ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
1.1. Понятие и экономическое содержание предпринимательства в современных условиях развития экономики государства
1.2. Виды и формы предпринимательства в современной экономике
2. АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственная политика регулирования развития предпринимательства в Республике Беларусь
2.2. Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Создание экономических условий, стимулирующих развитие частного сектора экономики, является важнейшей задачей любого государства, но особое значение имеет для стран с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь. В большинстве государств Центральной Европы наметился значительный прогресс в развитии частного сектора экономики, и в основном за счет предпринимательства. В таких странах, как Венгрия, Польша, Словакия, Чехия с начала экономических реформ наблюдался его стабильный рост. В настоящее время доля частных предприятий в валовом национальном продукте этих государств и в общем количестве занятых превышает уровень вклада государственных предприятий. В Республике Беларусь существует много факторов, которые тормозят развитие предпринимательства. Наиболее существенным из них является несовершенство законодательства в области налогообложения, регулирования внешнеэкономической деятельности и др., а также – отсутствие долгосрочной программы поддержки малого бизнеса. Вот почему сегодня особо актуальным является исследование проблем и перспектив развития форм и методов государственного регулирования частного сектора экономики в Республике Беларусь.
Цель работы – исследование проблем и государственной политики развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия, экономического содержания, видов и форм предпринимательства.
2. Анализ основных тенденций развития предпринимательства в Республике Беларусь
3. Изучение основных проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь и определение направлений совершенствования государственной политики в сфере предпринимательской деятельности.
Объект исследования – содержание, форм и социально-экономическое значение предпринимательства.
Предмет исследования – основные тенденции и государственная политика развития и совершенствования предпринимательства в Республике Беларусь.
При написании работы использовались методы системного анализа и синтеза, группировки и сравнения, статистической обработки эмпирических данных.
В работе использованы законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, а также информационный материал Мингоимущества, учебники белорусских и российских авторов, материалы периодических изданий и специальная литература.
1. Предпринимательство: понятие, экономическое содержание, виды и формы
1.1. Понятие и экономическое содержание предпринимательства в современных условиях развития экономики государства
Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.
Доля частного сектора и число предпринимателей увеличивается ежегодно. Развитие малого предпринимательства способствует развитию конкуренции, увеличению рабочих мест. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и не ценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. Частную собственность легко учредить, так как это не вызывает практически никаких юридических и бюрократических препятствий и связанных с ними расходов.
Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Так, по мнению Я. Бутенко «…ключевая роль в частном секторе экономики отводится развитию среднего и малого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конку¬рентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта» [7, с.127].
2. Анализ и основные тенденции развития предпринимательства в Республике Беларусь
2.1. Государственная политика регулирования развития предпринимательства в Республике Беларусь
Среди методов государственной политики регулирования развития частного сектора Республике Беларусь выделим следующие:
1. Регулирование и регламентация механизмов создания, регистрации, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта. Система государственного регулирования деятельности предприятия вступает в силу уже при создании предприятия. Инструментом регулирования выступают нормы и правила государственной регистрации субъекта хозяйствования. Государственная регистрация в Республике Беларусь осуществляет на базе норм Декрета Президента РБ № 1 от 16 января 2010г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [12]. Декретом определен порядок формирования первоначального собственного капитала и создания фондов финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, финансовая ответственность учредителей предприятий и прочие условия, наличие которых необходимо при создании субъектов хозяйствования.
2. Налоговое регулирование деятельности субъектов частного бизнеса. Налоговые платежи самым существенным образом влияют на работу предприятия и прежде всего на конечные финансовые результаты. Налоговые платежи и уровень налоговой нагрузки, в конечном счете определяемый государством, влияют на конкурентоспособность продукции, отпускные цены и тарифы, себестоимость продукции, объем реализации, а в конечном итоге на финансовые результаты и величину чистой прибыли.
3. Регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов частного бизнеса. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, не тарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности и т.д.
Помимо представленных в современной практике регулирования деятельности субъектов малого бизнеса Республики Беларусь существует комплекс прочих финансовых методов, регламентирующих процессы, ценообразования, кредитования и заимствования, формирования затрат и др. Наличие и постоянная трансформация данного комплекса обусловлена особой ролью и необходимостью функционирования и развития сектора малого бизнеса в экономике республики.
3. Основные проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь. совершенствование Государственной политики в сфере предпринимательской деятельности
Большинство современных экономистов как бесспорный отмечают тот факт, что в период развития рыночной экономики особое развитие приобретает развитие среднего и малого предпринимательства, малого бизнеса. Все большее внимание уделяется вопросам выживания и роли малого бизнеса в условиях финансового кризиса
Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые и средние компании – заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных предприятий, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро- и малого бизнеса.
Сложившаяся экономическая ситуация, именуемая мировым финансовым кризисом оголило, завуалированные ранее хронические проблемы государственного сектора экономики связанные с недостаточной конкурентоспособностью продукции, неразвитой сбытовой политикой и комплекса маркетинга в целом, высоким уровнем накладных расходов, а соответственно и высокой себестоимостью выпускаемых товаров и т.д.
Текущие проблемы вынуждают государство осознать социальную значимость и перспективы роста этого сектора экономики. Последние изменения белорусского и российского законодательства касаются упрощения условий осуществления ВЭД, снижения налоговых обязательств, уменьшения штрафов и наказаний, упрощения сертификации, либерализации ценообразования. В частности, белорусские власти вынуждены идти на беспрецедентные для существовавшей ранее системы регулирования либеральные меры, так как в условиях кризиса малый и средний бизнес остается одним из последних инструментов разгрузки складских запасов промышленных производителей, основанных, преимущественно, на государственной форме собственности.
Несмотря на непрекращающиеся реформы, направленные на либерализацию условий ведения бизнеса малыми предприятиями Республик Беларусь среда деятельности предпринимательства по-прежнему характеризуется крайней степенью зарегулированности. Согласно проведенному Международной финансовой корпорацией (МФК) исследованию деловой среды, лишь 20% белорусских малых и средних предприятий не испытало в течение 2009 года административных процедур (получения лицензий, разрешений и т.д.), а также избежало проверок со стороны контролирующих органов.
По сложности преодоления для бизнеса финансовых механизмов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в условиях современного состояния экономики и нормативной базы Республики Беларусь включают:
1. Налоговое регулирование.
2. Ценовое регулирование.
3. Финансовый контроль и лицензирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Частный сектор, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Он лучше адаптирован к стремительно меняющейся экономической ситуации, что позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и корректировать деятельность с оглядкой на спрос. Например, изменять продуктовый ряд, ценовую политику, переориентироваться на другую целевую аудиторию, оптимизировать затраты. Частные предпринимательские структуры по определению являются более гибкими и адаптируемыми к изменениям рыночной конъюнктуры по сравнению с государственным сектором. Они способны быстрее переключиться на производство новой продукции и оказание новых услуг, оперативнее сократить издержки, наилучшим образом использовать свои преимущества в быстро меняющейся обстановке. Частный сектор давно доказал свою состоятельность и эффективность. Чтобы предприниматель существовал и развивался, ему просто не надо мешать. Текущие кризисные течения обострили массу проблем связанных и с экономической и с социальной средой. Именно на фоне этих проблем государство, как никогда, готово к осознанию исключительной важности и эффективности малого и среднего бизнеса, который может и должен стать мощным рычагом, способным вывести экономику из подвешенного состояния.
2. Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.
3. Объективная необходимость развития предпринимательской деятельности обусловлена современным состоянием национальной экономики Республики Беларусь, и в частности следующими факторами.
a) Неэффективность государственного сектора национальной экономики.
b) Недостаток инвестиций.
c) Снижение официальной и скрытой безработицы.
d) Ориентация на насыщение местных товарных рынков.
e) Учет международного опыта развития предпринимательской деятельности.
4. Среди методов государственной политики регулирования развития частного сектора Республике Беларусь выделим следующие:
a) Регулирование и регламентация механизмов создания, регистрации, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта.
b) Налоговое регулирование деятельности субъектов частного бизнеса.
c) Регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов частного бизнеса.
5. На текущий момент, хотя в Беларуси сделаны первые шаги по формированию предпринимательства в качестве эффективного сектора рыночной экономики, однако органы государственного управления допускают стратегический просчет в оценке его значимости, что в будущем может привести к серьезному снижению эффективности хозяйствования в целом по республике. Для исправления ситуации необходимо отменить дискриминирующие нормативные акты, а также отказаться от "неофициальных указаний" по ограничению деятельности предпринимательских структур. Кроме этого, факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, являются: недостаточная разработка целостной методологии определения предпринимательства; формально-унифицированный подход государственных институтов к анализу предпринимательского потенциала экономических субъектов; отсутствие широкого спектра налогово-кредитных услуг, которые являлись бы переходными формами адаптации финансовой сферы к потребностям предпринимательства.
6. Ключевыми направлениями совершенствования государственной политики регулирования развития частного сектора должны стать:
а) либерализация ценового регулирования, в т.ч. по следующим направлениям: упрощение процедуры регистрации и изменения цен, вплоть до их полной отмены; отмена законодательно закрепленной необходимости составлять калькуляции для отчета перед органами госуправления, поскольку расчеты затрат цен должны осуществляться самими МСП для внутренних нужд; применение более детального и индивидуализированного подхода к определению статуса доминирующего положения на рынке предприятий, в первую очередь малого и среднего предпринимательства, что ведет за собой более адекватное применение к ним норм ценового регулирования.
б) либерализация механизмов финансового контроля хозяйственной деятельности субъектов частного сектора экономики, в т.ч.: системная проработка нормативно-правовой базы финансового контроля, с целью выявления и устранения противоречащих друг другу правовых актов; установления зависимости штрафных санкций пропорционально причиненному ущербу в связи с тем или иным нарушением; упразднение полномочий тех государственных контролирующих органов по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса, изначальная деятельность которых не связана с результатами распределения и перераспределения финансовых ресурсов; ужесточение санкций к должностным лицам контролирующих органов, проверочная деятельность которых привела к необоснованным убыткам субъекта малого бизнеса.
1. Адаменкова, С. Как получить большую прибыль за меньшие деньги / С. Адаменкова, О. Евменчик, О. Новосельская // Финансовый директор. - 2017. - № 6. - С.21-29.
2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. — М.: Бератор-Пресс, 2017. — 215 с.
3. Аносов, В. Совершенствование финансового планирования / В. Аносов // Финансы, учет и аудит. -20016 -№7. -С. 9-10.
4. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк. - Киев: Эльга, 2015. - 656 с.
5. Бобылева, А.З. Финансовый менеджмент: пособие по финансам для менеджеров / А.З. Бобылева. - М.: РОУ, 2015. - 150 с.
6. Брестслав, Е. Как прогнозировать доходы / Е. Брестслав // Финансовый директор. -2017. - № 7. –С. 23-26.
7. Бутенко, Я. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса /Я. Бутенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018 .- № 4.- С.126-133
8. Гиржева, О.Н. Управление финансами как объект экономического исследования / О.Н. Гиржева. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2015. – 382с.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2016.-704с.
10. Гусев, А. Фискальные альтернативы в налогообложении малого бизнеса /А. Гусев // Проблемы теории и практики управления. - 2018 .- № 3.- С.86-92
11. Декрет № 12 от 17 мая 2001 г. О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2001. -№ 4. - 9/964.
12. Декрет № 1 от 16 января 2009г. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2009. -№ 2. - 2/842.
13. Дроздова, Т. Г. Состояние и поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь /Т.Г. Дроздова // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. вып. 17. Экономические науки. Экономическая теория. Экономика предприятий и государственное регулирование/Учреждение Образования "Полоцкий Гос. Ун-Т "; Гл. Ред. Д.Н. Лазовский. - Новополоцк : Полоцкий гос. ун-т, 2016 .- С.71-74
14. Дроздова, Т. Г. Финансирование малого бизнеса в Республике Беларусь /Т.Г. Дроздова // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. вып. 17. Экономические науки. Экономическая теория. Экономика предприятий и государственное регулирование/Учреждение Образования "Полоцкий Гос. Ун-Т "; Гл. Ред. Д.Н. Лазовский. - Новополоцк : Полоцкий гос. ун-т, 2016 .- С.74-77
15. Жилкина, А.Н. Управление финансами: Финансовый анализ предприятия: учебник / А.Н. Жилкина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 332 с.
16. Захарченко, С. Кредитные гарантии как форма господдержки малого бизнеса /С. Захарченко // Финансы. - 2017 .- № 7.- С.75-77
17. Заяц, Н. Финансовый менеджмент и его место в финансовых отношениях / Н. Заяц // Финансы, учет, аудит. - 2015. - № 12. - С.7-9.
18. Зубарева, С. Ф. Налогообложение малого бизнеса в Республике Беларусь: проблемы и перспективы /С.Ф. Зубарева // Фондовый рынок. - 2017 .- № 5.- С.24-26
19. Иванов, В. В. Систему управления развитием малого бизнеса территории /В.В. Иванов, А.И. Михальченков // Менеджмент в России и за рубежом.- 2016 .- № 2.- С.128-140
20. Качук, Д. В. Финансовая поддержка развития малого бизнеса в Республике Беларусь /Д.В. Качук // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта.- 2017 .- № 4.- С.32-35
21. Кобринский, Г. Финансовый менеджмент – искусство управления и руководства / Г. Кобринский, Т. Бондарь // Финансы, учет, аудит. - 2016. - № 9. - С.11-13.
22. Ковалев, В.В. Управление финансами: учеб. пособие / В.В. Ковалев. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2016. - 160 с.
23. Ковалев, В.В. Финансы предприятия: учебник / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. -М.: ТК Велби, 2015. – 352 с
24. Кондрачук, В. В. Государственное влияние на развитие малого бизнеса: во зло или во благо? /В.В. Кондрачук // Полис. - 2017 .- № 3.- С.131-136
25. Кредитование предприятий малого бизнеса в Германии // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2016 .- № 23.- С.4
26. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / М.Н. Крейнина. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 400 с.
27. Кузнецова, Н. М. Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства РФ /Н.М. Кузнецова // Социально-гуманитарные знания. - 2018 .- № 1.- С.172-179
28. Ляликова, В. И. Сравнительный анализ состояния и динамики малого бизнеса в районах гродненской области /В.И. Ляликова, Ли Чон Ку // Экономика и управление. - 2008 .- № 3.- С.128-134
29. Мазоль, С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие для студ. экономических спец. вузов/С.И. Мазоль.- Мн. : Книжный Дом, 20126. - 272 с.
30. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика — М.: ТЕИС, 2015. — 231 с.
31. Саморукова, А. Государственная поддержка малого бизнеса в странах ЕЭС /А. Саморукова // Проблемы теории и практики управления. - 2016 .- № 3.- С.79-85
32. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пособие для курсов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 639 с.
33. Симанович, В. Л. Административное, экономическое и общественное регулирование эффективности малого бизнеса /В.Л. Симанович // Бухгалтерский учет и анализ.- 2016 .- № 11.- С.38-43
34. Официальный сайт Министерства Экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://w3.main.gov.by.
35. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.