ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и механизм конкуренции
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «МОЗЫРСКИЙ НПЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мозырский НПЗ»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Мозырский НПЗ»
2.3 Факторный анализ конкурентоспособности ОАО «Мозырский НПЗ»
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «МОЗЫРСКИЙ НПЗ»
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Мозырский НПЗ»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Мозырский НПЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В любой стране высокая конкурентоспособность повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
Поэтому актуальной задачей на современном этапе социального и экономического преобразования всей жизни населения для Республики Беларусь выступает повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Актуализация проблемы конкурентоспособности отечественной экономики про¬изошла после того, когда общество убедилось в жестокости конкурентной борьбы на современных рынках. Выход на мировые рынки готовых изделий и услуг потребовал серьезных структурных сдвигов и освоения инновационных факторов конкурентоспособности. Создание цивилизованного рынка, глобализация экономических отношений и новый этап экономического развития нашей страны резко актуализировали проблему конкурентоспособности на всех уровнях ее иерархии: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом.
При постоянно возрастающей конкуренции в настоящее время в рыночной экономике важным условием самоокупаемости и самофинансирования предприятия является конкурентоспособность продукции.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы на сегодняшний день очевидна.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и механизм конкуренции
До 90-х годов минувшего столетия отечественная экономика не нуждалась в использовании понятия «конкуренция». Основной причиной тому было отсутствие необходимости в исследовании данной проблемы. Конкуренция в экономике подразумевала соперничество между частными компаниями за лучшие условия производства и сбыта продукции.
И лишь некоторым компаниям, чьи товары поставлялась на экспорт, были знакомы стороны конкурентной борьбы на рынке. То есть, отсутствие частной собственности на средства производства и директивное планирование на производстве для подавляющего большинства предприятий явилось причиной отсутствия конкуренции.
Однако переход Республики Беларусь к рыночной экономике привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этим появилась необходимость всестороннего изучения данного явления, не только теоретических аспектов, но и практического западного и отечественного опыта, для создания качественной конкурентоспособной отечественной продукции, предприятий и улучшения всей экономики страны в целом.
Усиление всемирной конкуренции в конце ХХ века, было вызвано кардинальными изменениями в самом характере конкурентной борьбы. Причиной этого стали научно-техническое развитие и НИОКР, глобализация, интеграция и концентрация производства, образование межнациональных корпораций. Все это потребовало от теоретиков в сфере экономики и конкуренции новых эффективных положений концепций поддержания рыночного равновесия [11, с. 52].
Теория конкуренции настоящего времени получила свое формирование развитие в последней четверти ХХ в., благодаря таким ученым, как А. Стрикленду, М. Портеру, А. Томпсону и И. Ансоффу. Также появились новые серьезные достижения в этой области, разработанные отечественными учеными-экономистами: Г.А. Азоевым, А.Ю. Юдановым, А.П. Челенковым, Р.А. Фатхутдиновым, Н.К. Моисеевой, В.Е. Хруцким и др. [12, с. 67].
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «МОЗЫРСКИЙ НПЗ».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мозырский НПЗ».
Мозырский нефтеперерабатывающий завод как промышленное предприятие начал свою деятельность в январе 1975 года.
Открытое акционерное общество «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» (ОАО «Мозырский НПЗ») как акционерное общество образовано 24 февраля 1994 года.
Сфера производства и услуг завода распространяется на выработку и поставку нефтяных топлив, нефтебитумов, серы и нефтепродуктов для последующей переработки.
Коллектив ОАО «Мозырский НПЗ» насчитывает более 4700 человек. Три четверти его – рабочие, почти треть – женщины, 15% – специалисты, около 10% - руководители. Половина работников – люди со средним специальным или высшим образованием.
ОАО «Мозырский НПЗ» относится к нефтехимической отрасли промышленности Республики Беларусь, входит в состав концерна «Белнефтехим» и является экспортоориентированным предприятием топливного профиля.
ОАО «Мозырский НПЗ» выпускает следующие виды товарной продукции:
- бензины автомобильные АИ-92/95/98-К5-Евро;
- керосин экологически улучшенный;
- топливо дизельное ДТ-Л(З)-К5;
- топочный мазут;
- топливо печное бытовое;
- битумы дорожные;
- строительные битумы;
- газы углеводородные сжиженные топливные;
- газойль прямогонный вакуумный;
- газойль гидроочищенный вакуумный;
- газойль каталитический легкий;
- газойль каталитический легкий;
- сера техническая;
- бензол нефтяной.
Предприятие располагает инфраструктурой (зданиями, рабочим пространством, оборудованием, автоматизированными системами управления, информационными системами), необходимой для осуществления производственной деятельности и выпуска продукции требуемого качества.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «МОЗЫРСКИЙ НПЗ»
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Мозырский НПЗ
Можно выделить основные мероприятия, способствующие улучшению конкурентоспособности предприятия:
- повышение эффективности переработки нефти за счет реконструкции и модернизации производственных мощностей и внедрения современных процессов и технологий;
- повышение качества вырабатываемой продукции на основе применения более эффективных катализаторов, реагентов, используемых в процессе производства нефтепродуктов;
- снижение себестоимости продукции за счет снижения затрат на переработку нефти;
- автоматизация технологических процессов с внедрением распределяемых систем управления, обеспечивающих повышение контроля параметров технологического режима;
- увеличение доли производства экологически чистой продукции;
- повышение эффективности технической подготовки кадров.
Пути повышения конкурентоспособности крайне различны и включают в различные аспекты: инновационная политика, квалифицированные кадры, управление качеством, модернизация товаров (услуг), ориентация на потребителя и т.д. Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии длительного, непрерывного и поступательного улучшения всех детерминантов конкурентоспособности.
Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой. Это значит, что на повышение конкурентоспособности отражаются все стороны деятельности предприятия. Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции, соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции. Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это, как и экономия материальных затрат повышает конкурентоспособность.
В краткосрочной перспективе, для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия на внешних рынках необходимо решить задачу оптимизации структуры и численности работников предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях развития рынка предприятиям, как занимающим нишу в ёмкости, так и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее. И это связано не только с высоким уровнем жёсткой конкуренции, обилием товаров и услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и информационных потоков, возрастающими требованиями потребителей ко всем качественным параметрам, включая эргономичность, эстетичность и других аспектов, количественно замерить которые довольно сложно. Проблемы также связаны и с постоянными изменениями конъюнктуры и ёмкости рынка, а также инновациями, стремящимися завоевать всё большие доли. Для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять стратегию и тактику.
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность каждого предприятия может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые.
Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность – это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в период 2014-2016 гг. выявил сильную зависимость эффективности работы завода от объемов переработки собственного сырья, а также производства темных нефтепродуктов.
Также руководству предприятия и концерна «Белнефтехим» следует направить все усилия на поиск источников поставки углеводородного сырья для увеличения объемов собственной переработки углеводородного сырья.
Предложенный аутсорсинг для повышения производительности труда и снижения затрат, связанных с непромышленными сферами деятельности вести следует тщательно прорабатывая каждое решение, чтобы не создать социальную напряженность, которая может быть вызвана снижением уровня благосостояния работников, выделенных структурных подразделений.
1. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 215 с.
2. Воробьева, Л.В. Теории конкуренции и современные факторы конкурентоспособности / Л.В. Воробьева. - Минск.: БГУ, 2011. - 122 с.
3. Говорова Н. Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики / Н.Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №4. – С. 26-29
4. Дурович, А.П. Основы маркетинга / А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2004. – 512 с.
5. Ковалева, Т. Н. Конкурентоспособность предприятий Беларуси и России / Т.Н. Ковалева // Журнал международного права и международных отношений. - 2011. - №1. - С.65-78.
6. Лешко, В. Н. Экспресс-анализ бухгалтерской отчётности / В.Н. Лешко // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 2 (140). – С. 22 – 33.
7. Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроно¬сов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.
8. ОАО «Мозырский НПЗ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mnpz.by/about/ – Дата доступа:
9. Портер, М. Конкуренция.: учебник / М. Портер.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. — 608 с.
10. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г. В. Савицкая. – 3-е изд., испр. и доп . – Минск: РИПО, 2013. – 373 с.
11. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов - М.: Эксмо, 2005. - 542 с.
12. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т.Г. Философова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 271 с.