампаний.
Отдельно следует отметить методы психологического воздействия на потребителей, используемые в рекламных кампаниях Свитанак. Главный метод – неоднократное повторение с целью донесения до потребителей рекламного послания, формирования у покупателей новых установок. Это можно заметить на уровне рядового потребителя: обилие однотипных рекламных плакатов в городе, как минимум, привлекает к себе внимание довольно большого количества людей. Примером чрезмерного повторения (возможно, даже превышающим порог восприятия, рассмотренный в Части 1) является реклама в Московском метрополитене (в частности, на станции метро «Университет»). Соответственно, на мой взгляд, именно последняя концепция рекламной кампании Свитанак наиболее удачно доносит до потребителей основные ценности компании: выбор, бренды, цены и сервис.
Для повышения эффективности маркетинговой деятельности
Свитанак были предложены следующие мероприятия:
– расширить ассортимент продукции за счет новых брендов продукции;
– применить систему скидок, включающую срочные скидки, которые предоставляются оптовым покупателям в зависимости от срока оплаты товара; накопительные скидки; индивидуальные скидки;
– расширить клиентскую базу за счет участия в выставках, ярмарках, конкурсах, модернизации сайта;
– совершенствовать продвижение продукции в сети Интернет;
– повысить роль планирования маркетинга.
Реализация данных мероприятий позволит укрепить позиции на рынке, зарекомендовать себя как надежная и развивающееся компания.