Введение
Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
1.1 Становление учебной дисциплины физического воспитания
1.2 Формы физического воспитания
1.3 Средства и методы физического воспитания
Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
2.2 Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Физическая культура и спорт - это самостоятельный вид человеческой деятельности, важность которого в развитии общества очень разнообразна.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.
Физическое воспитание как академическая дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Универсальная физическая подготовка расширяет возможности человека в любой области социальной деятельности, повышает его выносливость, эффективность, повышает сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам.
Физическая активность способствует развитию и улучшению ряда умственных качеств, особенно устойчивости, мужества, решительности и т. д.
Именно в школе закладываются основы физического воспитания для молодого поколения. Это осуществляется всей системой физического воспитания: уроки физической культуры, внеучебная работа, внеклассные мероприятия в общественном здравоохранении, т. е. целый комплекс мероприятий, в процессе которых формируются знания, привычки, формирующие физическую культуру школьника.
Основной формой обучения являются уроки физкультуры, целью которых является предоставление ученикам знаний и практических навыков, необходимых для овладения жизненными двигательными действиями; содействовать развитию гибкости, силы, скорости, выносливости и других физических качеств; для содействия здоровью и физическому развитию детей, а также для улучшения физической и умственной деятельности; распределять интерес и развивать привычку к регулярной самозанятости с различными видами физических упражнений рекреационного характера; способствовать гармоничному развитию личности ученика.
Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
1.1 Становление учебной дисциплины физического воспитания
Основные традиции и народные формы физического воспитания в историческом аспекте. Каждая эпоха характеризуется своей системой физической подготовки детей, сохраняя национальную самобытность, неповторимость, колорит. Коллективные игры, связанные с трудовой деятельностью, являются первооткрывателями комплекса физических мероприятий воспитательного направления. Используя настоящий охотничий арсенал и живые ориентиры, первобытные люди осваивали мастерство охотника, копируя его действия.
Постепенная эволюция первобытного общества способствовала возникновению игр, не связанных с имитацией трудовых действий. Это были различные командные, а также парные игры, в них воспитывалась выносливость, храбрость, ловкость, сила.
Формам физического воспитания первобытных общих присущи публичность, дух взаимопомощи, коллективизма[16].
Определяющей направленностью физической подготовки восточных славян раннефеодального периода стали образы народных героев – представителей разных социальных сословий, обладающих недюжинной силой, хорошо развитых, смелых, непобедимых. Кто не помнит известных персонажей былинных и сказочных сюжетов – легендарных богатырей: мужественного Илью Муромца, храброго Добрыню Никитича, отважного Алешу Поповича, а еще непобедимого Никиту Кожемяку и бесстрашного смельчака Ивана.
Формы физической подготовки были воплощены в детские дворовые игры и занятия, предусматривающие динамику движений, национальные силовые виды спорта. Они передавались поколениями, составляя народную систему физического воспитания.
Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания следующие:
- практика общественной жизни;
- практика физического воспитания;
- прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных стран и разных эпох;
- результаты исследований как в области ТМФВ так и в смежных областях знаний.
В своем развитии ТМФВ прошла несколько этапов:
Первый этап – этап эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм. Человек получал их в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело человека к осознанию эффекта «упражняемости» и к познанию способов передачи опыта[6].
Второй этап - этап создания первых методик физического воспитания – охватывает периоды рабовладельческих государств, античности и средних веков. Создавались эти методики опытным путем.
Третий этап – интенсивного накопления теоретических знаний о физическом воспитании – охватывает период с эпохи Возрождения (XIII век) до конца XIX века.
Заключение
Многочисленные исследования показали, что регулярная физическая активность увеличивает продолжительность жизни и снижает риск преждевременной смертности. Не существует волшебной формулы, которая переводит часы физической активности в часы полученной жизни, но исследования показывают, что люди, которые более активны, имеют тенденцию быть более здоровыми и жить дольше.
Регулярные физические упражнения и физическая активность увеличивают мышечную силу, плотность костей, гибкость и стабильность. Физическая форма может снизить риск случайных травм и повышает устойчивость к ним.
Сидячий образ жизни и недостаток физической активности могут негативно сказаться на организме человека. Отсутствие физической активности связано с повышенным риском возникновения некоторых видов рака, многочисленных хронических заболеваний и проблем с психическим здоровьем. Известно, что физические упражнения улучшают настроение и психическое здоровье и обеспечивают многочисленные преимущества для здоровья.
Именно поэтому физическое воспитание так важно на всех этапах развития организма человека.
Многогранность задач физического воспитания, решаемых в нашей стране, позволяет не только продолжать формировать знания о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развивать волевые и нравственные качества, вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля, но также формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей; содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции; осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: ФиС, 1978
2. Барков, В.А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе : Учеб. пособ. для студ. вузов / В.А. Барков, Ю.К. Рахматов. – Гродно : Гродненскиq гос. ун-т, 2003. – 163 с.
3. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия / С.Д. Бойченко, И.В. Бельский. – Минск : Лазурак, 2002. – 312 с.
4. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медикобиологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с
6. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, П.К Петров - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
7. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
8. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
9. Круцевич Т.Ю.Теория и методика физического воспитания/ Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 423 с.
10. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.пособие: учеб. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.-151 с.
11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, − 1999. - 374 с.
12. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации: учеб. пособие / Л.И.Лубышева. - М.: ИНФРА-М, 2004.-137с.
13. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей школьного возраста: учеб. пособие / Ю. Ф. Луури. - М.: Феникс, 2003.- 172 с.
14. Матвеев, А.П. Концепция формирования основ учебного предмета физической культуры в общеобразовательной школе : метод. пособие / А.П. Матвеев. – М. : РГАФК, «Принт центр», 2001. – 40 с.
15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев – М. : Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – С.16-27.
16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физ. учеб. заведений/ Л.П. Матвеев. – Спб.: Изд-во «Лань», 2003. – 160 с
17. Наскалов, В.М. Теория и методика физического воспитания : учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-03 02 01, магистрантов спец. 1-08 80 04, слушателей ИПК УО "ПГУ" спец. 1-89 02 75 : в 2 ч. Ч. 1 / М-во образования РБ, Полоцкий гос. ун-т. - Новополоцк : ПГУ, 2008 ; 2010. - 227 с.
18. Николаев, Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 2–10.
19. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
20. Физическая культура и здоровье. V-XI классы : учеб. программа для учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 115 с.
21. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
22. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. С. 198-199.