Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально–экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренции на мировых рынках требовали государственного вмешательства в экономические процессы. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Темой курсовой работы является «Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику». Данная тема является достаточно актуальной. Ее актуальность определяется большой значимостью данного вопроса в современных условиях.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- определить понятие государственного регулирования;
- рассмотреть сущность государственного сектора в регулировании экономики,изучить границы ГРЭ;
- провести анализ особенностей государственного регулирования в зарубежных странах;
- сделать выводы и сформулировать предложения по совершенствованию государственного регулирования.
Объектом работы является государственный сектор.
Предмет исследования – государственный сектор в системе государственного регулирования экономики.
Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. В пользу необходимости экономике государства экономическая теория и ее учебники приводят целый ряд аргументов.
Главный из них состоит в том, что рыночный механизм не идеален, он не в состоянии решить все проблемы экономики и страны. Еще во времена «царствования» свободного рынка с совершенной конкуренцией рыночное производство на основе частных капиталов, как свидетельствует история, не справлялось собственными силами с развитием производительных сил. Тогда государство брало на себя, например, создание сети железных дорог или, к примеру, телеграфа. Не говоря уже о том, что в решении проблем обороны страны, развития науки, образования, борьбы с инфекциями издавна главная роль принадлежит государству [11, с. 225–234].
Рыночная система на примере развитых стран продемонстрировала безусловные преимущества. Основанная на многосложной системе связей, она наиболее близка людям, востребует их творческий потенциал. Через систему связей бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные приоритеты учитываются, суммируются и взаимоуравновешиваются; через неё принимаются решения, что и сколько должно производиться, как эффективно организовать производство и как распределять результаты труда между участниками общественного производства.
Преимущества рыночной экономики в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении их к общественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективных методов использования ресурсов и создаёт условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий. Основанная на частной собственности при значительном количестве собственников и экономической свободе хозяйствующих субъектов, рыночная система усиливает ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйственной деятельности. Рыночно–конкурентный механизм управления экономическими и социальными процессами формирует интересы и мотивы поведения людей, выявляет индивидуальные потребности и возможности их удовлетворения. Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен, который обеспечивает регулирование происходящих экономических процессов через согласование спроса и предложения. Образующиеся различия в прибыльности или убыточности того или иного производства регулируют распределение ресурсов по видам производства [1, с. 23].
Система государственного регулирования экономики в США состоит из многих звеньев:
- регулирующий механизм федерального правительства;
- механизм штатов и местных органов власти;
- государственный инструментарий экономического регулирования ;
- аппарат административно–правового регулирования деятельности различных отраслей экономики [32].
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно–налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддерживанию темпов экономического роста.
В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого оказывается финансовая помощь ученым, инженерам, наращиваются расходы в области новейших технологий.
Правительство содействует в распространении в стране технических знаний и новой техники. Делается упор на малые предприятия, которых в США насчитывается порядка 350 тысяч. Многие ученые США утверждают, что целесообразно поддерживать организации, которые заняты поиском новых идей, поскольку именно прорывы в технологии, новые изобретения и открытия способны вызвать подъем в экономике.
Изменение системы налогообложения в США направлено на стимулирование частных капиталов в сферу НИОКР и на переоснащение промышленных предприятий [32].
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно–денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
Рынок труда в США отличается своей высокой мобильностью. Наибольшим спросом на нем пользуются высокообразованные и высокооплачиваемые специалисты (ученые, инженеры, менеджеры, программисты), а также квалифицированная рабочая сила, занятая в качестве обслуживающего персонала в торговле, общественном питании, городском хозяйстве. Характерными особенностями рынка труда в США является самая высокая среди развитых стран мира продолжительность рабочего времени, а также наивысшая в мире производительность труда [6].
На сегодняшний день макроэкономические перспективы Беларуси неблагоприятны. Темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по–прежнему очень высок. Традиционные жёсткие меры монетарной и фискальной политики, направленные на ограничение роста предложения денег, вызвали лишь незначительное снижение инфляции.
Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования. На первоначальном этапе преобладают первые, что обусловлено следующими причинами. Во–первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во–вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, еще в полной мере не создана. В–третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только прямым воздействием государства [12].
Государственный сектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Уходят в прошлое директивные плановые задания, заменяясь государственными заказами. Отсутствует централизованное прикрепление к предприятию поставщиков ресурсов и комплектующих, как и гарантированный сбыт продукции. Поэтому предприятия самостоятельно изучают спрос и ищут покупателей и партнеров по изготовлению своей продукции. Разрыв сложившихся связей, недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи – эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, одновременно постигая искусство выживания в рыночной экономике.
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.
Во–первых, это создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально–экономической системы к изменяющимся условиям.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.
Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.
1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
2. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. – М.: Инфра–М, 2004. – 190 с.
3. Ботеновская, Е.С., Волынец, И.В. Эволюция современных подходов к использованию инструментов макроэкономического регулирования / Е.С. Ботеновская, И.В. Волынец // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2006. – № 2.
4. Галова, А.Г. Потенциальные источники развития экономики Республики Беларусь на основе опыта постсоциалистических стран / А.Г.Галова. // БЭЖ. – 2009. – № 1.
5. Государственное регулирование экономики Китая [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/vestnik/articles–2013/936.pdf– Дата доступа: 11.04.2017
6. Государственное регулирование экономики США [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://banauka.ru/1862.html – Дата доступа: 11.04.2017
7. Динамика реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2014 годы // Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.gki.gov.by/activity_branches/estate/eref/. – Дата доступа: 11.04.2017
8. Динамика реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2014 годы // Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.gki.gov.by/activity_branches/estate/eref/. – Дата доступа: 11.04.2017
9. Дорина, Е.Б. Роль государства в регулировании институциональных изменений при переходе к постиндустриальному обществу / Е.Б. Дорина // Вестник БГЭУ. – 2007. – № 2.
10. Ковтуненко А.Н. Эволюция взглядов на роль государства в экономике/ А.Н. Ковтуненко // БЭЖ. – 2013. – № 1.
11. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально–ориентированный подход: курс лекций для студентов экономических специальностей вузов.– 2–е изд., доп. и перераб./ И.М. Лемешевский – Минск: ФУАинформ. – 2007 г. – 544с.
12. Макроэкономика. / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy. – Дата доступа: 24.03.2017.
13. Мясникович, М. Основа долгосрочной конкурентоспособности страны – наука и инновации. / М. Мясникович // Экономика Беларуси. – 2010. – № 1
14. Национальная экономика Беларуси : учебник к 80–летию БГЭУ; под ред. В.Н. Шимова. – 3–е изд. – Минск : БГЭУ, 2012. – 649 с.
15. никифоров, А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебное пособие. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А. Никифоров. – М.: Дело и Сервис, 2008
16. Облигации // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: www.minfi n.gov.by. – Дата доступа: 11.04.2017
17. О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: ЗаконРесп. Беларусь, 16 июля 2010 г., № 172–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
18. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4. – Минск: Амалфея, 2010. – 11 с.
19. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2103–XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
20. Основные положения программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы // Советская Белоруссия. – 10 июня 2011. – № 107.
21. Основы национальной экономики: учеб. Пособие / под ред. А.В. Сидорович. – М.: Дело и сервис, 2009.
22. Приватизация // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/investors/investoram–klimat/privatizaciya. – Дата доступа: 11.04.2017
23. Приватизация в Республике Беларусь 2015 год // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.investinbelarus.by/ru/press/news/ d4f1cfd43bd351ab.html. – Дата доступа: 11.04.2017
24. Реформирование государственной собственности // C.С. Рябова [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.gki.gov.by /ru/ activity_ branches–estate–eref/. – Дата доступа: 11.04.2017
25. Сакс, Дж., Ларрен, Ф. Макроэкономика: глобальный подход / Дж. Сакс, Ф. Ларрен. – М.: Дело, 1999.
26. Снопков, Н.Г. Социально–экономическое развитие Республики Беларусь в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве / Н.Г.Снопков // Экономический бюллетень Научно– исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. – № 8.
27. Статистика Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Официальный сайт Министерства Статистики Республики Беларусь. – Мн., 2017 – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika. Дата доступа: 24.03.2017.
28. Теория и практика государственного управления / Антонова Н.Б., Самусевич Л.А.: пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 192 с.
29. Торги // ОАО Белорусская валютно–фондовая биржа [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://bcse.by/ru/overcountermarket/landing – Дата доступа: 11.04.2017
30. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 1997.
31. Шимов, В.Н., Быков, А.А., Крюков, Л.М. Национальная экономика: теоретико–методологические вопросы формирования и развития / В.Н. Шимов, А.А. Быков, Л.М. Крюков // БЭЖ. – 2012. – № 1. – С. 4–17.
32. Экономика США: Роль государства в американской экономике [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.ereport.ru /articles/weconomy/usa5.htm– Дата доступа: 11.04.2017