Мыслительные операции в учебной деятельности младших школьников Курсовая работа (проект)
МозГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мыслительные операции в учебной деятельности младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Мыслительные операции в учебной деятельности младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теорететические основы мыслительной деятельности младших школьников
1.1 Изучение мышления в зарубежной и российской литературе
1.2 Специфика мышления младших школьников
Глава 2 Эмпирическое исследование мыслительных операций в учебной деятельности младших школьников
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Изучение развития мыслительных операций школьников
2.3 Методы и приемы развития мышления младших школьников
Заключение
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие мышления у школьников является одной из важнейших задач начального образования. Современный школьник должен обладать умением критически подходить к изучаемым явлениям, высказывать самостоятельные суждения, логически рассуждать, делать выводы и обобщения. Это все является необходимым условием успешного овладения знаниями на протяжении всего школьного обучения.
Мышление играет важнейшую роль в успешной адаптации к изменяющимся требованиям современного общества. В процессе познания и преобразования мира, учащийся выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями действительности. Закономерные внутренние связи явлений окружающей реальности отражаются в нашем сознании опосредованным образом – во внешних признаках явлений человек может распознавать признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. При помощи установления связей между явлениями реальности, всеобщего характера этих связей, школьник деятельностным образом осваивает реальность, рационально создает свое взаимодействие с ним, осуществляя при этом мыслительные операции – обобщенную ориентацию в мире.
Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии мышления. В младшем школьном возрасте дети характеризуются существенными ресурсами развития. С поступлениями ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, в том числе и мышления.
Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других психических функций. Мышление младшего школьника имеет высокий темп развития, происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У младшего школьника появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.
Глава 1 Теорететические основы мыслительной деятельности младших школьников.
1.1 Изучение мышления в психологической литературе.
Мышление представляет собой феномен, который относится к психическим познавательным процессам человекам, обеспечивающий познание окружающей действительности. К настоящему времени не сложилось общепринятого определения понятия «мышление».
Автор культурно-исторической теории Л.С. Выготский понимал развитие мышления ребенка как результат социализации. По мнению психолога, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [32, с. 150].
По определению С.Л. Рубинштейна, мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, обобщенное познание объективной реальности. По мнению психолога, мышление сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. При этом, мышление выявляет взаимосвязи и постигая действительности в этих ее взаимосвязях, глубже познает ее сущность. Переходя от случайных к существенным общим связям, оно раскрывает закономерности или законы действительности [34, с. 48].
Деятельная теория мышления рассматривает мышление как особый вид познавательной деятельности (А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев). Мышление рассматривалось как прижизненно формирующаяся способность к решению различных задач и целесообразному преобразованию действительности [35, с. 18].
Представитель этой теории А.Н. Леонтьев подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления. По мнению автора, мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой [8, с. 60].
А.Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней, составляющей поведение, и внутренней, составляющей мышление, деятельности существуют отношения, аналогии. Внутренняя, мыслительная деятельность не только является производной от внешней, практической, но имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия, операции. При этом, внешние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия [8, с. 62].
Глава 2 Экономическое исследование мыслительных операций в учебной деятельности младших школьников.
2.1 Организация и методики исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе …. Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 3 класса. Возраст испытуемых – 9-10 лет.
Основная цель экспериментальной работы состояла в изучении уровня развития мыслительных операций школьников.
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика уровня развития мышления учащихся 3 класса;
3) на третьем была проведена интерпретация результатов исследования.
Цель эксперимента: выявить уровень развития мышления учащихся 3 класса.
Для проведения эксперимента использовались следующие методики:
1. Методика диагностики уровня развития мышления младших школьников М.К. Акимовой.
2. Методика «Выделение существенных признаков» (вариант для младших школьников).
3. Методика «Нахождение недостающих деталей» (Чередникова Т.В.)
4. Методика «Перцептивное моделирование» (Венгер Л. А.)
Рассмотрим специфику методик.
1. Методика диагностики уровня развития мышления младших школьников М.К. Акимовой [1].
Цель: выявление уровня развития мышления у младших школьников.
Методика состоит из трех частей, позволяя выявить:
1) умение составлять логическую цепочку;
2) умение находить проблему;
3) умение представлять последствия событий.
Методика включает три задания.
Задание 1. Учащимся предлагается дать как можно оригинальные и полные ответы на следующие вопросы:
Что произойдет, если снег будет падать, не переставая?
Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
Что произойдет, если все равнины вдруг превратятся в горы?
Что произойдет, если высохнут все реки и моря на земле?
Заключение.
Таким образом, понятие мышления в отечественной психологии определяется как опосредованное, основанное на раскрытии связей и отношений, обобщенное познание объективной реальности, которое проявляется в целенаправленном использовании знаний. Видами мышления являются: теоретическое, которое может быть понятийным и образным, и практическое, которое может быть наглядно-образным и наглядно-действенным. Индивидуально-личностные особенности личности обусловливают разный уровень развития определенных видов мышления и проявляются в стиле мышления – типичной системе интеллектуальных стратегий, приемов и операций, которые используется в мыслительной деятельности. Выделяют синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический стили мышления.
Мышление младших школьников обладает определенной спецификой. На развитие мышление оказывают влияние такие психические новообразования младшего школьного возраста как произвольность и осознанность психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий, рефлексия. В этом возрасте активно развиваются познавательные потребности, активный интерес к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития – подходит к концу переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Постепенно младшие школьники овладевают приемами мыслительной деятельности, логическими операциями, приобретают способность действовать в уме, анализировать процесс собственных рассуждений, выявлять связи между явлениями, оперирования понятиями.
1. Алдер, Г. CQ или мускулы творческого интеллекта / Г. Алдер. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – С. 124–130.
2. Басова, Л. В. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Л. В. Басова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2014. – № 7. – С. 18-24.
3. Белошистая, А. В. Развитие мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий : монография. / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. – Мурманск: МГПУ, 2009. – 104 с.
4. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Домрачева, С. А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / С. А. Домрачева, Д. С. Кононова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 86-90.
6. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2008. – 446 с.
7. Ефимов, В. Ф. Формирование мышления младших школьников во время внеклассных занятий / В. Ф. Ефимов // Студия Гуманитариус. – 2016. – № 1. – С. 1-14.
8. Илларионова, Н. А. Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях / Н. А. Илларионова // Наука и современность. 2016. № 46. С. 59-64.
9. Ионова, М. С. Возможности развития мышления у младших школьников / М. С. Ионова, О. М. Романова // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. – С. 234-237.
10. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
11. Коваленко, О. А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О. А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 83-87.
12. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий 2003, 2010. – 160 с.
13. Корниенко, А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А. В. Корниенко // Научный диалог. – 2013. – № 4. –С. 49-62.
14. Кравцова, С. А. Развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07/ С. А. Кравцова. – Тамбов, 2010. – 20 с.
15. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. – М. : Академия, 2013. – 341 с.
16. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 583 с.
17. Минаева, Е. В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. Ф. Минаева. – Нижний Новгород, 2000. – 19 с.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
19. Мякишева, А. В. Взаимосвязь речи и мышления / А. В. Мякишева, К. В. Гайворонская, А. Т. Садыков // Новая наука : опыт, традиции, инновации. 2016. – № 2. – С. 35-37.
20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 452 с.
21. Пачина, А. Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А. Г. Пачина// Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 31-37.
22. Петрова, Л. Е. Индивидуальный стиль мышления в структуре процесса формирования профессиональной компетентности специалиста / Л. Е. Петрова // Научное мнение. – 2016. – № 1. – С. 142-151.
23. Ревина, Е. Г. Педагогические условия развития мышления младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Н. Ревина. – Саратов, 2007. – 19 с.
24. Рюмина, Т. В. Эмоционально-чувственные факторы в формировании мотивации учебной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. В. Рюмина. – Новосибирск, 2002. – 21 с.
25. Сабанин, П. В. Особенности познавательного развития младших школьников с разным уровнем словесно-мышления / П. В. Сабанин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2015. – № 2. – С. 1-10.
26. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1783-1785.
27. Степанова, О. В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О. В. Степанова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 22. – С. 94-99.
28. Тихомиров, O. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
29. Тихомирова, Л. Ф. Развитие мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль : «Академия развития». 1997. – 240 с.
30. Усова, А. В. Теоретические основы развития мышления в процессе обучения физике / А. В. Усова // Развитие мышления в процессе обучения физике. – 2011. – № 1. – С. 6-14.
31. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2003. – 520 с.
32. Хасанова, Г. Р. Взаимосвязь мышления и речи в работах Л. С. Выготского и Ж. Пиаже / Г. Р. Хасанова // Фундаментальные и прикладные научные исследования : сборник статей научно-практической конференции. – 2016. – С. 149-152.
33. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2004. – 384 с.
34. Чуприкова, Н. И. Мышление как высшая расчлененно дифференцированная форма познания в трудах Л. М. Веккера, С. Л. Рубинштейна, И. М. Сеченова, Н. О. Лосского / Н. И. Чуприкова // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 45-53.
35. Шадриков, В. Д. Мысль, мышление и сознание / В. Д. Шадриков // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 17-32.
36. Шуритенкова, В. А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе / В. А. Шуритенкова // Филологический класс. – 2005. – № 2. – С. 16-23.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты