ВВЕДЕНИЕ
1 Общие теоретические аспекты политики регулирования доходов населения и социальной защиты в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
1.1 Политика регулирования доходов населения
1.2 Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини
1.3 Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий
2 Механизм регулирования доходов населения и система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиважнейших показателей в рыночной экономике, позволяющим оценить возможности каждого человека или семьи является доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека. Он представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение определенного периода (обычно за год).
Сформированное рыночной системой распределение доходов часто несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому гражданину страны доход, обеспечивающий ему достойный уровень жизни, независимо от итогов его экономической деятельности. В наше время возникает необходимость вмешательства государства в перераспределение доходов. Принимая на себя ответственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, оно организует соответствующее перераспределение доходов.
Политика перераспределения доходов направлена на решение двух важнейших задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения страны. Данная политика заключается в перераспределении доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат.
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что на современном этапе неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разницу в доходах различных групп населения. Более того, чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому что возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Именно поэтому регулирование доходов, заработной платы является важной частью политики любого государства, в том числе и Республики Беларусь.
Объект исследования работы - национальная экономика.
Предмет исследования - доходы населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике.
Цель курсовой работы - исследовать политику регулирования доходов населения и социальную защиту в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть политику регулирования доходов населения;
- рассмотреть количественное определение неравенства;
- раскрыть сущность децильного и квинтильного коэффициента;
1 Общие теоретические аспекты политики регулирования доходов населения и социальной защиты в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
1.1 Политика регулирования доходов населения
Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. Различают социальное и экономическое неравенство. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, дефицитным ресурсам, недвижимости. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство, как правило, владеет большей частью национального богатства. Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно.
Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она воплощается в жизнь по двум основным направлениям:
1. Регулирование доходов населения;
2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.
Мировой опыт регулирования доходов предполагает:
- установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные работники, а также часто используется как первоначальная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
- регулирование верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе роста инвестиций, сдерживания инфляции и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
- защиту доходов населения от обесценения индексацией, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходов включает в себя:
- аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения всевозможных налогов; существуют мнения экономистов разных стран, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
- предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
2 Механизм регулирования доходов населения и система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
Механизм осуществления политики доходов и заработной платы в Республике Беларусь является многообразным. Государственное регулирование доходов и заработной платы проводится при помощи налогов и межбюджетного регулирования. Государственный механизм регулирования доходов населения включает в себя образование первичных доходов, перераспределение через госбюджет, конечное распределение. Первичные доходы включают оплату труда и отчисления на обязательное социальное страхование, смешанный валовой доход домашних хозяйств, первичные доходы предприятий в виде прибыли и государства в виде налогов.
Материальной основой перераспределения являются налоги с предприятий, поэтому перераспределение через бюджет требует увязки социальных потребностей населения с экономическими возможностями предприятий. Перераспределение через бюджет осуществляется путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и посредством социальных выплат населению. Конечное распределение осуществляется через предоставление услуг населению государственными и некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства.
Если в отношении предприятий налогообложение дифференцировано с точки зрения стимулирования экономического роста, то в отношении личных доходов основой дифференциации налоговой нагрузки выступает уровень платежеспособности налогоплательщиков. При низком удельном весе подоходного налога в доходах консолидированного бюджета и низком уровне заработной платы большинства работающих регулирующая функция подоходного налога в перераспределении доходов невелика.
Индексация денежных доходов населения в связи с инфляцией регулируется Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции». Индексация представляет собой корректировку величины не имеющих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (заработная плата по месту работы, пособия, стипендии, денежное довольствие), а также денежных сбережений физических лиц в виде вкладов в денежных единицах Республики Беларусь в учреждения государственной кредитно-финансовой системы и облигаций государственных займов Республики Беларусь с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Индексация денежных доходов производится, если индекс потребительских цен, исчисленный с нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает пятипроцентный порог. Коллективные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы сделаем следующие выводы:
1. Политика регулирования доходов населения является средством преодоления неравенства населения и бедности. Она проводится по следующим направлениям: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет. Важной целью социальной политики любой страны является повышение качества и уровня жизни населения на основе роста денежных доходов, сокращение уровня бедности.
2. Бедность является одной из основных проблем любого государства. При формировании доходов сохраняются условия неравенства их распределения между семьями и группами населения. Для того, чтобы показать степень дифференциации доходов, можно использовать децильный и квинтильный коэффициент, кривую Лоренца и коэффициент Джинни. С помощью данных показателей можно оценить социальную напряженность в любом государстве.
3. Каждая страна независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для правильного функционирования общества и недопустимости социальной напряженности определенные слои гражданского общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступления тяжелых обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.
4. В целом ситуация в Республике Беларусь в области перераспределения доходов удовлетворительная. Поскольку проблемы бедности и малообеспеченности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни населения, эффективности политики доходов и занятости населения потребуются дальнейшие преобразования и реформы в социальной и экономической сферах.
5. Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание членов общества и решить проблему бедности и малообеспеченности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других важных социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении граждан государства; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы. Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения страны и создание условий для развития высокого человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и стараниями обеспечить свое
1 Куцман М.В. Макроэкономика: Курс лекций/Москва:Мади, 2015.-104 с.
2 Государственная политика в области формирования и регулирования доходов граждан А.М.Мошина /статья/Минск: 2016г
3 Лемешевский И.М., Донцова В.И., Макроэкономика: учеб.- мет. комплекс.- Минск / изд. МИУ, 2014.- 266 с.
4 Макроэкономика.: учебное пособие / В.Г. Родионова. - М.: изд. МГТУ, 2013.-206 с.
5 Государственное регулирование доходов населения. Энциклопедия менеджмента / статья / Рубрика: Мотивация труда, Минск: 2016г
6 Данканич С.А. Неравенство доходов населения: виды и последствия / С.А. Данканич // Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. – №3. – 2012. –с. 7-10
7 Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУА информ, 2007. - 543 с.
8 Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 458 с.
9 Еремушкина, С.В. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения / С.В. Еремушкина // Экономический бюллетень. – 2015. – №6. – С. 23-31.
10 Неравенство между белорусами будет нарастать [Электронный ресурс] Режим доступа: http://naviny.by // Дата доступа 07.02.2017г
11 Официальная статистика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ Дата доступа 07.02.2017г
12 Пособие по безработице в 2017 году [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.samsebeyurist.by / Дата доступа 07.02.2017г
13 Валютные запасы населения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ej.by/news/economy/ Дата доступа 08.02.2017г
14 Бюджет прожиточного минимума [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ Дата доступа 08.02.2017г
15 Демчук, М.И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития: учеб. пособие / М.И. Демчук. – Мн.: РИВШ БГУ, 2008. – 324 с.
16 Роик, В.Д. Достойные заработные платы и пенсии: отечественный и зарубежный опыт / В.Д. Роик // Человек и труд. – 2014. – №7. – С. 34-37.
17 Имамова, Е. В. Сущность механизма формирования доходов населения / Е.В. Имамова // Журнал экономической теории. – 2013. – №3. – С. 179-184.
18 Корженевская, Г.М. Вопросы реформирования пенсионной системы / Г.М. Корженевская // Социально-экономические и правовые исследования. – 2015. – №3. – С. 56-73.
19 Морова, А.П. Социальная составляющая качества экономического роста: теоретико-методологическая трактовка / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2014. – №1. – С. 18-23.
20 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2017. 202 с.
21 Пономаренко, Е. Механизмы регулирования доходов в Беларуси: результаты неэффективного применения / Е. Пономаренко // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2012. – №3. С. 52-59.