ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕПРИЯТИИ
2 АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью темы исследования является то, что природные ресурсы и природные условия являются основой материального производства и жизнедеятельности населения. Состояние окружающей среды, качественный уровень использования, охраны и воспроизводства её ресурсов во многом определяют темпы экономического роста и эффективности производства в целом. Поэтому задача улучшения состояния окружающей среды, сохранения и приумножения природных богатств имеет народнохозяйственное значение.
Основополагающим принципом при решении многих экономических, экологических и социально-экономических проблем является принцип устойчивого развития. Условиями перехода к устойчивому развитию, наряду с формированием экологически безопасной модели рыночных отношений и утверждением экологически чувствительных моделей производства и потребления, также является комплекс общегуманитарных предпосылок.
В их числе – формирование в обществе новой системы ценностных приоритетов, изменение массовых культурных представлений и стереотипов, этнических норм, утверждение социально-политической структуры общества, обеспечивающей возможно более полное участие всех заинтересованных лиц в выработке социально и природоохранных решений.
Усиление интеграции экономических и экологических процессов в мире привело к более широкому пониманию устойчивого развития, к расширению его социально-экономической составляющей. В соответствии с данным подходом достижение устойчивого социально-экономического развития требует согласования стратегий, нацеленных на ускорение экономического роста и охрану окружающей среды. Важнейшую роль при этом играют инвестиции.
Оценка эффективности инвестирования природоохранных программ с каждым годом становится все более актуальной. Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий производится с целью технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов природоохранных мероприятий, различающихся между собой по воздействию на окружающую среду, а также по воздействию на производственные результаты предприятий, объединений, министерств, осуществляющих эти мероприятия.
При этом имеет место обоснование экономически целесообразных масштабов и очередности вложений в природоохранные мероприятия при реконструкции и модернизации действующих мероприятий; распределение капитальных вложений между одноцелевыми природоохранными
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды является самостоятельным видом управления, которому присущи специфические признаки. Прежде всего, нужно отметить, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы [3, c.93]. Обеспечение стабилизации экологической ситуации, введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистемы предполагает такое управление окружающей средой, которое включает три важных аспекта: управление в области использования природных ресурсов, восстановление возобновляемых природных ресурсов и объектов и сохранение среды обитания.
Данный вид управления подразумевает соблюдение определённых принципов. Профессор С.А. Балашенко предлагает подразделить такие принципы на девять групп [2, c.41]:
- закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие;
- провозглашающие суверенитет государств на использование природных ресурсов;
- характеризующие обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
- определяющие ответственность за охрану окружающей среды;
- устанавливающие приоритеты в использовании природных ресурсов;
- сориентированные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу;
- обеспечивающие тесное и эффективное международное сотрудничество в данной области;
- обеспечивающие право на информацию;
- предусматривающие обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов [2, c.41].
Осуществляемое в соответствии с вышеперечисленными принципами, управление окружающей средой представляет собой деятельность:
- исполнительно-распорядительного характера;
- не только подзаконная, направленная на практическое исполнение
2 АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Развитие и расширение производственной деятельности Общество не рассматривает в отрыве от проблем охраны окружающей среды. ООО «Глушакол» ставит экологические проблемы в разряд приоритетных, а решение их, с учетом их экономического обоснования, - на уровень производственных задач.
Природоохранные мероприятия вбирают в себя весь комплекс хозяйственной деятельности предприятия, направленной на стабилизацию экологической ситуации, на снижение и ликвидацию антропогенного воздействия на природную среду, рациональное использование природных ресурсов. (Таблица 2.1) [6].
Таблица – 2.1 Природоохранные мероприятия ООО «Глушакол»
| Наименование мероприятий | Затраты, тыс., руб. |
| 2014 г. | 2015 г. |
| Охрана атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ | 83800 | 21130 |
| Охрана и рациональное использование водных ресурсов | 15740 | 12305 |
| Охрана и рациональное использование земельных ресурсов | 63663 | 57696 |
| Мероприятия по обращению с отходами производства | 86153 | 37710 |
| Производственный экологический мониторинг | 1063 | 1145 |
| Повышение технической оснащенности | 3501 | 7650 |
| Организационные мероприятия | 316 | 330 |
| Мероприятия по профилактике технологического оборудования к капитальному ремонту системы транспортировки леса. | 493520 | 351877 |
| Итого по программе оздоровления с дополнительными мероприятиями | 747756 | 485844 |
К общей сумме затрат за 2014 г. на охрану атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ планировалось 83800 тыс. руб. (11,21%). На охрану и рациональное использование водных ресурсов – 15740 тыс. руб. (2,1%), на охрану и рациональное использование земельных ресурсов – 63663 тыс. руб. (8,51%), на мероприятия по обращению с отходами производства – 86153 тыс. руб. (11,52%), на производственный экологический мониторинг –
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так в результате исследования мы можем сделать следующие выводы:
В экологических правоотношениях публично-правовые начала являются необходимыми, а не факультативными, предпосылками достижения устойчивого развития. Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь осуществляют выработку и реализацию экологической политики по всему спектру её задач.
В Беларуси создана адекватная и сбалансированная структура органов с экологической компетенцией: при этом, она является достаточно разрозненной, не носит комплексный характер. Тем не менее, прослеживается разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.
Развитие финансовых механизмов невозможно без реализации государственной экологической политики, направленной на экономическое стимулирование природопользователей в осуществлении необходимых природоохранных мероприятий.
В соответствии с законодательством экономическое стимулирование может осуществляться путем установления льгот по кредитованию мероприятий по охране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.
Одним из стратегических направлений в деятельности организации является снижение уровня негативного воздействия на окружающую природную среду. Осознавая важность Стратегии в области охраны окружающей среды, ООО «Глушакол» считает систему экологического менеджмента ориентированной на управление воздействиями на окружающую среду на регулярной основе, которая охватывает все лицензионные территории, объекты и бизнес-процессы ООО «Глушакол».
Природоохранная деятельность на предприятии ООО «Глушакол» осуществляется в следующих направлениях: использование прогрессивных технологий по сравнению с применяющейся на других предприятиях, внедрение которых позволяет сократить сбросы вредных ингредиентов; более тщательный учет баланса токсичных веществ, обеспечивающий оптимизацию их потребления; реконструкция отдельных очистных установок; замена части физически изношенного оборудования по переработке леса; термообезвреживание сгораемых жидких органических отходов; внедрение «механизма» более точного учета потерь вредных веществ в окружающей среде
1. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов; под ред. Л. Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004. – 699 с.
2. Анисимов, А.В. Прикладная экология и экономика природопользования. – М.: Феникс, 2007. – 400 с.
3. Балашенко, С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С.А. Балашенко. – Минск: БГУ, 2000. – 341 с.
4. Бобылев, С.Н., Ходжаев, А.Ш. Экономика природопользования. – М.: Инфра-М, 2007. – 279 с.
5. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М.: ИД Юрайт, 2009. – 670 с.
6. Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. Вопросы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь: пост. Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. №298 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
8. Гирусов, Э.В. Экология и экономика природопользования / Э.В. Гирусов – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. – 322 с.
9. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 года / Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова; науч. ред. Е.В. Лаевская, Т.И. Макарова. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.
10. О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 130. 1/13083.
11. О некоторых вопросах развития особо охраняемых природных территорий: Указ Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2012 г. N 59 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. №340-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 №289 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. Положение о Гомельском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды: приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 22.10.2015 № 365-ОД // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
17. Положение о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2012 N 237 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18. Положение о Департаменте по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 №756 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19. Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: утв. пост. Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. N 503 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 19 мая 2010 г. № 755 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
21. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты: утв. Указ Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
22. Радюк, А.Р. Экономическое обоснование реализации расширенной ответственности производителя в системе экологического маркетинга: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Р. Радюк; Бел. гос. экон. ун-т. – Минск, 2016. – 24 с.
23. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник. / Г. В. Савицкая – Минск.: Новое знание, 2008. – 696 с.
24. Экологическое право: курс интенсивной подготовки / Т.И. Макарова, В.Е. Лизгаро. – Минск: Тетралит, 2015. – 304 с.
25. Экологическое право: учебник / С.А.Балашенко [и др.]. -Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – 501 с.
26. Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2011. – 482 с.