Введение
1 Сущность научно-технологического прогресса и его виды
1.1 Сущность научно-технологического прогресса
1.2 Методы прогнозирования и планирования научно-технологического прогресса
1.3 Уровень технологического прогресса в Республике Беларусь
2 Инновационная политика в системе экономической политики
2.1 Сущность и классификация инноваций
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Для социально-экономического прогресса любой страны, независимо от величины ее территориально-природных условий, необходимо иметь соответствующий уровень развития науки. Этот уровень определяется состоянием науки и экономики в целом, политическими и социально-экономическими целями развития общества.
В современных условиях развитие экономики Беларуси во многом зависит от научного потенциала, который отличается высокой степенью концентрации научных заведений и кадров. Только такой научный потенциал может обеспечить разработку и внедрение проектов высокотехнологичных производств.
Сегодня в условиях научно-технологического прогресса наука активно воздействует на эффективность всего комплекса народного хозяйства. Она стала одним из важнейших факторов отраслевой и территориальной организации хозяйства. Поэтому наличие научно-технической базы, а также ее соответствие производственному потенциалу и системе расселения - главное условие социально-экономического развития любого государства.
С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность всех принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она объединяет общие задачи науки, техники, производства, потребления, финансовую систему, образование и ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритетов экономики.
1 СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ВИДЫ
1.1. СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс развития науки, техники, совершенствования различных средств производства, форм и методов организации и управления предприятием. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, направленных на улучшение условий труда, обеспечение системы национальной безопасности и обороны, повышения благосостояния нации и охрану окружающей среды.
Научно-технический прогресс состоит из следующих компонентов:
- исследование проблем общественного развития;
- доведение результатов исследований до научно-технических разработок;
- совершенствование технических средств, форм и методов организации производства, труда и управления;
- создание и применение технических средств для сохранения и улучшения окружающей природной среды;
- техническое перевооружение не только материального производства, но и непроизводственной сферы и быта.
Научно-технический прогресс проявляется в двух взаимосвязанных формах: эволюционной и революционной [1, с.102].
Эволюционная форма научно-технического прогресса - это форма, в которой происходит совершенствование в производстве техники и технологических процессов. С эволюционной формой НТП связано создание новых систем или машин, которые имеют более высокий коэффициент полезного действия и более низкие расходы на эксплуатацию. Примером эволюционного развития современной техники является совершенствование давно освоенной в производстве технологии обработки металла резанием (например, с помощью резцов, газовой горелки, лазерного луча).
2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладываются два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т. е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.
Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.
Можно дать следующую классификацию инноваций.
1. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.
2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.
3. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.
4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.
3 ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В последние годы в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры повышения уровня инновационности производства, развитие информационной и инновационной инфраструктуры, комплекса высоких технологий.
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основными задачами государственной инновационной политики являются:
-обеспечение социально-экономического развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
-обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное и научно-техническое развитие национальной экономики;
-формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом всех национальных интересов;
-создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
-стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
-содействие созданию и развитию рынка инноваций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на данных, полученных в результате выполнения дан-ной работы, можно сделать следующие выводы:
1) Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс развития науки, техники, совершенствования различных средств производства, форм и методов организации и управления предприятием. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, направленных на улучшение условий труда, обеспечение системы национальной безопасности и обороны, повышения благосостояния нации и охрану окружающей среды.
2) Научно-технический включает в себя следующие компоненты:
- исследование проблем общественного развития, доведение результатов исследований до научно-технических разработок, совершенствование технических средств, форм и методов организации производства, труда и управления, создание и применение технических средств для сохранения и улучшения окружающей природной среды, техническое перевооружение не только материального производства, но и непроизводственной сферы и быта.
3) На современном этапе инновационная деятельность нашей страны стремится:
- увеличить доли инновационно-активных организаций;
- совершенствовать системы управления и повышение эффективности национальной инновационной системы;
- ускорить развитие отраслевой науки;
- оптимизировать перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности.
1. Инновационная деятельность и научно-технологическое развитие: учебное пособие / Анищик Владимир Михайлович, А. В. Русецкий, Н. К. Толочко; под ред. Н.К. Толочко. - Минск: Издательский Центр БГУ, 2015. - 151с.
2. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование - экономический бюллетень, НИЭИ Министерство экономики Республики Беларусь, № 9, 2012 – 25с.
3. Национальная экономика Беларуси: учебник/ под ред. В.Н.Шимова/4-ое издание. – Минск: БГЭУ,2012 – 18с.
4. Банкаўскі веснік: информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь №23, 2017 – 68с.
5. Беларусь. Наука. Технологии. Инновации// Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. Режим доступа: http:// www.gknt.org.by, дата доступа:
6. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]- Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2017. — Режим доступа: http://www.pravo.by, дата доступа:
7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2017. — Режим доступа: http://www.belstat.by, дата доступа:
8. Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы [Электронный ресурс]- http://belisa.org.by/ru, дата доступа:
9. Статистический справочник «Беларусь в цифрах» И.А.Костевич, И.С.Кангро, Е.И.Кухаревич,.- Минск,2017 – 356с.
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь о государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]- http://www.pravo.by/pdf/2016-64/2016-64(014-066).pdf, дата доступа:
11. Фролов, А. В. Инновационная экономика США: на пути развития новейших технологий / А. В. Фролов// США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2013. - № 10. – 110с.
12. Селихов, Д. М. КНР в мировом инновационном развитии / Д. М. Селихов // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 11. – 28с.
13. Шашко, А.А. Сравнительный анализ инновационного развития Беларуси и Китая в международных рейтингах / А.А. Шашко // Новости науки и технологий. – 2015. – № 1 (32). – 52с.
14. Богдан, Н. И. Эффективность инновационной политики Беларуси: проблемы и пути развития / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. - 2013. - № 2. – 101с.
15. Борушко, Е. Использование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере Республики Беларусь / Е. Борушко, В. Иванов // Банковский вестник. – 2015. – № 8. – 38с.