Главной и актуальной задачей, в условиях развития рынка инвестиционных ресурсов и конкурентной борьбы, является изучение и оценка методов установления цены на строительную продукцию. А так же задачей является поиск наиболее новых решений и подбор правильной ценовой стратегии заказчиком (подрядчиком).
Актуальность исследования обусловлена тем, что цена находится в близкой связи с жизнедеятельностью субъектов хозяйствования на рынке строительной продукции, от которой во многом зависит достижение коммерческих результатов. Стратегия ценообразования в строительстве считается частью единой ценовой политики организации.
Сущность ценовой политики заключается в том, чтобы формировать и изменять цены на рынке товаров (услуг) таким образом, чтобы захватить максимальную долю на рынке и добиться наибольшего объёма прибыли. В рамках ценовой политики решения организаций увязываются в единую интегрированную систему.
Каждая организация подходит к проблемам ценообразования по-своему. На решение руководства организации влияет многие внешние и внутренние факторы, так как они способны не просто ухудшить показатели финансовой деятельности, но и привести к банкротству. Кроме того цены предназначены для установления определённых взаимоотношений между предприятием и покупателями.
Система ценообразования в строительстве включает в себя сметные нормативы, которые нужны для формирования сметной стоимости строительства. Как и в большинстве стран, нашей системой предусмотрено большое количество методов определения стоимости строительства.
Сметные нормативы − это совокупность сметных норм, цен и расценок, которые объединены в отдельные сборники. Они содержат определенные правила и методические положения, содержащие в себе необходимые требования. Сметные нормативы являются основанием для определения сметной стоимости строительства.
1. Понятие цены. Виды цен
Цена – это непростая экономическая категория. Она так же является и правовой категорией так как используется в законодательстве. Согласно ст. 394 ГК расчеты сторон при выполнении договора осуществляются по цене, которая устанавливается соглашением сторон с соблюдением норм законодательства.
В законодательстве предусматриваются случаи когда применяются цены (тарифы, расценки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами [1].
После заключения договора изменять цену можно только на условиях предусмотренных договором либо законодательством либо в установленном законодательством порядке. Базовым законом и другими нормативными правовыми актами формируются:
− политика ценообразования;
− контроль над ценообразованием;
− порядок установления и применения цен;
− полномочия органов государственной власти по регулированию цен.
Цена формируется под влиянием множества факторов, но и сама оказывает значительное воздействие на многие экономические процессы. В Республике Беларусь существует Закон «О ценообразовании» в котором даются следующие понятия:
цена – это денежное выражение стоимости единицы товара;
тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;
ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами и другими субъектами ценообразования [2].
Определённый перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), определен:
1. Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»;
2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с последующими изменениями и дополнениями.
Таким образом, в данный момент на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов):
− на базовые, структурообразующие виды материалов и продукции, которые определяют затраты в иных отраслях экономики;
− на товары (работы, услуги) субъектов хозяйственной деятельности, занимающих ключевое положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов.
2. Основы ценообразования в строительстве
Ценообразование – это процесс образования цена на товары и услуги. Основной задачей политики ценообразования является нахождение лучшей цены на товар. Важнейшим инструментом регулирования взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности является ценообразование, от которого зависит экономическое благополучие каждой организации.
Ценообразование в строительстве — это механизм формирования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Стратегия ценообразования в строительстве считается частью единой ценовой политики и основывается на общих для всех отраслей принципах ценообразования.
Система ценообразования в строительстве, которая действовала ранее, была основана на фиксированных (неизменных в течение 10-15 лет) оптовых ценах, тарифах на применяемую продукцию в строительстве. Она была направлена на сохранение устойчивого уровня сметных цен в строительстве. Также она не требовала уточнения сметной документации в результате текущих изменений ценовых факторов. Такая система не соответствовала условиям рыночной экономики.
Начиная с 1990 года, в Республике Беларусь осуществлялась постоянная работа по улучшению механизма формирования цены на строительную продукцию.
Концепцию ценообразования и системы расчетов в строительстве создавал Минский научно-технический центр АП «Белпроект». Его преемником стал ОАО Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве (РНТЦ). С учетом наработанного опыта РНТЦ по ценообразованию в строительстве была разработана "Концепция дальнейшего развития системы ценообразования в строительстве в условиях рыночных отношений. с созданием методического и информационного обеспечения на базе современной вычислительной техники". Она была принятая в 1998 г. Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве при Министерстве архитектуры и строительства и Министерстве экономики.
Основной отдел в составе Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве сравнивает, анализирует, проводит проверку и систематизирует данные, которые представляет ей региональные центры. Так же отдел осуществляет весь комплекс расчетов индексов изменения стоимости строительства по элементам затрат в республике и по регионам − для расчетов между подрядчиками и заказчиками [8, с.112-114].
3. Система сметных норм и цен в строительстве
В Республике Беларусь разработали системы нормативных актов, которые должны применяться всеми субъектами хозяйствования при выполнении строительных, ремонтно-строительных, ремонтно-эксплуатационных работ. Данные работы могут финансироваться за счет госбюджета, кредитов (предоставление льгот по которым производится из бюджетных источников) и внебюджетных фондов, Общегосударственная нормативная база может носить рекомендующий характер, если финансирование осуществляется за счет негосударственных средств.
Сметные нормативы − это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, которые объединены в отдельные сборники. Они содержат определенные правила и методические положения, содержащие в себе необходимые требования. А так же служат основой определения сметной стоимости строительства предприятий любой формы собственности.
Отдельная сметная норма − это совокупность ресурсов, установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, которые необходимы для выполнения одной единицы соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям [15, с.22-23].
При установлении сметных нормативов предусматривается средний уровень производства строительных и монтажных работ, технического состояния машин, транспортных условий, а также цен на материальные ресурсы. Все сметные нормативы можно разделить на две большие группы:
− элементные;
− укрупненные.
Схематично эти две группы и их разновидности продемонстрированы в Приложении А.
Элементные сметные нормативы нормируют расход и цены ресурсов на единицу конструкций, вида работ, материала и других ресурсов. Они устанавливаются в натуральном или денежном выражении. Элементные сметные нормативы используются при расчетах соответствующих нормативных показателей на физические объемы работ.
Укрупненные сметные нормативы − это сметные нормы (выраженные в процентах), прейскуранты, укрупненные расценки и нормы, в которых в качестве показателей используются комплексные работы и конструкции, включающие набор элементных работ, а также объекты и условия их выполнения.
Заключение
Цена является сложно экономической и политической категорией. Все основные показатели производственной деятельности организации связаны с ценами и зависят от них. Современное развитие производства и других видов хозяйственной деятельности привели к необходимости использования большого многообразия цен, учитывающих специфику определенных экономических отношений и условий торговых сделок. Цены классифицируются в зависимости от:
1. степени воздействия государства на их формирование;
2. выбранной ценовой стратегии;
3. вида договора;
4. уровня интеграции;
5. «франко»;
6. сферы деятельности субъекта.
Развитие ценообразования в строительстве, в первую очередь, необходимо для разработки и реализации современной ценовой политики, создания благоприятного инвестиционного климата и совершенствования схем финансирования строительства. Концепцию ценообразования и системы расчетов в строительстве создавал ОАО Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве (РНТЦ).
Основные принципы ценообразования является научность обоснования цен, принцип целевой направленности цен, принцип непрерывности процесса ценообразования и единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
В процессе ценообразования в строительстве присутствуют два этапа, на которых происходит расчет цены: проектирование и строительство.
Цены на строительную продукцию формируется с учётом следующих технико-экономических особенностей:
− индивидуальность и многообразие строительной продукции;
− длительный производственный и инвестиционный цикл;
− высокий уровень материалоемкости производства;
− территориальная закрепленность строительной продукции;
− постоянное влияние атмосферно-климатических факторов;
− использование при возведении каждого объекта широкой номенклатуры материалов, изделий и т.п.