Введение
Глава 1. Теоретические основы социокультурной адаптации студенческой молодежи в условиях студенческого общежития
1.1 Факторы и условия адаптации студентов-первокурсников в вузе
1.2 Проблемы адаптации студентов к общежитию
Глава 2. Специфика социокультурной адаптации студентов в условиях студенческого общежития
2.1 Роль куратора в адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе
2.2 Программы, способствующие сокращению периода адаптации студентов в условиях студенческого общежития
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальной проблемой обучения в современном ВУЗе является адаптация студентов первого курса. Студенты первого курса – вчерашние школьники, столкнувшиеся с определенными трудностями, такими как начало занятий, отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания. Так в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляя ученика работать регулярно.
Глава 1. Теоретические основы социокультурной адаптации студенческой молодежи в условиях студенческого общежития.
1.1 Факторы и условия адаптации студентов-первокурсников в вузе.
Понятие адаптации в психологии принято рассматривать в связи с целенаправленной перестройкой психики индивида под влиянием объективно существующих факторов внешней среды, способствующей к равновесию личностного функционирования в системе различных отношений. По определению А.А. Налчаджян, адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды [10, с. 113].
В работе А.А. Реана адаптация рассматривается как взаимодействие личности со средой, имеющее следующие характеристики:
осознание необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой путем овладения новыми способами поведения и жизнедеятельности;
приспособление, которое рассматривается и как процесс, и как результат, деятельности личности в отношении к изменившимся (или меняющимся) условиям социальной среды. Становление новых приспособительных механизмов направлено на гармонизацию взаимодействия личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности [13, с. 64].
Адаптация студентов к обучению в вузе представляет собой процесс, который при благоприятном течении приводит личность студента к состоянию адаптированности. Под адаптированностью понимается способность вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности на основе присущих человеку качеств.
Глава 2. Специфика социокультурной адаптации студентов в условиях студенческого общежития.
2.1 Роль куратора в адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе.
Наиболее значительными в период адаптации являются трудности студентов в освоении новой системы обучения, которая значительно отличается от школьной, недостаточная подготовленность в школе.
В вузе вчерашний школьник должен привыкнуть к более длительному уроку (лекции) и к тому, как преподаватели читают лекции, научиться конспектировать учебный материал, самостоятельно работать с учебной литературой, выполняя многочисленные задания. Большое влияние на успехи в учебе оказывают регулярные занятия.
Учитывая это, куратор учебной группы должен научить первокурсников учиться в вузе, убедить их в необходимости систематической учебы, помочь в организации самостоятельной работы по расширению и углублению своих знаний, привить «культ учебы» в студенческой группе.
Немаловажным является систематический контроль куратором текущей успеваемости студентов путем беседы с преподавателями-предметниками, выяснение причины отставания отдельных студентов, своевременная помощь им в усвоении учебного материала.
Большое значение имеет участие куратора в психологической подготовке студентов к экзаменационной сессии. Первая сессия для первокурсника – это стресс, надо умело подбодрить студента, вселить уверенность в успехе. При этом не лишней будет беседа психолога в студенческой группе.
Заключение.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что студенты первого курса в процессе адаптации испытывают ряд социально-психологических проблем: трудности вхождения в студенческий коллектив, смена условий жизни, трудности организации учебной деятельности, негативные эмоциональные состояния. Студенты первого курса должны привыкнуть к новому окружению, требованиям учебного поведения, к новым условиям жизни, потому у них часто возникают трудности организации учебы быта, продуктивного обучения, общения с однокурсниками. Перемена условий жизнедеятельности в период адаптации к вузу и неспособность личности студента изменять свои характеристики в соответствии со средой может оказывать негативное влияние на личность и поведение студентов. Адаптация студентов к обучению в вузе обусловливает необходимость использования студентами стратегии преодоления трудностей ситуации, которые могут быть как конструктивными, так и деструктивными.
Полноценное становление социально компетентной личности возможно лишь при реализации всех направлений воспитательной работы, проводимой в высшем учебном заведении, в его общежитиях. Исследование позволяет заключить, что то внимание, которое уделяется воспитательному потенциалу общежития, сегодня не может облегчить реализацию высшей задачи вуза – становление социально компетентной личности студента. И, следовательно, необходима целенаправленная работа для решения поставленной задачи – по-настоящему воспитывающей функции студенческого общежития.
1. Анонова, С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе / С.И. Анонова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 5. – С. 43–48.
2. Бережнова, О.В. Социально-психологические проблемы молодежи в процессе адаптации к обучению в вузе / О.В. Бережнова // Альманах современной науки и образования. – 2011. – № 2 (45). – С. 74–76.
3. Бовкун В. В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии // Воспитательная работа с учащимися в современных условиях: концепция, проблемы, организация: Тез. докл. науч. – практ. Конф. – М. – 1997.
4. Боднар, Э.Л. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов / Э.Л. Боднар, Е.П. Шахматова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 189–196.
5. Захарова, А.Н. Психологические проблемы адаптации студентов первого курса к условиям вуза / А.Н. Захарова, Г.С. Дулина // Проблемы современного пед. образования. – 2018. – № 2. – С. 328–332., с. 331].
6. Кибальник, А.В. Проблема овладения студенческой молодежью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: опыт эмпирического исследования / А.В. Кибальник // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8. – С. 279–293.
7. Лагерев, В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса первокурсника / В. В. Лагерев. – М., 1991. – 48 с.
8. Лаптева, О.И. Адаптация студентов-первокурсников к условиям вуза / О.И. Лаптева, С.Г. Куликова, Л.А. Быкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2012. – № 1. – С. 108–114.
9. Мещерякова, И.А. Опыт психологического анализа конфликтов в студенческом общежитии / И.А. Мещерякова, Е.Н. Погодина // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 3. – С. 29–38.
10. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
11. Попова, Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза / Т.И. Попова // Вестник СПбГУ. – 2007. – Вып. 2. – С. 53–56.
12. Радугин А.Л. Социология / А.Л. Радугин. – Москва: Владос, 1995. – 192 с.
13. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
14. Рогалева, Г.И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве / Г.И. Рогалева // Вестник Бурят. гос. унта. – 2011. – № 5. – С. 221–225.
15. Сарычев, С.В. Социально-психологические аспекты адаптации в напряженных ситуациях (на материале исследования студентов-первокурсников) / С.В. Сарычев // Известия ВГПУ. – 2008. – № 2. – С. 253–256.
16. Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / Н.В. Середина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 2. – С. 51–54.
17. Шарафитдинова, Р.М. Социально-психологические проблемы студентов-первокурсников, проживающих в общежитии / Р.М. Шарафитдинова // Студенческий научный форум: материалы научной конференции. – М., 2016. – С. 15–19.
18. Шолохова, Г.П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности / Г.П. Шолохова, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 103–107.
19. Щелкова, Т. В. Особенности адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе / Т. В. Щелкова // Весшк адукацьп. – 2005. – № 7. – С. 34-37.