Введение
1 Сущность и знаение импортозамещения в современной экономике
1.1 Понятие и структура импортозамещения как экономического процесса
1.2 Роль государства в стимулировании импортозамещения
1.3 Международный опыт стимулирования импортозамещения в экономике
2 Проблема импортозамещения в Республике Белаурсь на современном этапе
2.1 Опыт стимулирования импортозамещения в Республике Беларусь
2.2 Объективные и субъективные предпосылки импортозамещения в экономике Республики Беларусь
2.3 Состояние процессов импортозамещения на современном этапе
3 Направление повышения эфективности импортозамещения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного мира, в условиях глобализации, а особенно в период мирового финансового кризиса в мире можно наблюдать такие явления, как рост цен на сырье, ужесточение конкуренции и дискриминация товаров на рынках отдельных стран. Данное обстоятельство может привести к ухудшению экономической безопасности страны, то есть в данном случае привести к зависимости страны от поставок импорта.
Для предотвращения данной проблемы реализуется импортозамещение. Импортозамещение является одной из важнейших задач, решение которой будет способствовать достижению экономической безопасности страны. Данный процесс нацелен на развитие, поддержку и стимулирование отечественного производства.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема импортозамещения стоит в ряде приоритетных проблем в Республике Беларусь.
Объектом исследования работы является сам процесс импортозамещения.
Предметом исследования является комплекс вопросов, касающихся стимулирования отечественного производства, методов достижения экономической безопасности страны, экономического развития государства.
Целью работы является изучение и разработка мер, направленных на повышение эффективности политики импортозамещения в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленными целями решались следующие задачи:
– рассмотреть понятие и структуру импортозамещения как экономического процесса;
– изучить роли государства в стимулировании ипортозамещения и международный опыт стимулирования импортозамещения, а также изучить опыт стимулирования импортозамещения в Республике Беларусь;
– проанализировать предпосылки импортозамещения и состояние процессов импортозамещения в Республике Беларусь;
– изучить направления повышения эффективности импортозамещения в Республике Беларусь.
При написании данной работы использовалась литература преимущественно отечественных авторов, а также периодические издания, такие как журналы «Экономика Беларуси», «Экономический бюллетень», «Бюллетень деловой и коммерческой информации». Использовалась статистическая информация, предоставленная сайтами Министерства экономики Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, а также Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие и структура импортозамещения как экономического процесса
В условиях глобализации наблюдаются такие явления, как ужесточение конкуренции, рост цен на сырье, дискриминация товаров на рынках отдельных стран, вытеснение мелких производителей крупными компаниями. Они могут привести к росту импорта товаров и ухудшению состояния продовольственной безопасности страны. Под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики страны, при котором перерабатывающая промышленность обеспечивается с/х сырьем, население - достаточным количеством безопасных и полноценных продуктов питания с учетом размера необходимых для этого доходов, а также гарантируется относительная независимость от импорта продовольствия [6, с. 23].
Импорт - расходы частных лиц, фирм и органов власти данной страны на приобретение товаров и услуг, произведенных в других странах. Экспорт, в свою очередь, представляет собой товары и услуги, произведенные в одной стране и проданные потребителям в другой стране [10, с. 55].
Соотношение импортной и отечественной продукции на внутреннем рынке страны, отрицательное сальдо внешней торговли свидетельствуют о том, что существует зависимость от импортных поставок продовольствия. Сальдо внешней торговли - это разность между экспортом и импортом страны, обычно в стоимостном выражении. Из-за более низких цен предложения на мировых рынках и развитой инфраструктуры сбыта ориентация на импорт может привести к вытеснению отечественных товаров с внутреннего рынка, усилению его зависимости, отставанию отечественного производства, излишнему расходу валютных средств. Для установления сбалансированности роста объемов потребления импортного и отечественного продовольствия, защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей необходимо проведение гибкой внешнеторговой политики, реализации импортозамещения [20, с. 49].
Импортозамещение предопределяет активизацию развития направлений, путей и конкретных производств, позволяющих провести замену импортной продукции местной, защиту внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей. Решение этой проблемы предусматривается посредством разработки механизма импортозамещения, который должен ответить на вопросы: «Как это сделать?», «Какие конкретные проекты необходимо осуществить?»
Механизм импортозамещения предусматривает набор необходимых
2 ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Опыт стимулирования импортозамещения в Республике Беларусь
Республика Беларусь, взявшая курс на развитие экспортоориентированного производства, особенно нуждается в осмыслении мирового опыта и выбора наиболее эффективных форм и методов стимулирования экспорта. Особый интерес для нас представляет анализ опыта стимулирования экспорта государств, достигших определенных экономических успехов.
Известно, что Гонконгу, Тайваню, Республике Корея (Южная Корея) понадобился довольно короткий промежуток времени, чтобы превратиться из беднейших колоний в индустриальные страны с одним из самых высоких уровней жизни населения. Отличительная черта Японии и азиатских новых индустриальных стран (НИС) — значительная роль внешней торговли в формировании их национального благосостояния, их внешнеэкономическая активность. Регулирование внешней торговли выступило важнейшей составной частью государственной стратегии экономического развития. Распространено даже мнение, что эти государства отказались от политики протекционизма с целью всемерного поощрения экспорта.
В действительности в своей внешнеэкономической политике этим странам удалось сочетать протекционистские меры с ориентацией на внешний рынок. Это помогало, с одной стороны, сохранять важные позиции в международном разделении труда, а с другой — обеспечивать свободу маневра при неблагоприятной конъюнктуре на внешних рынках. Более того, в своей внешнеэкономической политике этим странам приходилось неоднократно менять приоритеты и на ходу перестраиваться.
Опыт говорит, что нереально ориентировать на экспорт одновременно все отрасли хозяйства. В отношении каких-то из них рациональнее проводить политику импортозамещения. Поэтому главная задача состоит в выборе тех отраслей, которые уже обеспечены ресурсами и могут дать наиболее быстрый эффект при их ориентации на экспорт.
Таможенное законодательство восточноазиатских стран создавало льготный режим для импорта современного оборудования. Вопросы финансирования решались за счет аккумулирования собственных средств и привлечения иностранного капитала. В то же время иностранные компании получили значительные льготы только в специальных промышленных или экспортных зонах, чтобы не подрывать позиций местных производителей. В дальнейшем в ходе либерализации внешней торговли принималось новое законодательство, вводившее для иностранного капитала льготы
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В промышленности наиболее эффективными направлениями для импортозамещения в 2010 - 2015 годах исходя из приоритетов социально-экономического развития страны стали:
– новые материалы и новые источники энергии;
– медицина и фармация;
– информационные и телекоммуникационные технологии;
– промышленные биотехнологии.
При этом основным направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые востребованы в республике, имеют высокую добавленную стоимость и затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу по сравнению с организацией производства другой продукции, ориентированной на внутренний и внешние рынки.
Актуальными проблемами импортозамещения в Беларуси являются продукты с высокой добавленной стоимостью. Наиболее высокая доля в импорте страны после нефтепродуктов, транспортных услуг и пищевых продуктов приходится на продукцию таких отраслей обрабатывающей промышленности, как химическое производство, производство машин и оборудования, металлургия, производство транспортных средств, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство электронного и оптического оборудования [11, c. 158].
Импортозамещающая стратегия в топливно-энергетическом комплексе будет осуществляться в соответствии с Концепцией энергетической безопасности и повышением энергетической независимости Республики Беларусь, Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, государственной, отраслевыми и региональными программами энергосбережения. В них определены важнейшие инвестиционно-инновационные проекты, меры и механизм их реализации, направленные на обеспечение энергетической безопасности и снижение энергозависимости страны от внешних поставок энергоресурсов. Это будет достигнуто, прежде всего, за счет ввода новых генерирующих мощностей на альтернативных газовому топливу источниках. В их числе строительство гидроэлектростанций и ТЭЦ на местных видах топлива, нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии. Наибольший рост удельного веса местных видов топлива отводится дровам и древесным отходам, торфу.
В связи с этим будут разрабатываться технологии производства углеродных адсорбентов на основе торфяного сырья (активированный уголь), производство пеллет (топливных гранул). В целях уменьшения импортных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политика импортозамещения является приоритетным направлением государственной политики Республики Беларусь. Импортозамещение должно, в первую очередь, характеризоваться экономической эффективностью и быть обоснованным, а также обеспечивать экономическую безопасность Беларуси, для чего потребуется обоснование количественных и качественных параметров его функционирования.
Импортозамещение - это не просто замена импортных товаров отечественными, а очень сложный процесс. Реальное импортозамещение может наблюдаться только в том случае, когда вытеснение импортных товаров отечественными достигается с помощью рыночных методов, т.е. в конкурентной борьбе.
Немаловажно, что негативным последствием политики импортозамещения может стать то, что под защитой высоких тарифов местная продукция становится искусственно конкурентной только на внутреннем рынке. Это приводит к тому, что ее экспорт становится невозможным.
Безусловным преимуществом стратегии смешанного импортозамещения является возможность диверсифицированного развития экономики страны по разным направлениям на основе рационального распределения располагаемыми ресурсами. В результате создается возможность снижения себестоимости как экспортируемых изделий, так и изделий, ориентированных на реализацию на внутреннем рынке [2, с. 282]. Индивидуальный подход в определении способов поддержки и специфики проведения индустриализации различных отраслей народного хозяйства позволяют комплексно развивать экономику страны с получением наибольших эффектов от деятельности отдельных ее хозяйствующих субъектов. Учитывая особенности данной модели импортозамещения, ее практическое применение представляется наиболее целесообразным для Республики Беларусь.
Опыт говорит, что нереально ориентировать на экспорт одновременно все отрасли хозяйства. В отношении каких-то из них рациональнее проводить политику импортозамещения. Поэтому главная задача состоит в выборе тех отраслей, которые уже обеспечены ресурсами и могут дать наиболее быстрый эффект при их ориентации на экспорт.
Сдерживающее влияние на белорусский экспорт в основном оказывают:
— тяжелое финансовое положение большинства предприятий и, как следствие, отсутствие средств на модернизацию и обновление производственных мощностей, на инвестирование в перспективные, ориентированные на экспорт проекты;
1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе : пер. с англ;. 4-е изд. – М.: Дело ЛТД, 2009. – 720 с.
2 Внешнеэкономические связи развивающихся государств с капиталистическими странами / под ред. И. О. Фаризова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. — 253 с.
3 Внешняя торговля товарами и услугами Республики Беларусь // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ForeignTrade/. – Дата доступа: 12.01.2017.
4 Государственная программа импортозамещения на 2016-2020 годы // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/programmy/ importozamecheniye. – Дата доступа: 12.01.2017.
5 Грибоедова И.А. Формирование внутреннего и внешнего рынков продовольствия Республики Беларусь: факторы и перспективы / И. А. Грибоедов // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2013. – №7. – С. 35-45.
6 Гурвич, В. Всем миром против импорта / В. Гурвич // Политический журнал. – 2014. – №39. – 90 c.
7 Гурская И.В. Государственная программа импортозамещения. Задачи и пути реализации / И.В. Гурская // Бюллетень деловой и коммерческой информации. – 2014. – №2. – 147 с.
8 Итоги внешней торговли Республики Беларусь // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi2010. – Дата доступа: 12.01.2017.
9 Кадочников, П.А. Анализ импортозамещения в Республике Беларусь после кризиса / П.А. Кадочников. – М.: ИЭПП, 2006. – 139 с.
10 Лобас Т. Рецепт для снижения импорта / Т. Любас // Экономика Беларуси. – 2015. – №2. – С. 54-58.
11 МакКоннел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ / К.Р. МакКоннел, С.Л. Брюс. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 915 с.
12 Наука и инновации / учредитель Национальная академия наук Беларуси. – Минск: Белорусская наука, 2013. – С. 56-59.
13 Научные основы импортозамещения / З.М.Ильина, И.В.Мирочицкая, Г.П.Остапенко, В.С.Тонкович. – Мн.: Бел. гос. экон. ун-т, 2014. – 167 с.
14 О государственной программе импортозамещения на 2016-2020 гг.: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2016 г. №402 // Национальный реестр правовых документов Республики Беларусь. 2016, №53. – 5/22081.
15 Основные показатели работы промышленности // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/industry1.php. – Дата доступа: 12.01.2017.
16 Проблемы экономики и управления в условиях инновационного развития Республики Беларусь / [редколлегия: М.Э.Чесноковский и др.]. – Брест: БрГУ, 2014. – 320 с.
17 Румянцев В.А. Мировой кризис и внешнеэкономическая безопасность / В.А. Румянцев // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2015. – №1. – С. 14-19.
18 Румянцева Е.Г. Новая экономическая энциклопедия. – М.: Инфра-М, 2013. – 724 с.
19 Свирейко Н.Е. Анализ результатов замещения импорта продовольствия в Республике Беларусь / Н.Е. Свирейко // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / Министерство образования Республики Беларусь, УО «Белорусский государственный экономический университет». – Мн.: БГЭУ, 2015. – 467 с.
20 Соколовская Е.В. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2015 г. Развитие и конкурентоспособность отраслей экономики / Е.В. Соколовская, И.С. Мисуно // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2016. – №2. – С. 40-65.
21 Ченери Х., Картер Н. Внутренние и внешние аспекты планов и процесса экономического развития // Конференция по долгосрочному планированию и прогнозированию. — М., 2014. — С. 77-110.