ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
1.1 Понятие художественной культуры как особой формы эстетической культуры личности
1.2 Младший школьный возраст как сензитивный период формирования художественной культуры школьника
1.3 Возможности учреждений дополнительного образования в формировании художественной культуры младших школьников
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
2.1. Эксперимент по выявлению эффективных путей формирования художественной культуры младших школьников
2.2 Рекомендации по совершенствованию работы учреждения социокультурной сферы в формировании художественной культуры младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа творческого объединения художественной направленности « Нарисуй-ка» для обучающихся начальных классов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Алексей Саврасов «Зима»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Игры и упражнения на формирование художественного восприятия младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества характеризуется массовой информатизацией, почитанием материальных благ, размыванием моральных ценностей, что во многом обусловливает духовную ограниченность подрастающего поколения. В этой связи вопросы постоянного внутреннего обогащения ребенка приобретают особую значимость. Сегодня делается упор на личностное воспитание и обучение. Учитывая и то, что воспитание личности обязательно должно учитывать не только воспитание общей культуры и обучения конкретным предметам, но и художественную культуру и эстетическую, то задача воспитания становиться достаточно сложной.
Проблема воспитания художественной культуры младших школьников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Беларусь является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа.
Важное значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы развития художественной культуры младших школьников имели для нас работы А.Я. Флеяра, И.П. Подласого, Б.Т, Лихачёва, О.П. Широковой, Н. В. Черниковой, Г.А Наседкиной, Г.Н. Кудиной. А.Я. Данилюка и др. исследователей.
Цель исследования: изучить особенности формирования художественной культуры младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Объект исследования: воспитание художественной культуры младших школьников.
Предмет исследования: пути и возможности учреждения дополнительного образования по формированию художественной культуры учащихся начальных классов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
1.1 Понятие художественной культуры как особой формы эстетической культуры личности
В настоящее время часто встречается смешение понятий «художественная культура» и «культура эстетическая». Понятие эстетической культуры включает в себя всю совокупность эстетических явлений общества: ценности, убеждения, идеалы и пр. Художественная же культура, будучи частью эстетической, основана на взаимодействии человека с искусством. Если эстетическая культура предполагает созидание, сохранение, распределение и потребление эстетических ценностей, то художественная проявляется через художественно-образное освоение этих ценностей. Сущностной характеристикой художественной культуры выступает художественно-образное начало, проявляющееся как способность, с одной стороны, понимать, переживать и оценивать особенности духовного содержания художественного образа, а с другой – творчески материализовывать эту духовность [23, с. 41].
Одним из важнейших компонентов культуры как совокупности созданных человечеством ценностей является художественная культура.
Художественная культура – это сложное, многослойное образование, которое объединяет все виды искусства, сам процесс художественного творчества, его результаты и систему мероприятий по созданию, сохранению и распространению художественных ценностей, воспитанию творческих кадров и зрительской аудитории.
Художественная культура – это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
2.1 Эксперимент по выявлению эффективных путей формирования художественной культуры младших школьников
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ «ДДТ Железнодорожного района г.Гомеля! г.Гомеля». Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 09.0117. 2016 года по 13.01. 2017 года и включала в себя три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение уровня художественного восприятия в экспериментальной и контрольной подгруппах.
На формирующем этапе была проведена коррекционная работа и использованием игр и упражнений на художественное воспитание школьников (см. Приложение 4).
На контрольном этапе эксперимента была проведена вторичная диагностика уровня художественного восприятия учащихся.
В эксперименте принимало участие 20 детей, посещающих творческие объединения ДДТ. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый – 7– 9 лет.
Диагностика осуществлялась методом наблюдения с последующим анализом данных. Нами были использованы следующие методики:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-культурная сфера – одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества.
Развитие художественной культуры младших школьников в процессе освоения художественных ценностей мирового и отечественного искусства на занятиях в учреждении дополнительного образования – это многогранный и целенаправленный процесс, приобретающий в современных условиях исключительно важное значение.
Выводы:
1. Формирование художественной культуры младших школьников является важнейшей составляющей общей культуры личности.
2. Воспитание художественной культуры – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.
2. Младший школьный возраст – это особенный возраст для развития художественной культуры, где главную роль играет взрослый. Именно в этом возрасте необходимо создать прочный фундамент эстетически развитой личности, заложить подлинное мировоззрение человека.
3. Профессионально организованная деятельность культурно-досуговых учреждений представляет собой благоприятную среду, в условиях которой можно максимально воспитывать художественную культуру каждого
1. Алексеева О.В. Система оценки художественного развития младших школьников/О.В. Алексеева// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2015. – № 5. – С. 11–14.
2. Алексеева, О.В. Художественное развитие младших школьников/О.В. Алексеева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого . – 2013. – № 2. – С. 4 – 6.
3. Бакушинский, А. Художественное творчество и воспитание./А. Бакушинский. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
4. Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. – Могилев: МГУ, 2004. – 104 с.
5. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М.: Флинта, 1998. – 232 с.
6. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 5. – С. 9 – 27.
7. Иконникова, С.Н. Теория культуры./С.Н. Иконникова. – СПб.: Петрополис, 2008. – 420 с.
8. Кабкова Е.Л. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей./Е.Л. Кабкова. – М.: Флинта, 2009. – 176 с.
9. Казаренков, В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников./В.И. Казаренков. – М.: Логос, 2005. – 96 с.
10. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений / О. П. Котикова, В. Г. Кухаронак. – Мн.: Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2001. – 192 с.
11. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников./Г.Н. Кудина. – М.: Дрофа, 2005. – 214 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет./И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1999. – 175 с.
13. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников./В.О. Кутьев. – М.: Дрофа-М, 2004. – 223 с.
14. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./Б.Т. Лихачёв. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2005. – 325 с.
15. Льянова, Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников/Х.Б. Льянова // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues. – Дата доступа: 01.07. 2011.
16. Малахова, И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность./И.А. Малахова. – Мн.: Белорусская наука, 2005. – 139 с.
17. Михеева, Л.Н. Взаимодействие и преемственность формального и неформального дополнительного образования художественно эстетического профиля в основной школе (к вопросу интеграции содержания образования)/ Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 6. – С.14.
18. Наседкина, Г.А. Опыт социокультурной деятельности школьников в системе дополнительного образования/Г.А.Наседкина //Дополнительное образование. – 2006. – № 5. – С. 14 –18.
19. Олесина, Е. Использование педагогических ситуаций в преподавании МХК/ Е.И. Олесина //Искусство. – 2005. – № 18. – С.6 –7.
20. Осипова, Л. Е. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография [В 2 ч.]. Ч. 1 / Челябинская государственная академия культуры и искусств; [ред.-сост. Л. Е. Осипова; науч. ред. В. Я. Рушанин; редкол.: Рушанин В. Я. и др.]. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 280 c
21. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс. В 2 кн. Книга 2. Процесс воспитания: [для студентов вузов] / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2003. – 255 с.
22. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. – 2011. – № 6. – С. 36 – 39.
23. Флиер, А.Я. Художественная культура./А.Я. Флиер. – СПб.: Профессия, 2008. – 390 с.
24. Черникова, Н. В. Педагогические условия формирования эстетической культуры младших школьников в дополнительном образовании/Н.В. Черникова// Выхаванне і дадатковая адукацыя. – № 12. – С. 34– 39.
25. Широкова, О.П. Условия эффективного управления развитием ребенка в социокультурной среде/О.П. Широкова // Дополнительное образование. – 2005. – № 8. – С.31– 33.