Введение
Глава 1 Теоретические основы малого и среднего предпринимательства
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства
1.2 Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны
Глава 2 Анализ малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
2.1 Основные этапы становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
2.2 Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Глава 3 Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательская деятельность является важнейшим ресурсом устойчивого роста экономики.
В последнее время наблюдается рост малого и среднего предпринимательства, под которым признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. При этом на масштаб производства на современном этапе развития экономики влияют многие факторы и условия – экономические, социальные и правовые. В современных условиях развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономики страны.
Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП Республики Беларусь за 2017 год составил 24,7%, в том числе доля малого бизнеса составила 14,9 %, среднего – 6,7 %, ИП – 3,1 %.
Актуальность темы курсовой работы обусловлено тем, что успешное функционирование малых и средних организаций создает благоприятные условия для оздоровления экономики, что обусловлено развитием конкуренции, повышением экспортного потенциала; лучшим использованием местных сырьевых ресурсов, созданием дополнительных рабочих мест, что является особо важным в современных условиях, когда наблюдается рост безработицы. Большое значение имеет способность малых и средних организаций расширять сферу приложения труда в сельской местности, создавать новые возможности не только для трудоустройства в сельских районах, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения.
Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство.
Предмет исследования – государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства
Важной тенденцией экономики во второй половине 20 в. явилась ее структурная перестройка в направлении массового развития малых и средних предприятий. Благодаря созданию доступных условий для включения населения в экономическую деятельность во многих странах были достигнуты устойчивое экономическое развитие, высокий социальный уровень и политическая стабильность. В ряде европейских государств сформировался особый тип экономики, в котором доминирует малый бизнес.
Малое предприятие представляет собой предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, в основном рисковой (производственной, торговой, научной и т.д.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью получения дохода.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» субъекты малого и среднего предпринимательства включает [13]:
1) субъекты малого предпринимательства
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно;
2) субъекты среднего предпринимательства
- зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные этапы становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Неотъемлемым условием эффективного развития практически любой страны является существование частного бизнеса, основу которого составляют малые предприятия. Так, в развитых странах их удельный вес в общем числе организаций составляет порядка 95-97 %, а доля в ВВП достигает 50 %.
Доля малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь – это около 24 % валового внутреннего продукта, 40 % выручки от реализации продукции, 37 % инвестиций в основной капитал, 28,5 % налоговых поступлений, 42 % объема внешней торговли. В сфере малого и среднего бизнеса в настоящее время работает более 30 % занятого населения. Эти данные свидетельствуют о значительном вкладе малого и среднего бизнеса в экономику страны.
Развитие малого бизнеса в каждой стране осуществлялось по-разному, но во всех случаях массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, играло важную стабилизирующую роль как в экономической, так и социальной сфере.
История белорусского предпринимательства началась в XIX в., когда Беларусь являлась частью Российской Империи В это время возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Несмотря на бурный процесс концентрации производства, мелкая промышленность играла значительную роль. По численности рабочих она в 1908-1910гг. она почти в два раза превосходила крупную. Крупная промышленность специализировалась на выработке полуфабрикатов, в то время как потребности населения в готовых изделиях чаще всего удовлетворяло мелкое производство. Помимо этого, мелкие предприниматели действовали в тех звеньях производственного процесса, где требовалось изготовление сложных изделий в небольшом количестве. Такое относительное процветание мелкой промышленности было отчасти результатом льготного налогообложения, а также освобождения от налоговых выплат, которое практиковалось государством на протяжении длительного периода времени.
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь.
Создание максимально благоприятных условий для формирования и функционирования предпринимательской среды выдвигается в разряд важнейших национальных приоритетов, и предусмотрено в законах для бизнеса.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь находится на этапе становления, поскольку существуют некоторые препятствия для его динамического развития, основными причинами которого выступают:
- отсутствие достаточного ресурсного обеспечения,
- налоговое давление,
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки предпринимательства,
- трудности с поставщиками и покупателями.
Развитие малого и среднего предпринимательства сдерживается специфическими внутренними проблемам функционирования и развития малого бизнеса как такового:
- финансового характера – нехватка собственных оборотных средств и средств для развития;
- производственного характера – недостаток производственных мощностей и помещений, устаревшее оборудование и технологии;
- кадрового характера – нехватка как квалифицированных сотрудников, так и средств для привлечения качественного персонала;
- менеджмента – отсутствие перспективных бизнес-идей, сложность поиска рыночной ниши, неэффективное управление бизнесом.
В настоящее время в Республике Беларусь уделяется большое внимание проблемам развития и формирования устойчивых и целесообразных механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства как основы развития конкуренции. Необходимо отметить, что происходит реализация планомерного и последовательного процесса изменения правил ведения бизнеса, направленного на совершенствование делового климата и повышение инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь. Устойчивое развитие бизнеса требует создания благоприятных внешних условий для его функционирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Неотъемлемым условием эффективного развития практически любой страны является существование частного бизнеса, основу которого составляют малые и средние предприятия.
Одной из характерных черт современных условий хозяйствования экономически развитых стран является увеличение количества малых и средних предприятий. К основным преимуществам малого и среднего предпринимательства относятся мобильность (быстрая реакция на колебания потребительского спроса и изменения рыночной конъюнктуры делает их незаменимыми в сфере развития научно-технического прогресса), способность оказывать влияние практически на все сферы рынка через диверсификацию хозяйственной системы, что повышает экономическую стабильность страны, высокая скорость оборота ресурсов (в данном секторе содействие занятости населения позволяет решать проблему безработицы).
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости и экономического роста.
Малое и среднее предпринимательство играет весомую роль в народнохозяйственном комплексе любого региона и всей страны в целом. Оно представляет собой сложное социально-экономическое явление и обладает количественными и качественными характеристиками.
За последние несколько лет наблюдается количественный рост и усиление роли в экономике Республики Беларусь сектора малого и среднего предпринимательства.
Количество организаций малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь в целом за 2017 г. увеличилось на 2589 ед. и составило на 1 января 2018 года 109971 ед. Увеличение произошло за счет малых и микроорганизаций (увеличилось на 2659 ед. или 2,5 %). Количество средних организаций в 2017 г. уменьшилось на 70 ед. или 3,0 %).
Малый и средний бизнес распределен по территории Беларуси неравномерно. Более высокая степень его концентрации отмечается в столице и крупных городах. Основная причина такого положения заключается в том, что в столице и крупных городах более развита инфраструктура, способствующая развитию малого и среднего предпринимательства, более высокий уровень доходов и выше покупательский спрос. На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения индивидуальных предпринимателей на территории республики.
1. Базылева, М.Н. Предпринимательство и трудовые отношения в «новой экономике»: монография / М.Н. Базылева, В.И. Довнар. – Минск: Мисанта, 2007. – 203 с.
2. Балашевич, М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. — Минск: БГЭУ, 2012. — 335 с.
3. Бусыгин, А.В. Предпринимательство: учебник / А.В. Бусыгин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 608 c.
4. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 520 с.
5. Забродская, Н.Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства: учеб. пособие / Н.Г. Забродская, В.М. Круглик. — Минск: Амалфея, 2013. — 288 с.
6. Зазерская, В.В. Малые и средние предприятия: развитие и состояние / В.В. Зазерская, Л. Вэй // Вестник БГТУ. — 2013. — № 3. — С. 98—101.
7. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: практ. пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 446 c.
8. Кузьмина, Е.Е. Организация предпринимательской деятельности / Е.Е. Кузьмина, Л.П. Кузьмина. – М.: Юрайт, 2012. – 480 c.
9. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. – Минск: Нац. Стат. комитет, 2018. – 195 с.
10. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. – Минск: Нац. Стат. комитет, 2017. – 197 с.
11. Наумов, В.Н. Основы предпринимательской деятельности: учебник / В.Н. Наумов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 313 с.
12. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 28 мая 1991 г., № 813-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007 № 300-З // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа:
13. О поддержке малого и среднего предпринимательства; Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 148-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.07.2013 № 57-З // // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа:
14. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 7 мая 2012 г., № 6: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 11.09.2013 № 5 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа:
15. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 июня 2005 г., № 285: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 16.05.2014 № 222 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа:
16. О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 сент. 2009 г., № 477: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 22.06.2010 № 317 // // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа:
17. О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 дек. 2007 г., № 685 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа:
18. Попков, В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: учеб. пособие / В.П. Попков, Е.В. Евстафиева. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
19. Сенченко, М.Г. Государственная политика Республики Беларусь в сфере развития малых инновационных предприятий / М.Г. Сенченко // Новая экономика. — 2014. — № 1(63). — С. 137—142.
20. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 420 c.
21.Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л.Н. Череданова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 224 c.