Очерк как жанр телепублицистики Курсовая работа (проект)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Очерк как жанр телепублицистики»
по дисциплине: «Экранная культура»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Очерк как жанр телепублицистики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экранная культура
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
Глава 1. Телевизионный очерк: историко-теоретический аспект
1.1 генезис очерка
2.2 жанрологические особенности телеочерка
Глава 2. Художественная специфика телеочерка
2.1 выразительные возможности телевизионного очерка
2.2 авторская оценка в современном телевизионном очерке и ее средства выражения
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность курсовой работы
По мере развития телевизионной журналистики в системе жанров, составляющих ее структуру, происходят постоянные изменения, вызванные историческими причинами. Вопрос о жанрах имеет огромное значение, но сами жанры ‒ явление подвижное, важное именно своей подвижностью.
Современный период общественной жизни характерен новой «перегруппировкой» жанров: увеличением роли одних и известным ослаблением значения других. Пристальное внимание к человеку, его духовному миру, к разным аспектам проблем общественной жизни привели к естественному возрастанию значения художественной публицистики и, в первую очередь, жанра очерка, который в наши дни вновь обретает и художественную завершенность и содержательную, социальную значимость.
Все возрастающее значение очерка в жанровой структуре экранной публицистики определяет интерес к теории жанра и настоятельно требует ее дальнейшего углубления. Потребности практики диктуют необходимость исследования новых тенденций в развитии жанра, с одной стороны, а с другой – выявления постоянно действующих, закономерных факторов этого развития. Следует отметить, что в то время, как о литературном очерке написано множество статей и несколько фундаментальных работ, очерк на экране остается предметом очень небольшого числа специальных исследований [20]. Телевизионная художественная публицистика, насыщенная изобразительными средствами и выразительными возможностями, представляет для исследователей немалый интерес. В данной работе исследуется очерк как важнейший жанр художественной публицистики.
Многочисленность и многообразие видов телевизионного очерка, находящихся в постоянном взаимодействии, многотипные и многослойные боковые ответвления, эластичность, изменчивость контуров жанра и его разновидностей ‒ все это усложняет определение границ очерка. Совершенно очевидно, что успех в этом направлении ожидает тех исследователей, которые подойдут к рассмотрению жанра всесторонне, как к структуре, состоящей из комплекса взаимосвязанных элементов. Жанр как эстетическая и содержательная категория требует изучения не только таких компонентов, как функция, предмет, содержание, метод, но и всех формообразующих элементов, всей системы изобразительных средств и способов словесного творчества.
Цель курсовой работы – выявить художественную специфику телеочерка.
Глава 1. Телевизионный очерк: историко-теоретический аспект
1.1 Генезис очерка
Путь, пройденный очерком в экранной модификации жанра, во многом аналогичен пути развития очерка литературного. До середины 1920-х гг. на документальном экране безраздельно господствовала хроника, т.е. информационные жанры публицистики [20].
Слово «очерк», которым обозначаются тексты определенного типа, по мнению ряда ученых, было придумано писателем А.М. Горьким. Он якобы произвел его от глагола «очерчивать» (т. е. описывать определенный круг явлений, проблем). Сам же тип публикаций, которые называют «очерками», существовал и до М. Горького. Вместе с тем точного ответа на вопрос о том, где зародился очерк, нет. Историк и философ В.А. Алексеев считает, что в мировой журналистике первые прообразы очерка появились в Англии в XVIII в. Журналисты Ричард Стил и Джозеы Аддисон, печатавшиеся в журналах «Spectator» и «ТаШег» («Зритель» и «Болтун, издававшихся в 1709–1712 гг.), впервые опубликовали похождения Иосифа Бикерстафа. Это были бытовые, нравоописательные сценки лондонской жизни того времени. Похождения отдельной личности становятся объектом литературного и журналистского описания. В первой трети XIX в. в очерковом жанре писали такие известные писатели, как Л. Берне, Г. Гейне, В. Гете и другие. Среди родоначальников российского очерка исследователи журналистики называют имена В.Г. Короленко, А.П. Чехова, Г.И. Успенского, Н.В. Успенского и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например, М. Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие [3].
«Роль родоначальника телеочерка выполняет малая форма эпической литературы – очерк, главными жанровыми особенностями которого выступают: более развитая категория описательного изображения (относительно других форм) и отсутствие быстро развивающегося конфликта» [15, с. 374]. Эти два компонента придают данной форме специфику полухудожественного-полудокументального жанра, в котором дается описание жизни реального человека (группы лиц) или фактического события (проблемы).
Глава 2. Художественная специфика телеочерка
2.1 Выразительные возможности телевизионного очерка
Экранное изображение обладает высоким коэффициентом достоверности, поскольку оно всегда конкретно. Документальность телевизионного очерка наглядна. Однако при его создании возникают специфические трудности, которых не знает очеркист-литератор. Эти трудности состоят не только в том, что автору приходится учитывать технические средства воплощения замысла (он должен знать возможности видеокамеры, особенности синхронной съемки, учитывать закономерности сочетания слова и изображения и многое др.). Вопрос сложнее. «Очерк ‒ отображение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литератур¬ного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже совершившихся событий, т.е. изображения прошедшего» [13, с. 211]. Не умея решить этого противоречия, документалисты нередко прибегают к методу воссоздания событий, тех или иных ситуаций. Но для того, чтобы на экране возникло не бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуется незаурядное мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательно ‒ соблюдение чувства меры, художественного такта. Иначе неизбежна фальшь.
К сожалению, на практике героев иногда принуждают играть перед камерой самих себя, да еще при этом восстанавливать ситуацию, имевшую место в прошлом, что неизбежно приводит к театрализации, искусственности. Инсценировка, загримированная под жизнь, противопоказана телевизионному экрану, уничтожает его документальную природу. Профессионалы обычно прибегают к средствам иного порядка: стараются раскрыть внутренний мир человека, проследить мотивы и логику его поступков через внешне выраженное действие, сопровождаемое авторским комментарием. При этом важны не столько прямые, конкретные действия, поступки, ситуации, сколько отраженные, ассоциативные детали, косвенно характеризующие события прошлого времени, его побудительные причины.
В связи с этим возникает вопрос о праве автора на вымысел (чаще употребляют более острожное выражение ‒ домысел). Здесь нет однозначного ответа, но при всем разнообразии творческих решений границы авторского домысла в очерковом жанре все же определены реальным ходом событий. Домысел, таким образом, может служить одним из приемов воссоздания подлинных фактов, но границы его использования должны четко осознаваться авторам.
Заключение
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. В ходе работы отмечено, что очерк и в литературе, и в кино, и в телевидении обладает рядом общих признаков. Очерк ‒ небольшое по объему художественно-публицистическое произведение, в котором единичное в типическом образе очевидно преобладает над общим. В очерке рассматривается проблема, анализируется судьба или характер, или поступки человека, явление или ситуация в их связи с социальными мотивами. Автор отчетливо высказывает свое отношение к изображаемому.
Постепенно среди прочих жанров кинопублицистики очерк занимает особое место, ибо он более всего мог отвечать требованию времени: рассказать о новом человеке нового государства. Происходит процесс, аналогичный тому, который происходил в литературе. Эволюция телеочерка состоит, прежде всего, в том, что человек показывается все более многогранно. Для кинопублицистики, очерка в частности, делается доступным внутренний мир, психология человека. Именно по этой причине особое значение обретает экранный портрет.
2. При классификации очерков исследователи предлагают делить их на: путевые, исследовательские и портретные. Внешнюю основу путевых очерков составляет путешествие, поездка автора. Однако стоит отметить, что «чистых» видов очерков не бывает, и путевой очерк не представляет в этом смысле исключения. Он может быть близок и к исследовательскому очерку, и к портретному.
Второй вид очерков ‒ исследовательский. Это название достаточно точно позволяет очертить многочисленную группу произведений, рассматриваемого жанра. Имеются ввиду те, в которых автор ставит вопросы производства, науки, школы, искусств, разных сторон общественной жизни, отношений людей.
Наиболее многочисленный вид очерков ‒ портретные. Некоторые исследователи выделяют их в самостоятельный жанр. Большинство придерживается иной точки зрения, высказанной М. Андрониковой: в живописи портрет ‒ самостоятельный жанр, в кино и телевидении самостоятельным жанром он не стал. Однако, увеличение количества портретных фильмов-очерков и эскизов может, как мы полагаем, привести в будущем к тому, что они обретут устойчивые черты самостоятельного жанра.
1. Алексеев, В.А. Русский советский очерк / В. А. Алексеев. ‒ Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. ‒ 120 с.
2. Анохин, А.И. Язык и стиль телевизионного очерка [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://knigi.link/uchebniki-jurnalistika/yazyik-stil-televizionnogo-ocherka-anohin-5033.html.
3. Бабенко, В.А. Эволюция жанра путевой очерк в документальной телепублицистике / В.А. Бабенко. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа https://research-journal.org/languages/evolyuciya-zhanra-putevoj-ocherk-v-dokumentalnoj-telepublicistike/.
4. Бляхер, Л. Е. Портретный очерк в структуре жанров современной тележурналистики / Л.Е. Бляхер // «Ученые заметки ТОГУ». ‒ 2016. ‒Том 7. ‒ № 3(2). ‒ С. 73-78.
5. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. ‒ М.: Едиториал УРСС, 2002. ‒ 280 с.
6. Воронцова, Т.А. Теория и практика речевой коммуникации / Т.А. Воронцова. ‒ Ижевск: УдГУ; Удмуртский университет, 2009. ‒ 55 с.
7. Гулевич, О.А. Психология коммуникации / О.А. Гулевич. ‒ М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. ‒ 384 с.
8. Дикун, В.М. Реальная практика СМИ в области портретных телеочерков / В.М. Дикун. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/47963/1/journ_student-2017_049.pdf.
9. Егоров, В.Н. Системный подход к разработке содержания профессиональной жанровой подготовки в области тележурналистики / В.Н. Егоров // Электронная журналистика: стратегии повышения качества журналистского образования: коллективная монография / под науч. ред. Е. С. Дорощук. ‒ Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. ‒ Разд. I, гл. 2. ‒ С. 43-87.
10. Жанры телевизионной журналистики / Allbest. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/journalism/2c0a65635a2bd78b0.html.
11. История телеочерка: СССР и рубеж веков. От очерка до телеочерка [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://vikidalka.ru/2-72766.html.
12. Калачинский, А.В. Аргументация публицистического текста / А.В. Калачинский. ‒ Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. ‒ 119 с.
13. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. – СПб.: Издательство Михайлова. 2001. – 320 с.
14. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. ‒ СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004 (ОАО Техническая книга). ‒ 335 с.
15. Ким, М.Н. Основы творческой деятельности журналиста / М.Н. Ким. ‒ СПб, 2011. ‒ 400 с.
16. Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учеб. для студ. вузов, обуч. спец. «Журналистика» / редкол.: Г.В, Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. ‒ 5-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. ‒ 366 с.
17. Лукьянова, Н.А. О соотношении понятий экспрессивность, эмоциональность, оценочность / Н.А. Лукьянова // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. ‒ 1976. ‒ Вып.5. ‒ С.20-32.
18. Маслова, Н.Р. Очерк как публицистическая форма / Н.Р. Маслова. ‒ М.: МЫСЛЬ, 2007. ‒ 158 с.
19. Методика создания путевого телевизионного очерка на региональном ТВ на примере работ Галины Белоусовой. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа http://www.work5.ru/gotovye-raboty/79351.
20. Никулина, Г.Ю. Телевизионный очерк. Жанровые признаки и тенденции развития: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.01.10. ) / Г.Ю. Никулина. ‒ Москва, 1975. ‒ 18 с. [Электронный ресурс]. ‒ 2014. ‒ Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/televizionnyi-ocherkzhanrovye-priznaki-i-tendentsii-razvitiya.
21. Очерк как художественный жанр телепублицистики / Инфоурок. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/ocherk-kak-zhanr-publicistiki-696248.html.
22. Очерк [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа http://lawbooks.news/televizionnaya-jurnalistika_871/ocherk-39427.html.
23. Пархоменко, И.В. Очерковый компонент телевизионного эфира / И.В. Пархоменко // Ученые записки Казанского университета. – 2015. – Том 157 (4). – С. 112-117.
24. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. – 8-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 351 с.
25. Смирнов, В.В. Актуальные проблемы журналистики / В.В. Смирнов. – Ростов-на-Дону.: Старые русские, 2000. – 120 с.
26. Трипольская, Т.А. Эмотивно-оценочная лексика в антропоцентрическом аспекте: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.02.01/ Т.А Трипольская. ‒ СПб., 1999. ‒ 37 с.
27. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. «Журналистика» / В.Л. Цвик, ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. ‒ 495 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты