Введение
1 Методика оценки конъюнктуры рынка в рамках маркетингового исследования
2 Анализ рыночной конъюнктуры на примере Узденского райпо
3 Современные маркетинговые подходы к изучению рыночной конъюнктуры
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Современные экономические условия торговых организаций устанавливают жесткие конкурентные условия в целях регулирования спроса и предложения на товары и анализа взаимодействия факторов конъюнктуры.
Вне зависимости от размера и организационно-правовой формы торговых организаций, ни одна из них не может полноценно осуществлять свою деятельность без проведения процедур оценки финансово-экономического положения на рынке, так как любое маркетинговое решение принимается на основе конъюнктурных оценок.
Основной целью изучения рыночной конъюнктуры является определение характера и степени сбалансированности соотношения величин спроса и предложения. В свою очередь, рыночный механизм проявляется в том, чтобы поддерживать равновесный рынок спроса и предложения. Однако, процесс равновесия рыночного механизма спроса и предложения носит стохастический характер и происходит при помощи постоянного воздействия ряда факторов, что и является условием наличия постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции рыночного развития.
Актуальным является установление степени соответствия производимого перечня товаров и качества товаров по запросам населения. Оптимальная характеристика функционально-потребительским свойствам товара является необходимым условием для того, чтобы определить уровень специализации и объема размещения производства. В свою очередь, масштабы, темпы и интенсивность процедур расширения или процедур обновления ассортимента товара тесно связаны с получением определенного эффекта в форме прибыли.
При осуществлении исследования рыночной конъюнктуры, торговые организации имеют возможность получить конкретную информацию как о своем экономическом положении на рынке, так и о положении конкурентов на рынке. Получив объективную информацию, торговая организация имеет возможность составить прогноз своего дальнейшего развития и составить прогноз поведения и экономического развития конкурента.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что исследование конъюнктуры рынка обуславливает наличие перечня взаимосвязанных теоретических и практических вопросов, каждый из которых нуждается в доскональном изучении и рассмотрении.
Объектом курсовой работы является рыночная конъюнктура Узденского райпо.
Предметом курсовой работы является конъюнктура рынка товаров.
Целью курсовой работы является изучение методики оценки конъюнктуры рынка в рамках маркетингового исследования, анализ рыночной конъюнктуры и определение современных маркетинговых подходов к изучению рыночной конъюнктуры.
1 Методика оценки конъюнктуры рынка в рамках маркетингового исследования
Экономические исследования учёных-экономистов в области маркетингового исследования конъюнктуры позволили установить ряд терминов и определений:
1 конъюнктура – текущая или сложившаяся обстановка.
2 экономическая конъюнктура – совокупность признаков, которые отвечают за характеристику текущего экономического состояния в разрезе динамики производства или торгово-промышленной деятельности.
3 конъюнктура – ряд событий, которые происходят по причине осуществления определенной деятельности и характеризуются в определенном временном периоде.
Таким образом, изучение термина «конъюнктуры» позволило установить, что он может применяться не только в экономической области, но и найти применение во многих других науках, таких, как, социология, правоведение и т.д. Однако, если рассматривать понятие «конъюнктуры» с точки зрения экономической науки, то под ним будет пониматься совокупность признаков, которые характеризуют рыночную ситуацию в конкретный период времени, среди которых выступают такие показатели, как «спрос» и «предложение».
Реализация товаров на рынке представлена предложением, а в качестве потребностей на рынке в форме платежеспособного спроса. В свою очередь, платежеспособный спрос представляет собой возможный объем приобретения товара. Таким образом, спрос и предложение выступают на рынке в определенном взаимодействии.
Существует термин «конъюнктуры торговли», под которым понимается совокупные условия реализации товаров, которые способны дать краткую характеристику рыночной конъюнктуре. Конъюнктуру рынка торговли можно рассматривать в качестве составной части единого потребительского рынка Республики Беларусь.
Анализ рыночных условий установил, что определение рыночной конъюнктуры является составной частью коммерческой деятельности. Главной задачей определения рыночной конъюнктуры является установление определенного соотношения между спросом и предложением и выявление тенденций развития ситуации. Именно поэтому информация о величине спроса рассматривается в качестве тесной взаимосвязи, предназначенной для оценки информации о предложении на товар, тем самым, характеризуя рыночный механизм.
Коммерческую ценность организации торговли определяет рыночная конъюнктура и её конкурентоспособность товаров, возможность и экономическая целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных поставщиков и покупателей и поиск благоприятной территории и времени выхода на товарный рынок.
2 Анализ рыночной конъюнктуры на примере Узденского райпо
Анализ рыночной конъюнктуры был проведен на основании деятельности участника торгового рынка – Узденское райпо. Охарактеризуем кратко деятельность организации (приложение Г).
Узденское районное потребительское общество (райпо) является многоотраслевой организацией, которое осуществляет торговую деятельность, деятельность в сфере общественного питания, деятельность по посадке дикорастущих растений и переработке вторичного сырья, производство товаров потребительского назначения, оказание услуг, перевозку товаров и другие виды деятельности.
Узденское райпо было зарегистрировано 29.09.1999 г. на основании решения Минского областного исполнительного комитета № 206 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600109808. Устав Узденского райпо был утвержден собранием Узденского райпо 10.09.2007 г. на основании протокола № 2.
Узденское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, функционирующей в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчётные счета в банках и небанковских кредитно-финансовых учреждениях, а также печать с наименованием и штамп.
Узденское райпо на добровольных основах вошло в Минский областной союз потребительских обществ и Белорусский союз потребительских обществ.
Юридический и фактический адрес Узденского райпо: Республика Беларусь, Минская область, г. Узда, пер. К. Маркса, д. 7.
Основными видами продукции, выпускаемыми Узденском райпо, являются:
- картофель;
- кожа крупного рогатого скота;
- мясопродукты;
- овощи;
- лекарственные растения;
- сбор и переработка ветоши и одежды б/у;
- сбор макулатуры и бумажных отходов;
- сбор фруктов и плодов.
- производство и продажа кондитерских изделий.
В хозяйственном ведении Узденского райпо располагается: 2 крупных торговых объекта, 40 магазинов, включая автомагазины точки и павильоны, 2 магазина на рынках и 11 объектов общественного питания (приложение В).
3 Современные маркетинговые подходы к изучению рыночной конъюнктуры
Современные маркетинговые подходы предполагают поиск основных направлений повышения конкурентоспособности и проведение маркетингового исследования организации путём анкетирования.
Анализ рыночной конъюнктуры Узденского райпо позволил установить, что маркетинговой деятельности уделено мало внимания, поэтому необходимо повысить эффективность работы маркетинг-отдела.
Можно выделить следующие моменты в деятельности маркетингового отдела в Узденское райпо:
- в отделе маркетинга отсутствует слаженная работа по сбору и анализу поступающей информации, а основной упор делается на достижение показателей по оказанию услуг;
- не проводятся исследования качества выполненной работы по продажам и не проводится опрос покупателей относительно качества выполненной работы или приобретенных товаров.
Отсутствие слаженной работы приводит к:
- неполному охвату информации о рынках торговли;
- не позволяет учесть потребности потребителей в той или иной сфере;
- искажению информации о структуре рынка, его развитии;
- необходимости проводить дополнительные исследования вторичной информации;
- необходимости выделения дополнительного времени на рассмотрение и подведение итогов по полученной информации и другое.
Данные отрицательные моменты могут привести к потере части потребительского рынка, к дополнительным затратам по выплате сверхурочных сотрудникам.
Отсутствие исследований качества выполненной работы связано с тем, что в данном случае не проводится анкетирование и опрос людей, принимающих результаты работ.
Все вопросы необходимо непосредственно принимать во внимание при модернизации или переоснащении модельного ряда выпускаемой продукции.
Исходя из приведенных недостатков можно предложить следующие направления совершенствования маркетинговых исследований в организации, которые в последующем помогут повысить конкурентоспособность организации:
1 В рамках отдела маркетинга создать группу, которая будет собирать и обрабатывать материалы, а затем проводить комплексный анализ. При этом поступление информации должно быть едино систематизирована.
Заключение
Курсовая работа на тему «Рыночная конъюнктура как объект маркетингового исследования» выполнена на материалах, предоставленных Узденским районным потребительским обществом.
Изучение методики оценки конъюнктуры рынка в рамках маркетингового исследования позволило установить, что конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам: динамика производства; динамика и структура спроса и предложения; состояние международной торговли, ее динамика, основные страны – экспортеры и послепродажного обслуживания и т. д.; динамика оптовых цен в ведущих странах – производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д. Таким образом, конъюнктуру рынка возможно проанализировать при помощи применения различных методик, выбор каждой из которых может различно повлиять на результат хозяйственной деятельности.
Анализ рыночной конъюнктуры на примере Узденского райпо позволил установить его экономическое положение и выявить основные тенденции и проблемы на торговом рынке.
На основании анализа экономических показателей деятельности Узденского районного потребительского общества за 2015-2016 гг. установлено следующее: Среднегодовая стоимость в 22017 г. увеличилась на 227 тыс. р. и составила 3 106 тыс. р. Выручка от реализации продукции в 2017 г. снизилась на 1 607 тыс. р. и составила 17 391 тыс. р. Себестоимость реализованной продукции в 2017 г. снизилась на 718 тыс. р. и составила 14 103 р. Снижение показателей себестоимости и выручки от реализации продукции оказали отрицательное влияние на величину прибыли и рентабельность реализованной продукции. В 2017 г. Узденское районное потребительское общество получило убыток от реализации в размере 398 тыс. р. Рентабельность продукции в 2017 г. снизилась до -0,03. Чистый убыток Узденского на 2017 г. составил -608т тыс. р., что на 209 тыс. р. больше, чем в 2015 г. За 2015-2016 г. значение коэффициента текущей ликвидности снизилось до 0,64 при нормативе 1 (для торговли). Снижение коэффициента означает ухудшение ситуации платежеспособности Узденского райпо. Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец года снизилось с -0,39 до -0,56. Следовательно, возможность погашения текущих обязательств снизилась. Структуру бухгалтерского баланса Узденского районного потребительского общества можно признать отрицательной. Таким образом, наблюдается значительное снижение практически всех значимых показателей в динамике за 2015-2016 гг., что свидетельствует об ухудшении финансового состояния. В целом, на основании изучения показателей можно сделать вывод, что Узденское районное потребительское общество в отчетном периоде сработало убыточно.
1 Артемьева, О. А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: Учебник для магистров / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2013. – 424 c.
2 Баранчеев, В. П. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий / В.П. Баранчеев // Маркетинг. – 2015. – № 5. с. 41-50.
3 Голубков, Е. П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 9-11.
4 Гужина, Г. Построение маркетингового управления / Г. Гужина // Промышленный маркетинг. – 2014. – № 2. – С. 13-17.
5 Дихтль, Е., Хёршген, Х. Практический маркетинг. – М.: Высшая школа, 2005. – 255 с.
6 Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л. А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
7 Ильичева, И. В. Маркетинговые технологии: учебно-методическое пособие / И. В. Ильичева. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 158 с.
8 Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 323 c.
9 Карпов, В. Н. Выбор целевого рынка / В.Н. Карпов // Маркетинг. – 2016. – № 3. – с. 61-71.
10 Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – с. 28–31.
11 Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2016. – 752 c.
12 Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. – 139 c.
13 Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
14 Основы маркетинга: Учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 292 с.
15 Промышленность Республики Беларусь 2016 г.: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск: Белстат, 2016. – 208 с.
16 Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
17 Романов, А. А. Маркетинг [Электронный ресурс] : Учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. - М.: Дашков и К, 2012. – 440 с.
18 Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
19 Сайт Узденского райпо [Электронный ресурс] / Узденское ра йпо. – Режим доступа: http://1info.by/card.php?firm_id=80299.
20 Сайт Дзержинского райпо [Электронный ресурс] / Дзержинское райпо. – Режим доступа: http://1info.by/card.php?firm_id=76103
21 Сайт Минского хлебозавода [Электронный ресурс] / Минский хлебозавод. – Режим доступа: https://www.minskhleb.by/.
22 Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 512 c.