Введение
ГЛАВА 1 Методы макроэкономического анализа
1.1 Специфические методы макроэкономики: агрегирование и моделирование
1.2 Агрегированные субъекты и виды экономической активности
1.3 Агрегированные рынки и их характеристика
1.4 Макроэкономические модели. Эндогенные и экзогенные переменные
1.5 Макроэкономическое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
1.6 Прогнозирование и его роль при составлении планов развития экономических систем
ГЛАВА 2 Прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Макроэкономика является основой для многих экономических дисциплин: прикладной экономики, финансов, маркетинга, менеджмента и других.
Целью выполнения данной курсовой работы является изучение макроэкономического анализа и прогнозирования развития экономики.
В круг основных проблем, которые изучает макроэкономика, входят экономический рост и его темпы, экономический цикл и его причины, уровень занятости и проблема безработицы, общий уровень цен и проблема инфляции, уровень ставки процента и проблемы денежного обращения, состояние государственного бюджета и проблема финансирования дефицита, состояние платежного баланса и проблемы валютного курса. Все эти вопросы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т. е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно существование целого ряда таких обще-, или макро-, экономических проблем обусловливает необходимость возникновения самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельной дисциплины макроэкономики.
Макроэкономический анализ направлен на исследование экономики в целом, на раскрытие структуры связей между крупными агрегатами, составляющими народно-хозяйственный организм. Это анализ общего объёма производства, равновесия национальной экономики, уровней занятости и цен и т. п. Макроэкономика анализирует экономические процессы не только в статике, но и в динамике, не только в краткосрочном периоде, но и в долгосрочном. Такой анализ позволяет рассмотреть закономерности экономической политики государства, содержание тех регулирующих государственных действий, которые направлены на достижение наилучшего варианта социально-экономического развития общества.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать специфические методы макроэкономики: агрегирование и моделирование;
2. Рассмотреть агрегированные субъекты и виды экономической активности;
3. Провести характеристику агрегированных;
4. Изучить макроэкономические модели;
5. Рассмотреть эндогенные и экзогенные переменные;
6. Оценить макроэкономическое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики;
7. Рассмотреть прогнозирование и его роль при составлении планов развития экономических систем;
8. Изучить прогнозирование и программирование социально–экономического развития Республики Беларусь, а также оценить специфику перспективного планирования в переходной экономике Беларуси.
ГЛАВА 1 Методы макроэкономического анализа
1.1 Специфические методы макроэкономики: агрегирование и моделирование
Макроэкономический анализ базируется на микроэкономических основаниях, т.е. на законах спроса и предложения и теории равновесия. Экономисты признают, что макроэкономические теории должны согласовываться с принципами поведения миллионов домашних хозяйств и фирм, которые в совокупности и образуют национальную экономику.
Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются: агрегирование и моделирование.
Агрегирование –это укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель (создание агрегатов, совокупных величин) [5, с. 227-250].
Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночная процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т. д.
Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты и рынки. На макроуровне выделяют четыре сектора экономики: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор, иностранный сектор.
− Государственный сектор производит общественные блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег и создает условия для оптимального функционирования народного хозяйства.
− Сектор домашних хозяйств является основным потребителем рыночных продуктов и собственником факторов производства. Он формирует предложение рабочей силы и спрос на блага. Взамен получает доход, часть которого потребляет, а часть сберегает.
− Иностранный сектор представляет собой совокупность экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Используется для определения состояния национального платежного баланса.
− Предпринимательский сектор поставляет продукцию на рынок благ. Он предъявляет спрос на факторы производства и производит инвестирование.
Моделирование – это описание экономических процессов или явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных зависимостей между ними. Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:
1. Формулировка предмета и цели исследования.
ГЛАВА 2 Прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь
Государственное прогнозирование и программирование социально–экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ, которая включает:
− национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет);
− прогноз социально–экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет);
− программу социально–экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет);
− прогноз социально–экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год) [12].
Отправным началом в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.
Главная цель Национальной стратегии устойчивого развития состоит в обеспечении стабильного социально–экономического развития Беларуси при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно–ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений, при учете интересов других государств [13].
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь – это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
Стратегией предусматривается поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании [13].
Учитывая длительный период времени, необходимый для достижения конечных целей реформирования экономики, выделяют следующие этапы социально–экономического развития республики:
- первый – восстановительный. Этот этап охватывал 1998–2000 годы;
- второй этап (2001–2005 гг.) Это этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста;
- третий этап (2006–2010 гг.) – должен стать этапом активной структурной перестройки экономики. Приоритетными направлениями этого
Заключение
Макроэкономический анализ базируется на микроэкономических основаниях, т.е. на законах спроса и предложения и теории равновесия. Экономисты признают, что макроэкономические теории должны согласовываться с принципами поведения миллионов домашних хозяйств и фирм, которые в совокупности и образуют национальную экономику.
Для анализа экономических процессов и явлений, прогнозирования их дальнейшего развития применяются логические и формально–математические модели. Макроэкономические модели – это формализованные логическим, графическим или алгебраическим способом описания различных макроэкономических процессов и явлений с целью установить между ними функциональные взаимозависимости. Следует иметь в виду, что любая модель есть абстрактное упрощение реальности, поэтому она не может быть всеобъемлющей.
Планирование – это процесс принятия управленческих решений, направленный на согласованность, скоординированность экономических процессов, формирование определенных пропорций в национальной экономике в соответствии с целевой направленностью его развития.
Прогнозирование – это система научных исследований, направленных на определение тенденций развития экономики или ее частей (регионов, отраслей) и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. Оно представляет собой комплекс долгосрочных, среднесрочных и текущих прогнозов, позволяющих выработать концепцию модели и политику социально–экономического развития общества, направленных на выработку рыночной стратегии, обоснование целевых программ, принятие хозяйственных решений. Прогноз – научно обоснованное предсказание о возможном состоянии экономики в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Это не план, а научная разведка, к которой привлекаются ученые из различных областей науки – экономисты, демографы, техники и др.»
Цель прогнозирования – прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально–экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
1 Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Антонова Н.Б. – Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
2 Акулов, В.Б. Макроэкономика: учеб. пособие / В.Б. Акулов – 3–е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 197 с.
3 Басовский, Л.Е. Экономическая теория / Л.Е. Басовский. – М.: 2010. - 375 с. 220-247
4 Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов – 8–е изд. –Издательский дом "Питер", 2008. – 285 с.
5 Грязновой, А.Г. Экономика / А.Г. Грязновой. – М.: 2015. - 496 с. 227-250
6 Гусева Е.Н. Моделирование макроэкономических процессов [Электронный ресурс] учеб. Пособие / Е.Н. Гусева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 214 с.
7 Дидковская Л.И, Государственное регулирование экономики //Библиотека экономической переводной литературы Л.И. Дидковская [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econbooks.ru/books/view/114. – Дата доступа: 20.12.2016.
8 Ивасенко А.Г., Макроэкономика. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие / А.Г. Ивасенко,– М.:ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 248 с.
9 Калечица С.В. Итоги выполнения Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь за 2015 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2015 г. // С.В. Калечица // Банковский вестник. – [Электронный ресурс]. – 2015. – №2 (619) – Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/articles/10228.pdf. – Дата доступа: 20.12.2016.
10 Лемешевский И.М. Экономическая теория. Основ. Вводный курс: учеб. пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
11 Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю.Матвеева. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 511 с. 14-20
12 Министерство экономики Беларуси [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа : http://www.economy.gov.by/. – Дата доступа: 20.12.2016.
13 Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://un.by/pdf/OON_sMall_Rus.pdf. – Дата доступа: 20.12.2016.
14 Нестерова Н.Н. Роль и место ресурсного потенциала в развитии региональной экономики // Нестерова Н.Н. // Социально–экономические явления и процессы. Изд. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2012. – №11 (45). – 209 с.
15 Новикова И.В. Макроэкономика // И.В. Новикова. – ЭКСМО, 2006. – 340 с.
16 Прогнозирование и планирование экономики [Электронный ресурс] / Учебно-методический комплекс. – Режим доступа: http://www.elib.psu.by:8080/bitstream/123456789/1259/1/%D0%97%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D0%BA.pdf. – Дата доступа: 20.12.2016.
17 Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учеб. пособие / под ред. В.Г. Глушковой. 4–е изд. М. – 2009. – 337с.
18 Статистика Республики Беларусь // [электронный ресурс] (сайт Министерства Статистики Республики Беларусь) Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 29.11.2016.
19 Экономика региона: учебное пособие / Борисевич В.И., Гейзлер П.С., Фатеев В.С. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 432 с.