ВВЕДЕНИЕ
1. Финансовая система современного общества
1.1 Понятие финансовой системы, ее функции, основные звенья и принципы построения. Основные черты современных финансов и их главная цель
1.2 Финансовые инструменты
1.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
2. Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшую роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства выполняют финансы. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и в то же время очень важный инструмент реализации государственной политики.
Финансы считаются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их становление произошло в экономических условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и тесно связано с развитием государства в целом и его потребностей в ресурсах.
Воплощение в жизнь радикальных преобразований на современном этапе экономического развития может быть только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества.
Современные условия экономики обусловливают необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства и развития. Сейчас как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Глубокое знание финансовой сферы деятельности необходимо еще и для того, что наша страна уже несколько лет находится в экономическом и финансовом кризисе. Республика Беларусь переживает на сегодняшний момент большие трудности не только в области государственного устройства и международного признания, но и, как следствие первого, в сфере экономики и финансов. Проблемы финансового оздоровления интересуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в сейчас в финансовой сфере деятельности главным образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, тарифы, цены, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что знание о функционировании финансов дает возможность ориентироваться в тех экономических процессах, которые происходят в экономике страны, понимать смысл происходящих событий, действия правительства в сфере финансовой политики.
Объект исследования курсовой работы - национальная экономика.
Предмет исследования - финансовая система Республике Беларусь.
1. Финансовая система современного общества
1.1 Понятие финансовой системы, ее функции, основные звенья и принципы построения. Основные черты современных финансов и их главная цель
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения понятия "финансы". Финансы - историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения необходимых функций нужны денежные средства.
В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили почти полностью натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет разного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов.
С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее важность стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей сильно сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства как такового.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI—XVII века) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
В условиях капиталистического строя товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности любого государства. По своей сущности финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода [5, с. 153].
Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. Это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Финансовая система подразделяется на централизованную (общегосударственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок) и децентрализованную (финансы хозяйствующих субъектов: государственные предприятия, частные предприятия, акционерные предприятия, арендные) (рисунок 1.1).
2. Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь
Становление финансовой системы Республики Беларусь происходило в одно время со становлением ее государственности. Хотя еще несвоевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел совершенный образ, основные его элементы так или иначе сформировались и достаточно неплохо функционируют. Это системы государственных финансов, банковская система, система фондовых и валютных бирж, страховых, инвестиционных компаний.
Национальная финансовая система Беларуси начала образовываться с образованием в 1990 году суверенного государства - Республики Беларусь, которая прошла сложный путь становления и развития в условиях выхода из глубокого системного кризиса, вызванного распадом бывшего СССР. На сегодняшний день она представляет собой систему, построенную по международным стандартам с учетом специфики экономики страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, структура, назначение, функции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе Республики Беларусь. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 232): «Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан [13].
Состав финансовой системы Республики Беларусь графически отображен на рисунке 2.1:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы сделаем следующие выводы:
1. Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. Это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
2. Финансовая система подразделяется на централизованную и децентрализованную. Финансовая система охватывает следующие звенья: финансы субъектов хозяйствования, финансы домашних хозяйств, государственные финансы.
3. Функции финансовой системы: аккумулирующая регулирующая, распределительная, контрольная.
4. В нынешней экономике, при её цикличном развитии, в зависимости от сферы обращения финансов, от их характеристики цели финансов различаются. Например, в сфере финансов государства основной задачей является распределение централизованных ресурсов для всеобщего пользования, это происходит на государственном уровне, то есть в крупнейшем масштабе. В сфере домохозяйств финансы используются для тех же самых целей, но в меньшем объёме.
5. Под финансовым инструментом понимается любой контракт (договор), по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного и финансовых обязательств другого субъекта хозяйствования. Всё множество финансовых инструментов классифицируется по тем или иным качествам. Главное из них - рынок, на котором они работают или, как говорят финансисты, обращаются. Их купля и продажа, является способом удовлетворения интересов продавцов и покупателей.
6. С помощью финансовых инструментов достигаются цели: хеджирование, спекуляция, мобилизация источников финансирования и содействие операциям текущего рутинного характера.
7. Теоретические первоисточники современных концепций государственных финансов можно найти в исследованиях западных экономистов XIX - начала XX веков. Их развитие в большой степени связано с общими законами движения рыночной экономики и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии западных государств.
До конца 20-х годов в основе финансовой политики запада лежали концепции неоклассической школы. Их важнейшим направлением было невмешательство государства в экономику, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов, сохранение свободной конкуренции. Под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в 30-60-е годы в основу финансовой политики были положены неокейнсианские и кейнсианские доктрины. С
1 Макроэкономика. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б., изд. М.: 2011.- 595 с.
2 Куцман М.В. Макроэкономика: Курс лекций/Москва: Мади, 2015. - 104 с.
3 Лемешевский И.М., Донцова В.И., Макроэкономика: учеб.- мет. комплекс.-Минск / изд. МИУ, 2014.- 266 с.
4 Макроэкономика.: учебное пособие / В.Г. Родионова.- М.: изд. МГТУ, 2013.-206 с.
5 Малахова Н.Г. Финансы и кредит: курс лекций/ Н.Г.Малахова –М. : Эксмо, 2010. – 256с.
6 Кабанцева Н.Г. Финансы учебное пособие для студентов высших учебных заведений// Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.-348 с.
7 Грязнова А.Г. Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. - 496 с.
8 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория – М., Юрайт, 2011. – 429 с.
9 Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2013. - № 2. - С. 26-
10 Национальная стратегия устойчивого социально – экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11 Шмарловская Г.А. Налогово-бюджетное регулирование: теория и практика: Учеб. пос. – Мн.: БГЭУ, 2011. – 256 с.
12 Егоров А.В. Финансы и финансовый рынок: курс лекций/А.В. Егоров, А.Д. Молокович.-2-е изд., стер. - Минск: БГЭУ,2015.-155 с.
13 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп. на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14 Финансовая система Республики Беларусь: курс лекций: [для слушателей и студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь, студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям] / Л. И. Леутина, Т. Г. Струк; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 142 с.
15 Электронный ресурс / Информация об исполнении бюджета в 2016 году// Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution// Дата доступа 27.02.2017г