Влияние группы сверстников на формирование самооценки учащихся Курсовая работа (проект)
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние группы сверстников на формирование самооценки учащихся»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Влияние группы сверстников на формирование самооценки учащихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Инструкция к методике Дембо-Рубинштейн.
Приложение Г Результаты определения уровня самооценки младших школьников по тесту-опроснику С.В. Ковалева.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Инструкция к методике Дембо-Рубинштейн.
Приложение Б Тест – опросник для определения уровня самооценки по методике С.В. Ковалева.
Приложение В Результаты диагностики уровня самооценки у младших школьников по методике Дембо-Рубенштейн. Приложение Г Результаты определения уровня самооценки младших школьников по тесту-опроснику С.В. Ковалева.
Приложение Д Содержание игр и упражнений, включенных в программу по развитию адекватной самооценки.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы влияния группы сверстников на формирование самооценки учащихся
1.1 Понятие и сущность самооценки в психологии
1.2 Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста
1 Теоретические аспекты проблемы влияния группы сверстников на формирование самооценки учащихся
1.1 Понятие и сущность самооценки в психологии
1.2 Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
2 Экспериментальное исследование проблемы влияния группы сверстников на развитие самооценки учащихся младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Программа по повышению уровня самооценки учащихся в процессе взаимодействия с группой сверстников
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Введение.
Характер межличностных отношений в любом сообществе достаточно сложен. Они проявляют как индивидуальные качества личности - ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные способности, так и нормы и ценности общества, овладевшие личностью. В системе межличностных отношений человек осознает себя, отдавая обществу то, что в нем ощущается. Именно деятельность человека и его действия являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.
Вступая в межличностные отношения, учащиеся начинают проявлять себя как личности и дают возможность оценить себя в системе отношений с другими. Если в начале формирования классового коллектива все дети занимают равные позиции, то через некоторое время можно заметить тех, кого любят и уважают, имитируют или пытаются любить, а тех, кого игнорируют, не замечают, оскорбляют всеми возможными способами. Почему такое происходит? Ответ на это вопрос пытались найти большое количество исследователей. В этом и заключается актуальность выбранной темы работы.
Развитие личности школьного возраста в психологической науке представляется нам в виде широкого спектра качественных изменений, которые в первый раз появляются в период развития личности ребёнка. Одна из самых важных проблем в развитии личности ребенка школьного возраста – это проблема самосознания и развитие адекватной самооценки. Этот процесс в школьном возрасте считается самым важным достижением в развитии личности. Самооценка является ядром самосознания.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворенное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной различных конфликтов. Исследования социометрического статуса связаны с изучением взаимоотношений и общения в малых группах и коллективах (Т.Е. Конникова, Л.И. Уманский, А.В. Киричук, Т.А. Репина, Х.И. Лийметс, Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, А.Л. Свенцицкий, В.Т. Лисовский, Я.Л. Коломинский и др.). Проблема самооценки подробно исследована в работах Л.И. Божович, И.С.Кона, М.И. Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса, А.И.Липкиной и др. Исследованию проблемы взаимоотношений младших школьников посвящены следующие работы: А.Д. Алферов «Психология развития школьников», В.Г. Боброва, М. Вахрушев «Общая характеристика развития личности подростка», Е.Д. Божович «Психология особенного развития личности подростка» и др.
1 Теоретические аспекты проблемы влияния группы сверстников на формирование самооценки учащихся.
1.1 Понятие и сущность «самооценки» в психологии.
Одним из важных факторов, влияющих на процесс целенаправленного обучения студентов, является влияние самоуважения и уровня амбиций на процесс обучения. Самоуважение является стержнем личности и оказывает значительное влияние на ее поведение. Это тесно связано с уровнем претензий человека - степенью сложности целей, которые он ставит перед собой [9, с. 138].
Самооценка - это оценка человеком себя, своих способностей, качеств и места среди других людей. Что касается сущности личности, то самооценка является важным регулятором ее поведения. Самооценка влияет на отношения человека с другими людьми, его критичность, самодисциплину и отношение к успехам и неудачам. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [2, с. 84].
Самооценка выполняет регулирующую и защитную функцию, оказывая влияние на поведение, деятельность и развитие человека, его взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самоуважения, обеспечивающая относительную стабильность и самостоятельность человека, хотя она и может привести к искажению опыта. Самооценка характеризуется следующими параметрами:
уровень (высокий, средний, низкий);
с реальным успехом (адекватным и неадекватным или завышенным и недооцененным);
особенности структуры (конфликтные и неконфликтные) [26, с. 75].
Стабильная и в то же время достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, опыта, оценок других и т.д.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.
Самоуважение – это ценность, значение которой человек доверяет себе в целом и отдельным аспектам своей личности, деятельности и поведения. Самооценка выступает в качестве относительно стабильного структурного образования, компонента самопознания и процесса самооценки. Основой самооценки является система личных значений человека, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии человека и отражает уникальность его внутреннего мира. Уровень амбиций А.В. Петровского перекликается с идеальным «я» [22, с. 207].
2 Экспериментальное исследование проблемы влияния группы сверстников на развитие самооценки учащихся младшего школьного возраста.
2.1 Организация и методы проведения исследования.
Целью данной курсовой работы является исследовать процесс воздействия влияния со стороны сверстников на развитие самооценки детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которые было направлено на установление уровня развития самооценки у детей младшего школьного возраста. Исследование осуществлялось поэтапно.
Этапы проведения исследования:
1.Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
2.Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.
3.Сбор данных и их описание.
4.Количественная и качественная обработка данных исследования.
5.Оценивание результатов исследования, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
6.Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Выборка: в исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (в возрасте 10-11 лет).
Для осуществления диагностики уровня самооценки младших школьников использовались следующие методики:
методика Т. Дембо - С.Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан);
определение уровня самооценки по тесту-опроснику С.В. Ковалева.
Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна. Вопрос завышенной и заниженной самооценки всегда интересовал психологов, периодически предпринимались попытки по созданию действенных методик. Нельзя сказать, что все они были неудачными, но абсолютно точного способа диагностики пока не имеется. Одной из самых известных методик исследования самооценки является способ диагностики Дембо-Рубинштейн. Назван он так в честь создателей – Тамара Дембо разработала методику, а Сусанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.
Заключение.
Самооценка - это оценка человеком себя, своих способностей, качеств и места среди прочего. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка выполняет регулирующую и защитную функцию, оказывая влияние на поведение, деятельность и развитие человека, его взаимоотношения с другими людьми. Самооценка тесно связана с уровнем личных претензий, т.е. с желанием достичь целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Самоуважение - это ценность, значение которой человек доверяет себе в целом и отдельным аспектам своей личности, деятельности и поведения. Самооценка выступает в качестве относительно стабильного структурного образования, компонента самопознания и процесса самооценки. Основой самооценки является система личных значений человека, принятая им система ценностей.
Самооценка детей младшего школьного возраста характеризуется рядом особенностей, связанных с тем, что в связи с поступлением в школу и сменой ведущего вида деятельности развивается самосознание ребенка младшего школьного возраста, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя. Уровень успеваемости в данном возрасте важен для развития у учащегося чувства собственного достоинства. Эмоциональное отношение к внешним оценкам, особенно полученным от значительных взрослых, влияет на характер восприятия ребенком себя как личности, характер его самооценки. Будучи сформированной у детей младшего школьного возраста, самооценка как продукт самосознания и самореализации становится внутренней и органической собственностью их личности.
Во второй главе работы было проведено экспериментальное исследование, направленное на установление уровня самооценки у учащихся младших классов. Экспериментальное исследование проходило в несколько этапов. в исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (в возрасте 10-11 лет). Для осуществления диагностики уровня самооценки младших школьников использовались следующие методики: методика Т. Дембо - С.Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан); определение уровня самооценки по тесту-опроснику С.В. Ковалева. В результате проделанной работы были получены следующие результаты. Большинство младших школьников, принимавших участие в исследовании, а именно 73,3% обладают средним уровнем самооценки. 16,7% имеют низкий уровень самооценки, а меньше всего 10% – высокий уровень самооценки.
1 Алексеева, Е.Л. Эффективные методы и приемы формирования адекватной самооценки / Е.Л. Алексеева.– 2009. – С. 18 – 26.
2 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. − Л.: Издательство Лгу, 2006. − 339 с.
3 Арсеньев, А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек - мир» / А.С. Арсеньев // Вопросы философии. − 2003. − №5. − С. 130−160.
4 Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. − Москва: Мысль, 2006. − 158 с.
5 Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики / Б.А. Барабанщиков // Психологический журнал. − 2003. − №1. − С. 28 −38.
6 Бернс, Р. Что такое Я – концепция / Р. Бернс, Д.Я. Райгородский // Психология самосознания: Хрестоматия ред. Самара: БАХРАХ- М, 2013. – 334 с.
7 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-ое изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2007. – 234 с.
8 Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 16 – 125.
9 Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 254 с.
10 Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов - на Дону: «ФЕНИКС». – 2004. – 198 с.
11 Козубовский, В.М. Самооценка личности // В.М Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2011. – С. 311 – 317.
12 Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология / Т.В. Корнилова. – М.: Юрайт, 2012. - 640 с.
13 Кравченко, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с.
14 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособ. для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.И. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 20012. – 464 с.
15 Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина.- Изд-во Питер, 2009. – 123 с.
16 Менчинская, Н.А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д. Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2008. – 305 с.
17 Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования / О.Н Молчанова. – М.: Флинта, Наука, 2010. - 391 с.
18 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 456 с.
19 Небылицин, В.Д. Психофизиологическические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицин. – М.: Педагогика, 2006. – 276 с.
20 Немов, Р.С. Общие основы психологии / Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн. – Книга 1. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 321 с.
21 Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. − М.: Владос, 2003. − 688 с.
22 Петровский, В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 509 с.
23 Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. – М.: «Просвещение», 2009. – 659 с.
24 Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт - Издат, 2013. – 724 с.
25 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
26 Савонько, Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на само¬оценку и оценку другими людьми / Е.И. Савонько // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М. - 2002. - С. 81 — 111.
27 Серебрякова, Е.А. Уверенность в себе и условие ее формирования у школьников // Ученые записки Тамбов, пед. института. – М: Тамбов. – 2006. – 243 с.
28 Теплов, Б.М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Гиппенрейтер и В.Романова. – М.: ЧеРо, 2010. – С.262 – 273.
29 Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С.33-42
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Инструкция к методике Дембо-Рубинштейн.
Приложение Г Результаты определения уровня самооценки младших школьников по тесту-опроснику С.В. Ковалева.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Инструкция к методике Дембо-Рубинштейн.
Приложение Б Тест – опросник для определения уровня самооценки по методике С.В. Ковалева.
Приложение В Результаты диагностики уровня самооценки у младших школьников по методике Дембо-Рубенштейн. Приложение Г Результаты определения уровня самооценки младших школьников по тесту-опроснику С.В. Ковалева.
Приложение Д Содержание игр и упражнений, включенных в программу по развитию адекватной самооценки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты