Игра - ведущая деятельность дошкольника Курсовая работа (проект)
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Игра - ведущая деятельность дошкольника»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Игра - ведущая деятельность дошкольника
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты исследования
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретический аспект игры, как средства ведущей деятельности дошкольника
1.1. История становления игры, как дидактического инструмента, её сущность и природа
1.2. Игра – ведущая деятельность в воспитании и развитии ребенка
1.3. Игра – как дидактическое средство умственного развития
Глава 2. Практическое применение игры, как ведущей деятельности дошкольника
2.1. Изучение уровня развитости ребенка при помощи игровой деятельности
2.2. Корректировка развития познавательных процессов через использование дидактических игр
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время, в системе образования Республики Беларусь существует определенная система требований, которые предъявляются к начальному образованию. В них актуализируется ряд педагогических вопросов, решение которых направленны на правильную и грамотную подготовку детей к школе. Во многом, от того, как ребенка подготовят в дошкольном учреждении образования зависят его успехи в учебе. Для дошкольников это крайне важно, так как это непосредственно связано с их адаптацией в социуме.
Личность ребенка должна развиваться всесторонне. На дошкольные учреждения ложится целый ряд моментов, которые связаны с развитием ребенка, а именно: развитие речевого аппарата, основы понимания окружающего мира, основ многих наук. Все эти процессы крайне сложны и трудоемки, как для преподавателя, так и для ребенка, поэтому, чтобы сгладить некоторые шероховатости, на помощь приходят дидактические игры. Они помогают сделать процесс обучения и развития дошкольника крайне эффективным.
Объектом исследования курсовой работы является игра, как средство развития ребенка в учреждениях дошкольного образования.
Предметом исследования курсовой работы является практическое использование игры для всестороннего развития дошкольника.
Целью исследования курсовой работы является анализ эффективности использования игр, для развития ребенка.
При исследовании вопроса, были поставлены следующие задачи:
1) Определить, что такое игра, как она появилась и в чем её сущность;
2) Исследовать, какова практическая роль игры, как основного инструмента развития ребенка;
3) Какого практическое применение игры, для всестороннего развития дошкольника;
4) Рассмотреть, как можно реализовать игру в современных условиях дошкольного образования.
Глава 1. Теоретический аспект игры, как средства ведущей деятельности дошкольника
1.1. История становления игры, как дидактического инструмента, её сущность и природа
В современном мире, игра исследуется не только педагогами и психологами, но также историками, философами и искусствоведами. Таким образом дидактическая игра – это междисциплинарный исследуемый вопрос.
Игра является средством воспитания и развития. Ребенок, на подсознательном уровне подражает родителям или иным взрослым, изображая их работу. Позже он начинает принимать участие в трудовом процессе, обучаясь и совершенствуясь, а весь этот процесс запускает игра в самом детстве [18, с. 201].
Изучение игры, как ведущей деятельности ребенка, отражено в книге Д.Б.Эльконина, где он подводит итоги теоретических и экспериментальных исследований игры, которые велись автором, его сотрудниками и учениками, а также другими советскими психологами, работающими в русле идей Л С. Выготского в течение более чем четырех десятилетий. В книге впервые развернуто и аргументированно изложена сложившаяся в ходе этих исследований теория игры как особого вида детской деятельности, подвергнуты анализу исторические предпосылки возникновения игры, ее структура, этапы ее развития в онтогенезе, роль игры в психическом развитии ребенка.
Теоретические положения, развиваемые автором, опираются, с одной стороны, на критический анализ наиболее значительных зарубежных концепций игры, с другой стороны - на богатый фактический материал, полученный в конкретных исследованиях.
Центральной идеей работ Эльконина является идея социальной природы детской игры. Игра рассматривается как форма «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности» [25, с. 138]. Последовательно реализуя эту идею, Д. Б. Эльконин вскрывает несостоятельность натуралистических подходов к пониманию природы детской игры, либо прямо рассматривающих ее в общем контексте с так называемыми играми детенышей животных, либо выводящих игру из различного рода глубинных влечений, либо, наконец, объясняющих ее условиями адаптации ребенка к жизни в обществе.
Глава 2. Практическое применение игры, как ведущей деятельности дошкольника
2.1. Изучение уровня развитости ребенка при помощи игровой деятельности
Практическое исследование проводилось на базе ГУО «Детский сад» №29 г. Гомеля. Для эксперимента были отобраны 10 детей среднего дошкольного возраста. Перед проведением непосредственно эксперимента, была изучена методическая база и документация.
Был изучен воспитательский план, по которому было определено, что для дидактических игр, в среднем, выделяется 2 или 3 занятия в течении недели. Для проведения исследования было решено, что игры будут проводиться каждый день. Основной тип игр, которые проводил воспитатель, являлись наглядные игры. Чтобы разнообразить игровую систему, было решено добавить словесные и соревновательные игры. При наблюдении за ребятами, можно отметить, что не все из них активны и заинтересованы, что также способствует добавлению различной игровой вариативности. Также была обновлена база для проведения игр, а именно добавление новых предметов для взаимодействия с ними.
Для исследования была выбрана методика Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [23]. С помощью этой методики мы предполагали решить следующие задачи:
1) выявление особенностей развития детей среднего дошкольного возраста;
2) отслеживание индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3) учет результатов диагностики для выбора направления дальнейшей развивающей работы.
Для проведения исследования были выбраны следующие методы:
1) опрос (преимущественно в форме беседы);
2) объяснение (для заданий);
3) наглядный метод (использование картинок);
4) игровой (форма проведения заданий).
Заключение
В ходе проведения исследования были выявлены природа, сущность и история игры. Игра как одна из форм обучения зародилась еще в древности. Ее значимость неоднократно была недооценена, вплоть до ХХ в. Начиная с прошлого столетия, игра как форма обучения стала постоянно включаться в процесс образования, и на сегодняшний день ее популярность только растет. Игры являются основным средством воспитания детей дошкольного возраста, что объясняется такими факторами, как стремление к познанию окружающей действительности, а также подражательность и активность. Именно по этой причине игровые методы являются весьма популярными в системе современной методики.
Также была определена ценность игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Было определено, что ведущей деятельностью в этом возрасте является именно игровая, и по этой причине именно она является эффективным средством развития и воспитания индивида. При этом для разных возрастных групп целесообразно использовать разные игры, соответствующие конкретному этапу развития. При этом игровая ситуация должна обладать определенными свойствами, а именно: быть эмоциональной, познавательной, обучающей, социально ориентированной. Также педагог или воспитатель должен осуществлять руководство процессом игры. Помимо этого, при создании игровой ситуации необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности личности. В совокупности эти факторы определяют эффективность игры.
Было выявлено, что дидактическая игра имеет большое значение для развития дошкольников. Это объясняется тем, что в их основе лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей между собой. С помощью дидактической игры можно воспитывать умение слушать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Также необходимо отметить значимость дидактической игры в педагогических системах. Все вышесказанное позволяет сказать о высокой значимости дидактической игры в дошкольном образовании.
1) Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. — М. : Наука, 1974. — 214 с.
2) Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. — М. : Просвещение, 1992. — 246 с.
3) Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М. : Просвещение, 2000. — 185 с.
4) Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя языка / А.Н. Гвоздев. – М. : Наука, 1999. — 301 с.
5) Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. — М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 519 с.
6) Клименко, А.П. Основы теории игровой деятельности / А.П. Клименко, А.Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. — М. : Наука, 1974. — 402 с.
7) Лаврентьев, В.В. Значение игры в работе с детьми / В.В. Лаврентьев // Начальная школа. — 1999. — №5. — С.47—53.
8) Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьев. — М. : Куб, 1972. — 280 с.
9) Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. — М. : Педагогика, 1981. — 302 с.
10) Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. — М. : Просвещение, 1975. — 201 с.
11) Львов, М.Р. Учись играть / М.Р. Львов. – М.: Дрофа, 2003. — 188 с.
12) Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. — М.: Просвещение, 2007. — 417 с.
13) Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. — Знание: Психология и педагогика. — 1979. — №2. — С.16—23.
14) Новотворцева, Н.В. Развитие детей / Н.В. Новотворцева. – Ярославль : Академия развития, 1996. — 312 с.
15) Пелевина, И.А. Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире / И.А. Пелевина, М.А. Васильева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 59-62.
16) Сенько, Ю.В. Учебный процесс: сотрудничество педагога учащегося / Ю.В. Сенько // Педагогика. — 1997. — №3. — 40 с.
17) Тихеева, Е.И. Развитие детей / Е.И. Тихеева. — М. : Просвещение, 1986. — 287 с.
18) Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. — М. : Куб, 2009. — 298 с.
19) Улицкая, И.Л. Для развития познавательной активности / И.Л. Улицкая // Начальная школа. — 1996. — № 6. — С.22—30.
20) Ушакова О.С. Развивайте речь дошкольника / О.С. Ушакова, Л.В. Щадрина // Дошкольное воспитание. — 1997. — №2. — С.17—21.
21) Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос,2003. — 115 с.
22) Ушакова, О.С. Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. – М. : РАО, 1994. — 216 с.
23) Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Альфа,1993. — 190 с.
24) Шкуркин, В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность / В.И. Шкуркин. — М.: Норма, 2003. – 173 с.
25) Эльконин, Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника / Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1983. — 213 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты исследования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты