Введение
1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета
1.1 Метод бухгалтерского учета и его составные элементы
1.2 Классификация имущества организации
1.3 Обзор нормативных документов и литературных источников по теме исследования
1.4 Краткая экономическая характеристика исследуемой организации и раскрытие методических аспектов учета по исследуемым вопросам в учетной политике организации
2 Методические основы и механизм оценки имущества
2.1 Понятие и нормативно-правовые основы оценки имущества
2.2 Оценка долгосрочных активов
2.3 Оценка производственных запасов
2.4 Оценка дебиторской и кредиторской задолженности
3 Инвентаризация как элемент метода управленческого учета
3.1 Основные цели и общие правила проведения инвентаризации
3.2 Инвентаризация долгосрочных активов
3.3 Инвентаризация производственных запасов
3.4 Порядок оформления и регулирования результатов инвентаризации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших средств контроля сохранности хозяйственных средств и элементом метода бухгалтерского учет является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и рассчитывается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета
Устойчивое финансовое положение организации является необходимой предпосылкой эффективности хозяйствования. Следует обеспечить рациональное использование всех видов ресурсов с помощью новых и уже проверенных методов и приемов работы. В этой работе одним из действенных приемов контроля является инвентаризация. Умелое ее применение в условиях существующих форм ведения учета позволяет снизить трудозатраты, улучшить качество проводимых мероприятий, предупредить нарушения финансовой дисциплины, обеспечить сохранность имущества, искоренить факты расточительства и других злоупотреблений.
Возрастание роли и значения контроля в современных условия обусловливает необходимость дальнейшего изучения причин и условий, влияющих на сохранность активов, капитала и обязательств, разработки действенных мероприятий, которые направлены на устранение или предотвращение неблагоприятных ситуаций. Обеспечение сохранности активов можно трактовать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова это борьба за эффективность активов и источников их формирования (сбережение имеющегося имущества, рациональное использование сырья, усиление режима экономии). В узком смысле под обеспечением сохранности активов понимается борьба с потерями ценностей вследствие недостач, растрат, хищений. Следует иметь в виду, что ущерб причиняется не только при расхищении, присвоении, уничтожении имущества, но и при несоблюдении финансовой дисциплины, халатности, выпуске недоброкачественной продукции и т. п.
1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета
1.1 Метод бухгалтерского учета и его составные элементы
Бухгалтерский учет отражает хозяйственную деятельность, для осуществления которой организация должна располагать необходимым имуществом (средствами, активами).
Состав и величина имущества зависит от характера и объемов производственной программы организации. Источники получения этого имуществ определяются в первую очередь формой собственности, а также длительностью срока его использования.
Хозяйственная деятельность представляет собой постоянное движение имущества в процессе совершения многочисленных и разнообразных хозяйственных операций, которые находят свое отражение в бухгалтерском учете в составе определенных хозяйственных процессов.
Предметом бухгалтерского учета является состояние и использование средств предприятия в процессе воспроизводства.
Объектами бухгалтерского учета являются:
– имущество (хозяйственные средства, активы);
– источники формирования имущества (средств);
– хозяйственные процессы [10, с. 65].
Метод бухгалтерского учета – это система приемов (способов), обеспечивающая получение бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного и взаимосвязанного документального отражения и обобщения в денежном выражении операций, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Элементы метода бухгалтерского учета:
Документация – это способ первичного наблюдения и контроля за осуществлением хозяйственных операций. В документе фиксируется содержание произведенной операции, приводятся все необходимые сведения о ней.
Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.
2 Методические основы и механизм оценки имущества
2.1 Понятие и нормативно-правовые основы оценки имущества
С учетом практики государственного регулирования оценочной деятельности в других государствах необходимо сказать, что в странах с развитыми традициями рыночных отношений и находящихся на достаточно стабильных социально-экономических условиях роль государственного регулирования уменьшается, и основные рычаги регулирующих воздействий сосредотачиваются в негосударственных (общественных, саморегулируемых) профессиональных структурах.
В реформируемых же экономиках (к которым относится и экономика Республики Беларусь), в условиях близких к кризисным, регулирующая роль государства объективно и заметно возрастает. В настоящее время в Республике Беларусь происходит становление оценочной деятельности, в том числе развитие законодательной базы, обучение специалистов, поэтому многие эксперты считают, что на этом этапе необходимо государственное регулирование этого вида деятельности [3, с. 48].
Потребность в определении рыночной стоимости привела к необходимости разработки соответствующих нормативных актов, которые бы регулировали эту сферу.
Первые методические рекомендации по оценке стоимости имущества появились в 2000 году. В 2002 году Правительством Республики Беларусь были приняты постановления о проведении оценки земель населенных пунктов и о порядке проведения оценки, переоценки земель, земельных участков.
В 2004 году введены в действие Инструкции по оценке рыночной стоимости предприятий и об оценке и порядке продажи предприятия и иного имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденные постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь. Указанные инструкции базировались на оценке имущества рыночным методом, что позволяло оценщикам при оценке имущества определять как рыночную стоимость, так и другие виды стоимости в зависимости от цели оценки.
До 2006 года оценочная деятельность в Республике Беларусь осуществлялась, как правило, на основании ведомственных актов. Чтобы заниматься оценочной деятельностью, юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям было достаточно заявить в своих учредительных документах, что одним из видов их деятельности является оценка, в том числе и государственного имущества.
Специальных требований к юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, занимающимся этим видом деятельности, не предъявлялось [5, с. 211].
3 Инвентаризация как элемент метода управленческого учета
3.1 Основные цели и общие правила проведения инвентаризации
Под инвентаризацией понимается способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре и финансовых обязательств данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах организации.
Инвентаризация позволяет проверить все ли хозяйственные операции оформлены соответствующими документами и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления [13, с. 224].
Инвентаризация – элемент метода бухгалтерского учета, а при проведении проверок прием фактического контроля, осуществляемый путем непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов, объема выполненных работ и реальности статей баланса.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежных средств проводится с соблюдением принципа внезапности.
В соответствии с п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» проведение инвентаризации активов и обязательств организации является обязательным [19]:
- перед реорганизацией или ликвидацией организации;
- перед составлением годовой отчетности;
- при смене материально-ответственного лица;
- при выявлении фактов хищений или порчи имущества;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- в иных случаях предусмотренных законодательством РБ.
Помимо указанных случаев инвентаризация проводится:
- по решению руководителя организации;
- по решению контролирующих органов в ходе проведения проверки;
- при коллективной (бригадной) ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (п.4. Инструкции №180).
Инвентаризация является одним из важных средств контроля за сохранностью активов, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с остатками, значащимися по данным бухгалтерского учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.
Целью проведения инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
С помощью инвентаризации проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета; выявляются ошибки, допущенные в учете; принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты; контролируется сохранность хозяйственных средств; выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи; контролируется работа материально-ответственных лиц.
При располагающих возможностях и предоставленных условиях Филиал «Автобусный парк №2 г.Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс» рационально использовал все ресурсы и приложило все усилия для выполнения социально–экономических показателей в срок и качественно, сохраняя положительные темпы роста.
В целом динамика показателей финансово–хозяйственной деятельности Филиала «Автобусный парк №2 г.Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс» за 2015–2017 гг. имеет положительную тенденцию.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) закреплен в учетной политике Филиал «Автобусный парк №2 г.Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс».
Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в Филиале «Автобусный парк №2 г.Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс» проводится на 1 декабря.
Приказом руководителя в Филиал «Автобусный парк №2 г.Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс» создана инвентаризационная комиссия.
Перед началом инвентаризации оформляют приказ руководителя о проведении инвентаризации. В приказе о проведении инвентаризации указываются содержание, объем, порядок и сроки ее проведения, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находится это имущество.
1 Анищенко, Н. И. Результаты инвентаризации необходимо правильно отразить в бухучете / Н.И. Анищенко // Главный бухгалтер. – 2016. – № 44 (ноябрь). – С. 91–97.
2 Анищенко, Н. И. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности / Н.И. Анищенко // Главный бухгалтер. – 2017. – № 47. – С. 49–54.
3 Богданова, Л. Проведение инвентаризации накануне пересчета стоимости активов / Л. Богданова // Налоговый вестник. – 2016. – № 10. – С. 52–58.
4 Борисенко, Н. Проводим годовую инвентаризацию / Н. Борисенко // Налоговый вестник. – 2016. – № 20. – С. 44–60.
5 Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко [и др.]; под ред. П.Г. Пономаренко. – Минск : Выш. шк., 2013. – 543 с.
6 Горкун, О. Отражение результатов инвентаризации / О. Горкун // Моя бухгалтерия. Все для годового отчета. – 2018. – № 1. – С. 55–65.
7 Горошко, Е. А. Инвентаризация – 2017: подводим итоги года / Е. А. Горошко // Планово–экономический отдел. – 2017. – № 12. – С. 38–49.
8 Дердюк, В. А. Необходимость проведения инвентаризации в современных организациях как показатель сохранности имущества / В.А. Дердюк // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 474–476
9 Журко, В. Ф. Инвентаризация как метод контроля / В. Ф. Журко, Н. М. Бобошко // Бухгалтерский учет. – 2013. – № 2. – С. 86–88.
10 Журко, В. Ф. Способы проверки хозяйственных операций / В. Ф. Журко, Н. М. Бобошко // Бухгалтерский учет. – 2016. – № 7. – С. 93–95.
11 Заянчковская, И. Инвентаризация активов / И. Заянчковская // Моя бухгалтерия. – 2017. – № 12. – С. 23–32.
12 Криваль, А. Роль внутреннего аудита в деятельности компании / А. Криваль // Финансовый директор. – 2017. – № 2. – С. 70–74.
13 Кухальская, Т. В. Корреспонденция счетов по учету инвентаризации / Т.В. Кухальская // Моя бухгалтерия. – 2016. – № 21. – С. 14–17.
14 Лебедева, В. И. Документальное оформление товарных потерь / В. И. Лебедева // Бухгалтерский учет. – 2015. – № 11. – С. 52–57.
15 Лемеш, В. Н. Инвентаризация имущества организации / В.Н. Лемеш // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 11. – С. 57–62.
16 Лемеш, В. Н. Инвентаризация: современная история, состояние и перспективы развития / В. Н. Лемеш // Бухгалтерский учет и анализ. – 2013. – № 1. – С. 51–53.
17 Лемеш, В. Типичные ошибки при инвентаризации / В.Н. Лемеш // Налоговый вестник. – 2015. – № 24. – С. 67–74.
18 Методические рекомендации о порядке проведения инвентаризации активов и обязательств в организациях потребительской кооперации : постановление от 18.10.2013, № 258 / РБ, Белкоопсоюз. – Минск : Белкоопсоюз, 2013. –128 с.
19 О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 № 57–З (в ред. Закона от 4 июня 2015 г. № 268–З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2018.
20 Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета»: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (в ред. Постановления от 30 июня 2014 г. № 46) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2018.
21 Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 сент. 2011 г. № 102 (в ред. от 31.12.2013 г. № 96) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2018.
22 Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету запасов: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 (в ред. от 30 апреля 2012 г. № 26) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2018.
23 Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 ноября 200 7г. № 180 (в ред. от 22 апреля 2010 г. № 50) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24 Раковец, В. В. Вопросы на одну тему: инвентаризация / В.В. Раковец // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 1. – С. 66–72.
25 Чернюк, А. А. Учет результатов инвентаризации активов и обязательств / А.А. Чернюк // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 1. – С. 55–61.