При переходе к новой системе хозяйствования, а именно к рыночному хозяйствованию, возникла необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие экономические институты, как биржи.
Являясь некоммерческими организациями, биржи способствуют движению и обращению ценных бумаг и товаров. На них, в зависимости от вида товара, спроса и предложения, осуществляется установление цен на товары и курсов на ценные бумаги. Биржи отражают объективную ситуацию на товарном, фондовом, валютном рынке и рынке труда.
Поэтому целью данной работы является выявление и раскрытие сущности инфраструктуры рынка, ее назначения; определение понятия и сущности биржи, ее видов и особенностей деятельности; операций на биржах и их функций. Также в работе рассмотрено развитие инфраструктуры рынка в Республике Беларусь, его особенности и проблемы.
Особую актуальность приобретает изучение данного вопроса и в Республике Беларусь, что связано с выбором Республики Беларусь социально–ориентированной модели развития. Роль и значение банковского сектора определяется содействием установления макроэкономической стабилизации в стране. Роль и значение рынка ценных бумаг в целом и фондовой биржи в частности обусловлена тем, что от его успешного функционирования зависит приток капитала для развития производства, сферы обращения. Фондовая биржа стимулирует сбережения населения и хозяйствующих субъектов, при правильной организации может служить важнейшим фактором восстановления экономического роста.
Цель работы – исследовать особенности и развитие рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.
Задачи работы:
˗ рассмотреть сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике страны, ее классификацию;
˗ провести анализ особенностей инфраструктуры рынка в таких странах, как США, Япония и Германия;
˗ проанализировать современное состояние рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь;
˗ провести анализ проблем и особенностей рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.
Объект исследования – рыночная инфраструктура.
Предмет исследования – особенности рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.
В современной рыночной экономике инфраструктура – это система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно–экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Или её определяют как систему учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.
Следует отметить, что инфраструктура рынка состоит из нескольких баз: организационной, материальной и кредитно–расчетной. Организационная база включает в себя снабженческо–сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и товарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно–расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно–сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки.
Основными элементами инфраструктуры рынка являются: ярмарки, аукционы, биржи, кредитная система, государственные финансы (республиканские и местные бюджеты), система законодательства.
Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть как местом периодической торговли, так и местом сезонной распродажи товаров одного или нескольких видов. В начале ХХ века широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. В настоящее время развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления.
Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно–экономические условия для функционирования рынка; как совокупность учреждений, организаций государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Банковская система США.
Банковская система США – крупнейашая в мире, она располаагает почти 90 000 банковсаких отделенаий и 371 000 банкомаатов. На 30 сентября 2004 г. активы банков США составлаяли 9,88 триллиоанов долл. США, 5,98 триллиоанов долл. США было выдано в виду кредитов. Банковская деятельаность в США более разнообаразна, чем в большинастве стран Запада. На рынок США продолжаают проникаать и расширяаться на нем крупные иностраанные банки.
Как правило, в каждой стране выделяеатся один централаьный банк (Англия, ФРГ, Франция, Россия). В США централаьный банк предстаавлен 12 относитаельно самостоаятельными регионаальными федералаьными банками, возглаваляемыми Советом управляающих Федеральной резервнаой системы. Центральным банком европроастранства является Европейский централаьный банк, которому национаальные банки стран–членов ЕС передали по договору часть своих полномоачий [20].
Насчитывается также около 4 т коммерчаеских банков – участниаков Федеральной резервнаой системы. При этом 3 крупнейаших резервнаых банка (Нью–Йорка, Чикаго и Сан–Франциско) концентарируют свыше 50% активов ФРС. В отличие от других стран члены правитеальства США не входят в состав Совета управляающих ФРС Члены Совета управляающих назначааются Президентом на 14–летний срок. Назначение на второй срок исключеано. Руководство ФРС может отказать в проведеании внешней ревизии, финансиаруется за счет собствеанных доходов. Законы о структуаре ФРС разрабаатывает Конгресс США.
Реформирование экономики и появление новых субъектов хозяйствования нуждаются в надежном и эффективном механизме регулирования рынка, одну из составных частей которого должна составлять инфраструктура. Элементный состав рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь к настоящему времени сформирован неполно и фрагментарно. Процесс становления идет стихийно, в большинстве случаев не обеспечен необходимой нормативно–правовой базой и явно отстает от потребностей времени.
Налоговая политика является неотъемалемой частью социальано–экономиаческой политики страны. Она развиваается и изменяеатся вместе с приоритаетами государаства. На нынешнем этапе она приобреала такие важные черты, как устойчиавость и стабильаность функциоанирования, выраженаная направлаенность на стимулиарование воспроиазводственных процессаов.
Программой социальано–экономиаческого развития страны в области бюджетно–налоговаой политики предусмаотрено совершеанствование налоговаого законодаательства, основныами целями которого являются снижение налоговаой нагрузки, улучшенаие налоговаого админисатрирования и повышенаие рационаальности, справедаливости и стабильаности налоговаой системы.
Не следует забывать и о социальаной направлаенности бюджета белорусаского государаства. Высокая концентарация финансоавых ресурсов в бюджете нашей страны обусловалена широкомаасштабным комплекасом социальаных гарантий: бесплатаным образоваанием, здравооахранением, развитой системой пенсионаного обеспечаения и социальаного обслужиавания.
Основы бюджетно–налоговаой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Согласно ее нормам, все граждане республаики обязаны принимаать участие в финансиаровании государаственных расходов путем уплаты законодаательно установаленных налогов сборов и пошлин. Право устанаваливать республаиканские налоги и сборы, утверждаать республаиканский бюджет и отчет о его исполнеании принадлаежат Парламенту – Национальному собранию Республики Беларусь [1].
Структура налоговаой системы Беларуси схожа с аналогиачными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходаный налог, налог на недвижиамость и т. д.), косвеннаые (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешаннаые (земельнаый и экологиаческий налоги, отчислеания в инновацаионные фонды и т.д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенаные сборы и пошлины, оффшорнаый сбор и др.
В заключение проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.
Сохранение и развитие промышлаенного потенциаала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкрепалено мерами по развитию инфрастаруктуры. В противнаом случае любые крупномаасштабные програмамы развития начнут буксоваать именно из–за того, что не будут обеспечаены соответаствующей инфрастаруктурой в самом широком смысле этого понятия.
Это связано с тем, что инфрастаруктура имеет достатоачно жесткую привязку к технолоагическим укладам, а развитие последнаих, в свою очередь, невозмоажно без соответаствующей инфрастаруктуры.
Инфраструктура рынка – система взаимосавязанных специалаизированных организааций, система взаимосавязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Организационная база инфрастаруктуры рынка включает снабженаческо–сбытовые, брокерсакие и другие посреднаические организаации, коммерчаеские фирмы крупных промышлаенных предприаятий. Материальную базу составлаяют транспоартная, банковсакая и страховаая системы, крупные самостоаятельные банковсакие и кредитно–сберегаательные учреждеания, а также различнаые по объему операций средние и мелкие коммерчаеские банки.
Государство создает условия для развития рыночной инфрастаруктуры: корректаирует отклонеания рыночноаго механизама, берет на себя ответставенность за создание равных условий для развития соперниачества и т.д.
Кредитная система позволяает мобилизаовать временно свободнаые средства, превратаить их в кредиты, а потом и в капиталаовложения. Ядром кредитнаой системы выступаает банковсакая система.
В целом, следует отметить, что элементаный состав рыночной инфрастаруктуры в Республике Беларусь к настоящаему времени сформираован неполно и фрагменатарно.
В совремеанной рыночной экономиаке инфрастаруктура – это система взаимосавязанных специалаизированных организааций, обслужиавающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.
Рыночная инфрастаруктура является одной из подсистаем регионаальной экономиаки, которая призвана обеспечаить необходаимые условия формироавания развитых рыночных отношенаий.
Рыночная инфрастаруктура региона может быть классифаицирована по ряду признакаов.
В условиях информаатизации появляеатся новая инфрастаруктура – информаационная.
Эффективное развитие информаационной инфрастаруктуры и средств коммуниакации – одна из актуальаных задач для любого совремеанного общества с его возрастаающими потребнаостями в информаационно–коммуниакационных технолоагиях.
1. Анализ состояния институтов инфраструктуры [Электронный ресурс] / Экономический обзор Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.econmotion.ru/nomecs–597–1.html. – Дата доступа: 02.04.2017
2. Артамонова В.С. Микроэкономика / В.С. Артамонова. – СПб.:Питер, 2009 – 320 с. 76–92
3. Банковская система Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Путеводитель для банкиров – Режим доступа: http://www.prostobankir.com.ua/spravochniki/bankovskie_sistemy/strany_sng/bankovskaya_sistema_belorussii. – Дата доступа: 02.04.2017
4. Информационно–коммуникационная инфраструктура Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь – Режим доступа: belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/otrasli–statistiki/platnye–uslugi–naseleniyu_2/informatsionno–kommunikatsionnye–uslugi_2/operativnye–dannye/ob–ispolzovanii–informatsionno–kommunikatsionnyh–tehnologii–v–2013–godu/. – Дата доступа: 02.04.2017
5. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я. Иохин – М.: «Экономистъ»,2006. – 681 с. 126–129
6. Кравцова Г.И. Развитие банковской системы в РБ. // Белорусский банковский бюллетень. – 2009– №4 – с.31.
7. Кушлина, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / В.И. Кушлина – М.: РАГС, 2005 – 834 с. 647–650
8. Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально–ориентированный подход: учебник / Э.А.Лутохина. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 – 400с.
9. На 1000 жителей Беларуси приходится 996 абонентов сети Интернет [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального правового интернет–пртала Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=145273. – Дата доступа: 02.04.2017
10. Новоселов, А.С. Теория региональных рынков: Учебник / А.С. Новоселов. – Ростов н/Д: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002 – 448 с.
11. Носова, С.С. Экономическая теория / С.С. Носова – М.: КНОРУС,2008 – 383 с. 98–99
12. Основные направления развития национальной информационной инфраструктуры [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства связи и информатизации Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.mpt.gov.by/File/2010_2/Tibo–Panteley.pdf. – Дата доступа: 02.04.2017
13. Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia. – Дата доступа: 02.04.2017
14. Розничная торговля в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/otrasli–statistiki/. – Дата доступа: 02.04.2017
15. Рынок лизинговых услуг Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Инфо банк Республики Беларусь – Режим доступа: http://infobank.by/1383/default.aspx. – Дата доступа: 02.04.2017
16. Статистика Национального банка [Электронный ресурс] / Инфо банк Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/depcen/otchet/dcb2015_1.pdf. – Дата доступа: 01.04.2017.
17. Стратегия развития информационного общества Национальный правовой интернет–портал Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=147283. – Дата доступа: 01.04.2017.
18. Экономика Германии [Электронный ресурс] / Инфо банк Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/german.htm. – Дата доступа: 01.04.2017.
19. Экономика Японии [Электронный ресурс] / Инфо банк Республики Беларусь – Режим доступа:http://www.ereport.ru/articles/weconomy/japan.htm. – Дата доступа: 01.04.2017.
20. Экономика США [Электронный ресурс] / Инфо банк Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/usa.htm. – Дата доступа: 01.04.2017.