Введение
1. Экономическая сущность мотивации труда на предприятиях с различной рыночной экономикой
1.1. Сущность и содержание мотивации
1.2. Основные методы мотивации
2. Анализ и оценка мотивации труда в ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»
2.2. Анализ кадрового потенциала ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»
2.3. Оценка эффективности мотивации в организации
3. Основные направления совершенствования мотивации труда в ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»
3.1. Проблема совершенствования организации и мотивации труда в целях повышения эффективности труда работников предприятия
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном деловом мире коммерческий успех любой организации, в том числе и автомобильного транспорта, далеко не в последнюю очередь зависит от того, в какой степени работники могут реализовать свой профессиональный потенциал. А степень реализации этого труда во многом зависит от уровня мотивации труда коллектива той или иной организации в целом и каждого работника персонально.
По большому счету суть мотивации труда состоит в том, чтобы руководитель имел возможность давать работника то, что они больше всего хотят получить от выполняемой работы или оказываемо услуги. И чем полнее руководитель сможет удовлетворить их пожелания, тем больше шансов у такого руководителя получить то, что данной организации нужно: производительность труда на достойном уровне, высокое качество выпускаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Это, в конечном счете, дает возможность быть конкурентоспособным на рынке товаров и услуг, максимизировать прибыль и рентабельность.
К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний момент немногие организации в Республике Беларусь могут похвастаться эффективной системой мотивации труда персонала. Нестабильное положение белорусской экономики, жесткая конкурентная борьба приводят к тому, что традиционные способы мотивирования сотрудников не соответствуют реалиям современности. Для большинства жителей Беларуси труд перестал быть источником положительных эмоций. В сложившейся ситуации трудно вести речь о высокопроизводительном и результативном труде, о развитии инициативы и творческих способностей работников – иными словами, о высоком уровне внутренней мотивации и положительном отношении к труду.
Персонал предпочитает иметь спокойную стабильную работу с гарантированной заработной платой, чем интенсивную временную (сезонную) работу с высоким заработком.
Не смотря на это, на рынке труда появляются работники с хорошей нравственной основой и пониманием труда, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием. Именно для такой возрастающей категории работников нужно создавать и развивать новые принципы мотивации, порождающие труд персонала ради чего-то большего, чем просто ради денег. Исходя их этого, главный путь к повышению эффективности работы предприятия – понимание и сближение целей работодателя и работника.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С РАЗЛИЧНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
1.1. Сущность и содержание мотивации
Мотивация – это род управленческого воздействия на работников в целях побуждения их к деятельности для достижения целей организации [17, с. 87]. Иными словами, мотивация – совокупность стимулирующих факторов, способствующих повышению активности персонала в процессе трудовой деятельности.
По мнению Белкиной В.М., система мотивации выступает основным связующим звеном между целями организации и целями работников [8, с. 44]. При разработке правильной системы мотивации сотрудников происходит повышение продуктивности труда, так как сформированная внутренняя мотивация положительно влияет на деятельность специалистов в 89 % ситуаций и как следствие возрастает прибыльность предприятия [8, с. 45].
Основная функция мотивации состоит в том, что она оказывает прямое влияние на поведение сотрудников организации и формирует у них побудительные мотивы к эффективному и высокопроизводительному труду. Продуманная мотивация активизирует трудовую деятельность работников, повышает эффективность всей системы управления персоналом.
Особая роль мотивации в системе управления персоналом обусловлена тем, что использование самых современных разработок, привлечение новейших технологий принесут нулевой результат, если сотрудники организации не будут стремиться своим трудом способствовать достижению целей организации и выполнению ею своей миссии. Готовность и желание человека качественно выполнять свою работу относятся к основным факторам успеха функционирования организации [20, с. 38].
Система мотивации создается для того, чтобы у работника появились стремление результативно работать. Если управленческому персоналу удается сформировать у сотрудников высокий уровень внутренней мотивации к труду, это приводит к тому, что человек удовлетворен своим трудом, получает от него радость, труд становится для него способом самореализации и средством самовыражения. Как правило, уровень рабочей дисциплины в такой организации характеризуется малым количеством прогулов, больничных листов и низкой текучестью кадров.
Общепризнанной является точка зрения, согласно которой мотивация является движущей силой человеческого поведения, в основе её лежит взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ ТРУДА В ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»
Автобусный парк является основным перевозчиком в г Барновичи, Барановичском и Ляховичском районах, а для ОАО «Брестоблавтотранс» - одним из пассажирообразующих предприятий.
ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» является стабильно работающим предприятием, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей населения в перевозках, наращивание объема услуг, обеспечение прибыльной работы и повышение благосостояния работников.
В различных социально – экономических условиях на протяжении многих лет производственно – хозяйственная деятельность Общества характеризуется:
- стабильностью и постоянством;
- высоким уровнем выполнения рейсов (99,99%);
- развитием прочих видов работ и услуг, что позволяет иметь доходы от сторонней деятельности:
Прочие виды работ и услуг, оказываемых ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»:
- техническое обслуживание и ремонт автобусов;
- диагностика и ремонт электронных систем управления (СТО);
- деятельность рынка;
- услуги столовой;
- услуги по предрейсовому осмотру транспорта;
- услуги по предрейсовому медицинскому освидетельствованию водителей;
- услуги по размещению рекламы;
- услуги камеры хранения;
- туристические услуги;
- перевозка грузов в международном сообщении.
ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» задействовано в решении социально – экономических программ города, Барановичского и Ляховичского районов, поэтому дальнейшее развитие и совершенствование деятельности предприятия послужит рычагом дальнейшего благосостояния населения города, района, области.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»
3.1. Проблема совершенствования организации и мотивации труда в целях повышения эффективности труда работников предприятия
Анализ существующей системы мотивации показал необходимость совершенствования инструментов нематериальной мотивации, так как различные виды нематериального стимулирования существуют в организации разрозненно. Новая система мотивации будет способствовать организационной лояльности, преданности общему делу, ответственности и как следствие желанию работать с большей отдачей.
В соответствии с этим необходимо:
- постоянно улучшать сферу профессиональной деятельности работника;
- расширить социальный пакет с учетом возможностей предприятия и предоставить выбор подходящих льгот для сотрудника;
- улучшить качество мероприятий по досугу персонала;
- дать возможность воплощать творческие начинания работников, направленные на повышение эффективности труда;
- планировать карьерный рост. В совершенствовании системы мотивации необходимо сделать упор на инструменты нематериальной мотивации.
Коллектив ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» нуждается в корпоративных праздниках, спортивных мероприятиях и культурно- развлекательных мероприятиях, более широком признании заслуг.
В связи с этим необходимо разработать мероприятия по повышению эффективности мотивации трудовой деятельности в системе управления персоналом в ОАО «Автобусный парк г. Барановичи». В отличие от системы премирования, активизирующей в работнике стремление к качественному выполнению его основной и обязательной функции, система нематериальной мотивации должна быть направлена на повышение лояльности к организации, мотивации к успеху, а также на формирование в сотрудниках креативных качеств и инициативности.
В таблице 3.1 приведены предложения по внедрению нематериального стимулирования сотрудников в ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время актуальность проблемы создания эффективной модели системы мотивации персонала не вызывает сомнений. Это объясняется тем, что без мотивации трудящегося не представляется возможным нормальное развитие предприятия, фирмы, организации. Используя наиболее современные и передовые методы стимулирования можно достичь существенного улучшения качества работы компании. Работники будут качественнее выполнять работу, возрастет общая производительность компании, квалификационная подготовка кадров, понизится текучесть работников. В данный момент человеческий фактор – это один из наиболее важных факторов производства и работы предприятия, поэтому нужно правильно мотивировать и стимулировать персонал.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и соответственно целей организации. Выделяют следующие разновидности мотивов к труду: стадность (потребность быть в коллективе), мотив личного самоутверждения, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.), мотив справедливости и мотив состязательности. Управление персоналом является разнообразной деятельностью линейных руководителей и функциональных служб, определенных подразделений, которая направлена в первую очередь на достижение поставленных целей, а так же решение стратегически важных задач и развитие организации в целом, с учетом самого эффективного использования трудового потенциала работников организации. Модернизация системы управления персоналом производится с учетом направления организации, размера, отрасли и ее местонахождения. Необходимо совершенствовать систему управления персоналом, которая основывается на принципах системности. Один из самых трудоемких процессов в менеджменте организации является управление персоналом, влияющий на налаженность и эффективность работы организации. Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения: административные, экономические и социально-психологические методы. Организационно-стабилизирующие методы (законы, постановления, уставы, правила, государственные стандарты и т.п.) – это правовые нормы и акты, которые одобрены органами власти для обязательного исполнения. При определении их состава и содержания употребляются научные подходы к менеджменту, а трудовые акты должны быть объединены в систему. Экономические методы мотивации предполагают стимулирование работников в виде материальной составляющей.
1 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2 Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь/ под общ. ред. Василевича Г.А. – Мн.: Амалфея, 2018.
3 Авдеев, В. В. Управление персоналом: технология формирование команды: учеб, пособие для вузов / В.В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2015. - 543 с.
4 Баженова, Е.В. Мотивация и стимулирование на пути к успеху фирмы: научно-популярная литература / Е. В. Баженова. – М.: Сова, 2015. – 191 с.
5 Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник / Т.Ю. Базаров. –М.:Банки и биржи, 2015. – 342 с.
6 Балашов, Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования / Ю.К. Балашов // Кадры предприятия. 2015. – № 7. – С.56-57.
7 Баранова, Г.И. Модели управления персоналом: учеб. пособие / Г.И. Тихиня. – Иркутск: ИГЭА, 2016. – 263 с.
8 Белкина, В.М. Мотивы и стимулы труда/ В.М. Белкина // Социальная защита. – 2015. – № 8. – С. 43-45.
9 Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие для вызов. – Мн.: Интерпрессервис, 2015. – 352 с.
10 Бурмистров, А.Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? / А.Н. Бурмистров // Управление персоналом. – 2015. – № 7. – С. 48-49.
11 Верхолазенко, В.Л. Система мотивации/ В.Л. Верхолазенко // Консультант директора. – 2015. – № 4. – С.37-38.
12 Генкин, Б.М. Мотивация и организация эффективной работы: (теория и практика): [монография] / Б. М. Генкин. – М.: Норма: Инфра-М, 2016. – 351 с.
13 Долгина, Е.С. Концепции мотивации персонала: содержательные и процессуальные теории / Долгина Е. С., Васильева Е. В. // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – С. 387–390.
14 Егоршин, А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 378 c.
15 Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. теория и практика. учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 398 c.
16 Лобанова, Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Н. Лобанова. –Люберцы: Юрайт, 2016. – 482 c.
17 Любицкая, В.А. Развитие мотивации труда персонала на основе индивидуализации инструментов стимулирования: монография / В.А. Любицкая, В.А. Бородин; Алтайский гос. технический ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлГТУ, 2014. – 155 с.
18 Макурова, Ж. Практические советы по мотивации персонала в организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hrdir.ru/prakticheskie-sovety-po-motivacii-personala-v-kompanii. – Дата доступа:
19 Митрофанова, Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева; Под ред. А.Я. Кибанов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 524 c.
20 Одегов, Ю.Г. Мотивация трудовой деятельности / Ю.Г. Одегов, А.А. Федченко. – М.: Альфа-Пресс, 2015. – 336 c.
21 Тозик, А.А. Пути повышения мотивации труда работников автотранспортных предприятий в новых условиях хозяйствования / А.А. Тозик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/37886/Puti_povysheniya_motivacii_truda_rabotnikov_avtotransportnyh_predpriyatij_v_novyh_usloviyah_hozyajstvovaniya.pdf?sequence=1&isAllowed=y /. – Дата доступа:
22 Родионова, Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Родионова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 279 с.
23 Соломанидина, Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник и практикум. 3-е изд., пер. и доп. / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 323 c.
24 Шапиро, С. Мотивация и стимулирование персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://syntone.ru/book/motivatsiya-i-stimulirovanie-personala/. – Дата доступа: