Введение
Государственное управление, в том числе и власть, формирует базу государственности и законности на определенной территории. Значимость вопросов власти и разработка системы государственного управления в каждом государстве является первостепенным.
Государственное управление и функции управления государственных органов в комплексе и содействии друг с другом создадут сложную, многофункциональную структуру государственного управления.
Данная структура гарантирует как управленческую взаимозависимость государства – субъекта управления и общей системы, так и внутреннюю слаженность и активность его как управляющей системы. Скелетом, несущим конструкцию функциональной структуры государственного управления являются функции государственного управления, возле которых и для каковых создаются управленческие функции государственных органов. В результате всякая функция государственного управления исполняется путем конкретного комплекса управленческих функций государственных органов, разделенных в вертикальном и горизонтальном отношениях.
Система финансов – комплекс разнообразных по взаимозависимости сфер финансовых отношений, в ходе которых формируются и применяются фонды денежных средств. Финансовая система в Республике Беларусь находится в стадии развития, в связи, с чем могут выполняться разнообразные перемены, активизирующие разнообразные экономические явления в хозяйственной системе государства.
Финансы – это комплекс экономических отношений, какие образуются между государством, юридическими и физическими лицами, и отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Другими словами, денежные отношения, реализация которых совершается через особые фонды, – это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является формированием более общего термина – финансы. При этом финансы описывают экономические общественные отношения. В черте проблем современного общества, каковые должна решать финансовая система, можно отметить: малые темпы развития экономики; несоответствия развития экономической системы; плохое реагирование к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; чрезмерную социальную напряженность, негативно влияющую на воспроизводственный процесс; невысокий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Актуальность данной темы заключается в том, что прочная финансовая система как результат финансовой политики считается основой в развитии и удачного функционирования рыночной экономики и непременной предпосылкой роста и устойчивости экономики в целом. Эта система считается основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и делающей
1 Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Необходимость, содержание и задачи финансового контроля
Финансовый контроль считается одним из основных элементов управления финансами и представляет собой особую деятельность соответствующих органов управления финансами, нацеленную на проверку финансовой стороны, которые связанны с ней, работы предприятий, организаций и учреждений, с использованием соответствующих форм и методов. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и успешного использования финансовых ресурсов во всех областях и частях народного хозяйства.
Финансовый контроль исполняется законодательными и исполнительными органами власти всех ступеней, а также специально созданными учреждениями и включает:
– наблюдение за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления;
– оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов [1, c.127].
Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых норм и нарушений основ законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за нанесенный вред или реализовать мероприятия по предупреждению или уменьшению таких нарушений в будущем.
Основополагающим содержанием финансового контроля это обеспечение качества эффективности финансово-хозяйственного управления, контроль за соблюдением финансового законодательства субъектами финансовых отношений, способствование осуществляемой государством единой финансовой политике, обнаружение внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех областях производства и распределение общественного продукта [2, c. 48]
Объект финансового контроля это, прежде всего, распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Прямым предметом контроля являются различные стоимостные характеристики: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д.
Областью финансового контроля являются практически все операции,
2 Организация финансового контроля в Республике Беларусь на современном этапе развития
2.1 Органы финансового контроля в Республике Беларусь
Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин) занимает значительное место в системе органов государственного контроля. Которое не только разрабатывает финансовую политику, но и контролирует ее реализацию. Министерство финансов Республики Беларусь функционирует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, от 31 октября 2001 г. № 1585 в редакции от 21 июля 2016 г. № 573 [9].
Министерство финансов Республики Беларусь – это орган государственного управления, осуществляющий единую денежную политику, производя координирующую и управленческую деятельность в области финансов.
Организация государственных финансов связана с организацией государственного управления – с уровнями управления.
В Республике Беларусь существует два уровня управления:
– центральный;
– местный.
По своей структуре Минфин включает в себя (Приложение А) [9]:
- центрального аппарата, во главе которого – министр финансов (в центральный аппарат также входят Главное государственное казначейство, Главное контрольно-ревизионное управление и др.);
- главных управлений по областям и столице;
- местных финансовых органов в Бресте, Могилеве, Витебске, Гродно, Гомеле;
- подчиненных организаций, таких как «Белгосстрах», «Белэксимгарант», финансово-экономический колледж (г. Минск), Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь, Минская печатная фабрика и некоторые другие.
В Приложении Б представлена структура Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Минфин в своей работе следует согласно с Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и Положением.
Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. В подчинении у министра имеются заместители, численность которых
3 Основные направления развития финансового контроля в современных условиях
3.1 Развитие финансового сектора в соответствии с программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.
В соответствии с основным положением программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. планируется формирование полноценного финансового рынка, финансовое оздоровление реального сектора экономики, создать сбалансированный бюджет без увеличения налоговой нагрузки и т.д. [20].
Полноценный финансовый рынок – это обязательный фактор устойчивого экономического подъема. Основными задачами являются обеспечение гарантий сохранности вкладов населения, устойчивости банковской системы страны, вовлечение инвестиций и новейших технологий в финансовый сектор.
Развитие финансового рынка даст населению привлекательные области вложения денег. Намечается обеспечить свободную куплю-продажу акций отечественных и иностранных организаций всех видов собственности.
Будет либерализирована валютная система. Планируется, что сроки возврата валютной выручки в страну будут устанавливаться в контрактах, будут отменены обязательная продажа и целевая покупка иностранной валюты, лимитирование на открытие счетов в иностранных банках. Для реального сектора экономики финансовый рынок даст свежие, более доступные источники финансирования: корпоративные облигации, проектное финансирование, размещение акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах при помощи иностранных депозитарных расписок.
Гарантия макроэкономической стабильности вкупе с мерами по улучшению инвестиционного климата сформируют базу для повышения суверенного кредитного рейтинга страны, белорусских банков и предприятий. Это даст возможность значительно облегчить доступ предприятий к финансовым ресурсам для инвестиционного развития.
Продолжится совершенствование деятельности Банка развития Республики Беларусь как государственного института поддержки приоритетных путей развития экономики. Главный акцент будет направлен на кредитовании экспорта, финансировании инвестиционных проектов, в том числе государственно-частного партнерства.
Увеличится доступность финансовых услуг для населения и предприятий через оживленное развитие современных информационных технологий. У всех появится возможность реализовывать широкий диапазон банковских операций дистанционно, не посещая банк. Что повлечет за собой сокращение
Заключение
Финансовый контроль представляет собой составную часть единого механизма государственного контроля. Его необходимость вытекает из необходимости реализации контрольной функции финансов. От результативности контроля во многом зависит эффективное функционирование предприятий, организаций и учреждений, которые – в свою очередь – существенно влияют на эффективное функционирование всего национального хозяйства.
Оперативный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляют Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995 г. М 369) указанное министерство является центральным органом управления финансами в Республике Беларусь. В функции Министерства финансов входит осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования.
При анализе состава и структуры Министерства финансов Республики Беларусь было выявлено, что Министерство финансов Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Минфин в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства и Положением.
Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь, он имеет заместителей, численность которых определяется Президентом.
В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения – Главные управления и управления. На низовом уровне Министерство осуществляет свои функции через региональные, областные финансовые управления, а в районах и городах – через районные и городские финансовые отделы. Характерная особенность управления в системе Минфина – двойное подчинение его республиканских и местных органов.
Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995 г. М 369) указанное министерство является центральным органом управления финансами в Республике Беларусь. Его основными задачами являются: обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных
1 Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 351 с.
2 Ковалев, В.В. Финансы: учеб. пособие / Ковалев В.В. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2013. – 542 с.
3 Воробьев, М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. – Минск: Издательство МИУ, 2014. – 335 с.
4 Бочаров, В.В. Финансы: учеб. пособие / В.В. Бочаров, В.Е. Радковская, Н.П. Леонтьев. – М.: ПИТЕР, 2014. – 312 с.
5 Плотницкий, М.И. Финансы и кредит: учеб. пособие / М.И. Плотницкий. – Мн.: Мисанта, 2011. – 336 с.
6 Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2014. – 512 с.
7 Вишневский, А.А. Финансовый контроль: учеб. пособие / А.А Вишневский, В.В Малахов, И.В. Сауткин. – Мн.: Акад. МВД, 2015. – 168 с.
8 Бровкина, Н.Д. Контроль и ревизия: учеб. пособие / Н.Д. Бровкина, М.В. Мельник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 346 с.
9 Показатели экономической безопасности по государственному долгу // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ public_debt/ pokazateli. – Дата доступа: 25.12.2016.
10 Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь: Постановление Совета министров Республики Беларусь № 1585 от 31 октября 2001г.; в ред. от 5 декабря 2014 г. № 1144 [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0. – Дата доступа: 10.12.2016.
11 Налоговый Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З; с изм. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 343-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk0200166#load_text_none_1. – Дата доступа: 10.12.2016.
12 Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З; с изм. и доп. от 4 июня 2015 г. № 268-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=HK0000441#load_text_none_1. – Дата доступа: 10.12.2016.
13 Индексы потребительских цен // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ ofitsialnaya_statistika/. – Дата доступа: 02.10.2016.
14 Итоги внешней торговли Республики Беларусь // Государственный таможенный комитет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtk. gov.by/ru/ stats/ itogi_vnesh_torgovli2016 /sept2016. – Дата доступа: 08.10.2016.
15 Бюджетная политика // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin. gov.by/ru/ budgetary_ policy. – Дата доступа: 07.10.2016.
16 Состав и структура внешнего государственного долга Республики Беларусь / официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ indicators/ regions. – Дата доступа: 9.10.2016.
17 Результаты проверок, проведенных налоговыми органами за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс] / Сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/ news_ministerstva-za-9-mesjatsev-2015-goda-13566/. – Дата доступа: 18.12.2016.
18 Финансовые результаты работы организаций // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 26.08.2014.
19 тоги работы Комитета государственного контроля за первое полугодие 2015 года [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru/control-deyatelnost-ru/. – Дата доступа: 24.01.2016.
20 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] / Министерство экономики Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ ru/macroeconomy. – Дата доступа: 17.12.2016.
21 Данилевский, А.Е. Финансовый контроль: основные направления развития / А.Е. Данилевский // Бухгалтерский учет. – 2015. – №24. – С. 15-18.
22 Мстиславский, В.А. Ведомственный контроль: состояние и перспективы / В.А. Мстиславский // Финансы. – 2015. – № 3. – С. 46-48.
23 Есин, С.О. Общетеоретические основы финансового саморегулирования / С.О. Есин // Вестник БГЭУ. – 2015. – № 2. – С. 76-79.
24 Есин, С.О. Внутренний финансовый контроль: эффективность, практика применения / С.О. Есин // Проблемы управления. – 2015. – №3. – С. 153-157.