Введение
1. Теоретические основы планирования ассортимента в магазине розничной торговли
1.1 Сущность ассортиментной политики
1.2 Технология планирования ассортимента
1.3 Основные этапы планирования ассортимента
2. Анализ ассортиментной политики магазина розничной торговли «5 копеек»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ЛайнТоргСервис»
2.2 Анализ материально-технической базы
3 Анализ ассортиментной политики магазина розничной торговли и пути её совершенствования
3.1 Анализ существующего товарного ассортимента
3.2 Аbc и xyz–анализы ассортимента продовольственного магазина «5 копеек»
3.3 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики магазина «5»копеек. Основные направления формирования ассортимента товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла товара
Заключение
Список использованных источников
Введение
Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговля бывает двух видов: оптовая – торговля товарами с последующей их перепродажей; розничная – это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг в конечное потребление. Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети, которая представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые функции (изучение покупательского спроса, формирование ассортимента, организация закупок товаров, оказание торговых услуг покупателям, реклама) и технологические (прием и хранение товаров; их производственная доработка – фасовка, упаковка, маркировка; перемещение, размещение и выкладка товаров внутри магазина; продажа товаров – предложение покупателям, помощь в выборе; выполнение расчетов с покупателями). Кроме того, розничные торговые предприятия выполняют ряд функций, связанных с оказанием покупателям дополнительных услуг – доставка купленных товаров, консультации специалистов о правилах пользования товарами и др.
1. Теоретические основы планирования ассортимента в магазине розничной торговли
1.1 Сущность ассортиментной политики
Ассортимент играет одну из важнейших ролей в маркетинговой стратегии предприятия. Ассортимент товара – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или совокупности признаков (назначению, цвету, размеру, сырью, способу производства и т.п.) и выпускаемых данным предприятием. Ассортиментная политика – наиболее важный из всех инструментов, с помощью которого предприятие работает на рынке. Задача ассортиментной политики заключается в том, чтобы в каждый момент набор товаров, предлагаемых предприятием, оптимально соответствовал нуждам потребителей по качественным характеристикам и количественным объемам. Рост объемов реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия. Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом. Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
2. Анализ ассортиментной политики магазина розничной торговли «5 копеек»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ЛайнТоргСервис»
Данная курсовая работа рассмотрена на примере магазина круглосуточного магазина «5 копеек». ООО «ЛайнТоргСервис» создано на неопределённый срок в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. ООО «ЛайнТоргСервис» зарегистрировано Гродненским райисполкомом 25.10.2001 г., согласно решению № 681 (УНП 590148563). ООО «ЛайнТоргСервис» действует на основании Устава. Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Форма собственности - частная. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица ООО «ЛайнТоргСервис» выдано Гродненским районным исполнительным комитетом 27 ноября 2015 г. И внесена запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации с регистрационным номером 590148563. Участниками ООО «ЛайнТоргСервис» являются: Гражданка Республики Беларусь Гриневецкая Наталья Иосифовна, Гражданин Республики Беларусь Каськевич Алексей Александрович.
3 Анализ ассортиментной политики магазина розничной торговли и пути её совершенствования
3.1 Анализ существующего товарного ассортимента
Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом товаров, так и ценами на них. В магазине «5 копеек» существует своя специфика предоставления товара. Особенность мерчендайзинга состоит в том, что выкладка продукции на полках осуществляется одновременно продавцом и мерчендайзером. Потому что, несмотря на то, продукция находиться в упаковке, работать с ней в непосредственном контакте могут только продавцы, имеющие санитарные книжки и все необходимые допуски. Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Относительным показателем полноты ассортимента является коэффициент полноты. Рассчитаем коэффициент полноты ассортимента продукции. Ассортиментный перечень (Приложение )
Заключение
Ассортиментная политика – наиболее важный из всех инструментов, с помощью которого предприятие работает на рынке. Задача ассортиментной политики заключается в том, чтобы в каждый момент набор товаров, предлагаемых предприятием, оптимально соответствовал нуждам потребителей по качественным характеристикам и количественным объемам. От правильного подобранного ассортимента во многом зависит прибыль предприятия. При переходе на новую продукцию важным этапом является планирование ассортимента, которое включает в себя 4 стадии: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад. При этом важно иметь в виду, что планирование ассортимента продукции - это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи. Анализ экономического состояния магазина показал, что наблюдается увеличение в 2017 году оборотных и необоротных активов на 49,79 и 11,84 тыс. руб. соответственно по сравнению с 2016 годом, что позволило расширить ассортимент продукции. В связи с этим в 2017 году возросла выручка от реализации на 25,8 тыс. руб. по сравнению с 2016 годом. Также стоит отметить, что из-за увеличения выручки и снижения прочих операционных расходов на 12 тыс. руб., возросла прибыль на 4,5 тыс. руб. и увеличилась рентабельность продаж на 0,09% в 2017 году по сравнению с 2016. Проанализировав существующий ассортимент товарной продукции магазина, видно, что полнота ассортимента удовлетворяет покупательский спрос, а его устойчивость способствует увеличению числа постоянных покупателей.
1 Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.
2 Акопян, Т. С. Совершенствование управления сбыта товаров и услуг и финансового контроля / Т. С. Акопян // Известия ТулГУ. Серия Экономические и юридические науки. — 2009. — № 1. — С. 146–154.
3 Амблер, Т. Практический маркетинг: учебник/ Т. Амблер — СПб.: Издательство «Питер», 2010. — 400 с.
4 Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ М.П. Афанасьев — М.: Издательский центр «Книга», 2010. — 304 с.
5 Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г.Л. Багиев — СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2010. — 240 с.
6 Баркан, Д. И. Управление продажами: учеб. / Д. И. Баркан — СПб.: Издат. дом С.– Петерб. гос. ун–та, 2009. — 908 с. (Высшая школа менеджмента СПбГУ)
7 Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
8 Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с.
9 Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика – 2–е издание, переработанное и дополнительное /Е. П. Голубков. – М. : Издательство «Финпресс», 2009. – 464 с.
10 Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры: учебник / Е.П. Голубков — М.: Дело, 2011. — 318 с.
11 Дихтль, Е. А. Практический маркетинг: учебное пособие / Е. А. Дихтль, С. М. Ервин, Х. В. Херагин — М.: Высшая школа, 2010. — 140 с.
12 Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие] / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 253 с.
13 Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.