Введение
1 Понятие импортозамещения в экономике
1.1 Определение понятия импортозамещаемости
1.2 Теоретические модели спроса на импорт
2 Проблема импортозамещения в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Государственная программа импортозамещения на 2010-2016 гг.
2.2 Обоснованность перехода на использование отечественных сырьевых ресурсов
2.3 Направления замещения импорта в Республике Беларусь на современном этапе
3 Развитие импортозамещающих производств в Республике Беларусь
3.1 Практика реализации программы импортозамещения
3.2 Импортозамещение как метод социально-экономического развития страны
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного мира, в условиях глобализации, а особенно в период мирового финансового кризиса в мире можно наблюдать такие явления, как рост цен на сырье, ужесточение конкуренции и дискриминация товаров на рынках отдельных стран. Данное обстоятельство может привести к ухудшению экономической безопасности страны, то есть в данном случае привести к зависимости страны от поставок импорта.
Для предотвращения данной проблемы реализуется импортозамещение. Импортозамещение является одной из важнейших задач, решение которой будет способствовать достижению экономической безопасности страны. Данный процесс нацелен на развитие, поддержку и стимулирование отечественного производства.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема импортозамещения стоит в ряде приоритетных проблем в Республике Беларусь.
Объектом исследования работы является сам процесс импортозамещения.
Предметом исследования является комплекс вопросов, касающихся стимулирования отечественного производства, методов достижения экономической безопасности страны, экономического развития государства.
Целью работы является изучение и разработка мер, направленных на повышение эффективности политики импортозамещения в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленными целями решались следующие задачи:
– рассмотреть понятие импортозамещаемости и теоретические модели спроса на импорт;
– изучить Государственную программы импортозамещения на 2010-2016 гг.,
– проанализировать обоснованности перехода на использование отечественных сырьевых ресурсов;
– изучить и проанализировать динамику практики реализации Государственной программы.
При написании данной работы использовалась литература преимущественно отечественных авторов, а также периодические издания, такие как журналы «Экономика Беларуси», «Экономический бюллетень», «Бюллетень деловой и коммерческой информации». Использовалась статистическая информация, предоставленная сайтами Министерства экономики Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, а также Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.
1 ПОНЯТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Определение понятия импортозамещаемости
В условиях глобализации наблюдаются такие явления, как ужесточение конкуренции, рост цен на сырье, дискриминация товаров на рынках отдельных стран, вытеснение мелких производителей крупными компаниями. Они могут привести к росту импорта товаров и ухудшению состояния продовольственной безопасности страны. Под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики страны, при котором перерабатывающая промышленность обеспечивается с/х сырьем, население - достаточным количеством безопасных и полноценных продуктов питания с учетом размера необходимых для этого доходов, а также гарантируется относительная независимость от импорта продовольствия. [17, с. 338]
Импорт - расходы частных лиц, фирм и органов власти данной страны на приобретение товаров и услуг, произведенных в других странах. Экспорт, в свою очередь, представляет собой товары и услуги, произведенные в одной стране и проданные потребителям в другой стране. [10, с. 885, 913]
Соотношение импортной и отечественной продукции на внутреннем рынке страны, отрицательное сальдо внешней торговли свидетельствуют о том, что существует зависимость от импортных поставок продовольствия. Сальдо внешней торговли - это разность между экспортом и импортом страны, обычно в стоимостном выражении. Из-за более низких цен предложения на мировых рынках и развитой инфраструктуры сбыта ориентация на импорт может привести к вытеснению отечественных товаров с внутреннего рынка, усилению его зависимости, отставанию отечественного производства, излишнему расходу валютных средств. Для установления сбалансированности роста объемов потребления импортного и отечественного продовольствия, защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей необходимо проведение гибкой внешнеторговой политики, реализации импортозамещения. [17, с. 339]
Импортозамещение предопределяет активизацию развития направлений, путей и конкретных производств, позволяющих провести замену импортной продукции местной, защиту внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей. Решение этой проблемы предусматривается посредством разработки механизма импортозамещения, который должен ответить на вопросы: «Как это сделать?», «Какие конкретные проекты необходимо осуществить?»
Механизм импортозамещения предусматривает набор необходимых мер, реализация которых позволит обеспечить достижение поставленных целей. Важнейшей частью рассматриваемого механизма является создание условий и предпосылок углубления специализации в направлении
2 ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Государственная программа импортозамещения на 2010-2016 гг.
При необходимости обеспечения собственных ресурсных потребностей Республика Беларусь сталкивается с проблемой максимально взвешенного и рационального подхода как к расходам в области импорта, так и к выбору приоритетов в производственной сфере. В этой связи особенно актуальным становится выявление существенных зависимостей между динамикой спроса на отечественные и импортные товары с определением наиболее перспективных направлений экономической политики в сфере импортозамещения, позволяющих сбалансировать данные процессы в Беларуси. Политика импортозамещения должна иметь экономически оправданный смысл, основанный на преимуществах Беларуси. [11, с. 56; 15, с. 270]
Интерес к проблеме импортозамещения в нашей стране актуализировался после перехода к рыночным условиям хозяйствования и был обусловлен потребностью в экономических инструментах для обеспечения оптимальных показателей внешней торговли.
Странам с малой открытой экономикой, к которым относится и Беларусь, для обеспечения поступательного развития необходимо активное участие в международном разделении труда. Такая ситуация подразумевает проведение экспортно ориентированной политики и стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции с поддержкой ее продвижения на внешние рынки. В нашей стране в этом направлении проводится комплексная работа: реализуется Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2006-2010 гг., соответствующим производствам предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.
Основным нормативно правовым актом, регламентирующим политику импортозамещения в нашей стране, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2006 г. №402 «О Государственной программе импортозамещения на 2006-2010 гг.» (далее - программа). Ее реализация дополняется соответствующими отраслевыми и региональными программами, а также отдельными импортозамещающими проектами. Положения программы согласованы с основными направлениями развития национальной экономики, отраженными в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010-2016 гг., Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Национальной программе экспорта. Очевидно, что выполнение импортозамещающих проектов не только даст возможность сократить величину импорта, но и окажет стимулирующее воздействие на
3 РАЗВИТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Практика реализации программы импортозамещения
Промышленный комплекс Республики Беларусь является основой развития национальной экономики, обеспечения экономической безопасности страны. Он формирует около 30 процентов создаваемого в республике валового внутреннего продукта (далее – ВВП), более 90 процентов объема 6 экспорта и основную сумму валютных поступлений в республику, обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны.
За 2010 – 2015 годы производство промышленной продукции и валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) возросло в 1,5 раза к 2010 году, производство потребительских товаров – в 1,6 раза, объем инвестиций в основной капитал – в 2,2 раза, что позволило снизить уровень износа основных средств с 64 процентов в 2010 году до 51 процента в 2015 году. Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в 2015 году достиг 19,5 процента против 10,5 процента в 2010 году. Экспортировалось около половины произведенной промышленной продукции.
Динамично развивался промышленный сектор малого и среднего бизнеса. За 2010 – 2015 годы производство промышленной продукции в этом секторе возросло в 3 раза к 2010 году, в том числе в 2014 году производство промышленной продукции микро- и малых организаций увеличилось на 3,2 процента к 2008 году при снижении объема промышленного производства в целом по республике на 2 процента.
За последнюю пятилетку в стране проведено техническое переоснащение крупных промышленных организаций, создан ряд новых производств, существенно расширен перечень выпускаемой промышленной продукции.
Так, на мощностях ОАО «Минский автомобильный завод» освоен выпуск пассажирских автобусов, автомобилей грузовых, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, в ОАО «Белорусский автомобильный завод» – карьерных самосвалов большой грузоподъемности. На РУП «Минский тракторный завод» начато производство энергонасыщенных тракторов, в ОАО «Белшина» – цельнометаллокордных шин для карьерной техники. Введены новые технологические линии производства клинкера на цементных заводах, что позволило существенно увеличить их производственные мощности. Реконструированы и расширены мощности по производству сахара в открытых акционерных обществах «Городейский сахарный комбинат», «Скидельский сахарный комбинат», «Жабинковский сахарный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политика импортозамещения является приоритетным направлением государственной политики Республики Беларусь. Импортозамещение должно, в первую очередь, характеризоваться экономической эффективностью и быть обоснованным, а также обеспечивать экономическую безопасность Беларуси, для чего потребуется обоснование количественных и качественных параметров его функционирования.
Импортозамещение - это не просто замена импортных товаров отечественными, а очень сложный процесс. Реальное импортозамещение может наблюдаться только в том случае, когда вытеснение импортных товаров отечественными достигается с помощью рыночных методов, т.е. в конкурентной борьбе.
Немаловажно, что негативным последствием политики импортозамещения может стать то, что под защитой высоких тарифов местная продукция становится искусственно конкурентной только на внутреннем рынке. Это приводит к тому, что ее экспорт становится невозможным.
В данной работе был исследован сам процесс импортозамещения, методы политики импортозамещения и ее особенности в нашей стране в общем и на примере пищевой промышленности.
В первой главе было изучено само понятие импортозамещения, его задачи и цели, а также теоретические модели спроса на импорт.
Во второй главе важная роль выделяется Государственной программе импортозамещения на 2010-2016 гг., были рассмотрены ее положения, цели, методы; была анализирована обоснованность перехода на отечественные сырьевые ресурсы, а также были рассмотрены направления политики импортозамещения в Республике Беларусь.
В третьей главе был дан анализ по практике реализации программы импортозамещения в Республике Беларусь, анализ завершенных мероприятий государственных и отраслевых подпрограмм, была показана динамика товарооборота, сальдо внешней торговли.
Исходя из всего высказанного, важно отметить, что первостепенным процессом должно стать выравнивание торгового баланса в сторону снижения отрицательного сальдо за счет реализации проектов импортозамещения.
1 Внешняя торговля товарами и услугами Республики Беларусь // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ForeignTrade/. - Дата доступа: 03.01.2017.
2 Государственная программа импортозамещения на 2016-2020 годы // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/programmy/ importozamecheniye. - Дата доступа: 03.01.2017.
3 Грибоедова И.А. Формирование внутреннего и внешнего рынков продовольствия Республики Беларусь: факторы и перспективы / И. А. Грибоедов // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2013. - №7. - С. 35-45.
4 Гурвич, В. Всем миром против импорта / В. Гурвич // Политический журнал. - 2014. - №39.
5 Гурская И.В. Государственная программа импортозамещения. Задачи и пути реализации / И.В. Гурская //Бюллетень деловой и коммерческой информации. - 2014. - №2.
6 Итоги внешней торговли Республики Беларусь // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi2010. - Дата доступа: 03.01.2017.
7 Кадочников, П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 года / П.А. Кадочников. - Москва: ИЭПП, 2006. - 139 с.
8 Лазаревич М.И. Пищевая промышленность Беларуси: анализ тенденций и стратегические ориентиры развития / М.И. Лазаревич, Т.Н. Ждановская // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2014. - №10. - С. 4-13.
9 Лобас Т. Рецепт для снижения импорта / Т. Любас // Экономика Беларуси. - 2015. - №2. - С. 54-58.
10 МакКоннел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ / К.Р. МакКоннел, С.Л. Брюс. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 915 с.
11 Наука и инновации / учредитель Национальная академия наук Беларуси. - Минск: Белорусская наука, 2003. - С. 56-59.
12 Научные основы импортозамещения / З.М.Ильина, И.В.Мирочицкая, Г.П.Остапенко, В.С.Тонкович. - Мн.: Бел. гос. экон. ун-т, 1999. - 167 с.
13 О государственной программе импортозамещения на 2016-2020 гг.: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2016 г. №402 // Национальный реестр правовых документов Республики Беларусь. 2016, №53. - 5/22081.
14 Основные показатели работы промышленности // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/industry1.php. - Дата доступа: 03.01.2017.
15 Проблемы экономики и управления в условиях инновационного развития Республики Беларусь / [редколлегия: М.Э.Чесноковский и др.]. - Брест: БрГУ, 2014. - 320 с.
16 Румянцев В.А. Мировой кризис и внешнеэкономическая безопасность / В.А. Румянцев // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2015. - №1. - С. 14-19.
17 Свирейко Н.Е. Анализ результатов замещения импорта продовольствия в Республике Беларусь / Н.Е. Свирейко // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / Министерство образования Республики Беларусь, УО «Белорусский государственный экономический университет». - Мн.: БГЭУ, 2015. - 467 с.
18 Соколовская Е.В. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2015 г. Развитие и конкурентоспособность отраслей экономики / Е.В. Соколовская, И.С. Мисуно // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2016. - №2. - С. 40-65.