Введение
Глава 1 Роль Интернета в развитии современного бизнеса
Глава 2 Организация электронной торговли в Республике Беларусь
Глава 3 Проблемы и перспективы развития Интернет-бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Развитие сети Интернет и появление электронной торговли (иначе коммерции: в американской традиции чаще используется термин «электронная торговля», в европейской — «электронная коммерция») вызывают существенные перемены в экономике и бизнесе, приводят к изменению традиционных положений экономической теории и практики. Технологии и стандарты передачи данных через сеть Интернет стали универсальной средой обмена коммерческой информацией, что во многом определило принципы ведения бизнеса в сфере электронной коммерции.
Интеграция бизнеса в мировое сообщество в условиях динамичного развития экономических процессов сопряжена с постоянно изменяющимися условиями работы бизнес-сообщества, с появлением новых технологий обработки коммерческой информации, что приводит к необходимости постоянного изменения и совершенствования специализированных компьютерных приложений. При этом любая программная торговая система должна учитывать специфику производства в различных отраслях народного хозяйства и сочетать ее со спецификой проведения различных хозяйственных операций. Вследствие этого для повышения эффективности работы и увеличения прибылей предприятия, необходимо внедрение современных Интернет-технологий в торговый бизнес и услуги. Как эффективно эксплуатируется информационное наполнение (нормативная, справочная, консультационно-аналитическая информация) всецело зависит от умения практического использования современных информационных систем и технологий, применяемых в различных областях экономки и управления предприятием. Вследствие этого одной из актуальных проблем на ближайшую и отдаленную перспективу являются вопросы, связанные с обработкой большого объема коммерческой информации и управления экономическими процессами с использованием новейших информационных технологий.
1 РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
Интернет является ядром современной мировой экономики и основной движущей силой инновационного развития. Последнее десятилетие весьма убедительно продемонстрировало особую роль информационно-коммуникационных технологий в развитии бизнеса. В наибольшей степени это нашло своё проявление в появлении и развитии особой сферы экономической деятельности – электронной коммерции.
Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики. Все больше потребителей приобретают товары посредством сети «Интернет», а коммерческие организации так или иначе используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности.
В конечном счете сфера электронной коммерции получила своё масштабное развитие только с приходом Интернета. Именно сочетание развитие рынка в сфере интернет-услуг, технологий в области дизайна веб-сайтов и новых вычислительных технологий в итоге и привело к появлению нового вида коммерции – электронной коммерции. Интернет обеспечил существенное сокращение издержек, связанных с ведением предпринимательской деятельности (реклама, аренда помещений, персонал), сократив тем самым время выхода на рынок. Наконец, именно трансграничная природа Интернета позволяет вести деятельность в мировом масштабе и получать выход на зарубежные рынки, а потребителям – получать выбор глобального масштаба [1].
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что электронная коммерция – совокупность отношений, возникающих в связи с заключением сделок посредством сети Интернет, а также при продвижении товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав в сети Интернет.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Глобальное распространение информационных технологий стало рычагом для трансформаций в экономике и в обществе. Одной из главных составляющих этого процесса является проникновение интернета во все сферы экономики. За последнее время значительно расширился диапазон коммерческих отношений через интернет, в него включились такие составляющие, как:
- продажа и покупка товаров через сеть Интернет;
- перечисление денежных средств путем использования электронных сетей;
- торговля информацией в электронном виде и др.
Электронная коммерция является одним из направлений, которое развивается гипершагами в современной экономике. Ее рассматривают как деятельность фирмы, направленную на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они предоставляют. Покупатели, вовлекаемые в новую для себя коммерческую среду, открывают определенные возможности и преимущества. Задачи, стоящие перед организациями, решаются гораздо быстрее и с наименьшими затратами с использованием возможностей информационных и коммуникационных технологий.
Крупные белорусские компании, представители малого и среднего бизнеса не могут позволить себе остаться вне пространства мирового и белорусского рынка на данном этапе развития экономики Республики Беларусь, в котором все большую долю начинает занимать его электронная часть.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Несмотря на быстрый рост, рынок электронной коммерции в Беларуси еще далек до своего насыщения. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, доля рынка электронной коммерции пока не превышает 2% всего товарооборота в ритейле, в то время как средние цифры в развитых странах достигают 10−15% [11].
Одна из причин этого кроется в инфраструктуре. Чтобы обеспечить по-настоящему хороший сервис, мало продать товар – его нужно оперативно доставить покупателю. Необходимо сформировать рынок перевозок с высоким уровнем обслуживания и приемлемыми ценами, чтобы белорусы могли активнее покупать и продавать товары по всей стране.
Также следует выделить и другие проблемы электронной коммерческой деятельности, из которых наиболее актуальные на сегодняшний момент следующие:
- проблема обеспечения безопасности электронных платежей;
- низкий уровень использования пластиковых карт для расчетов через интернет, несмотря на их общую распространенность;
- неразвитость законодательной базы оформления электронных сделок;
- низкая покупательная способность подавляющего большинства населения.
Основными направлениями ее регулирования и развития на современном этапе должны стать:
- либерализация ведения бизнеса в интернет-среде. Так, около 20% индивидуальных предпринимателей и компаний вышли из интернет-бизнеса, еще часть бизнеса перестала осуществлять торговлю по образцам онлайн, оставив только информационные страницы в интернете [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
- электронная коммерция – совокупность отношений, возникающих в связи с заключением сделок посредством сети Интернет, а также при продвижении товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав в сети Интернет;
- выделяют следующие формы использования Интернета в бизнесе: информационно-рекламная поддержка существующего неэлектронного бизнеса; организация продаж через Интернет товаров или услуг существующего неэлектронного бизнеса; создание полноценного интернет-предприятия;
- с точки зрения субъективного состава участников электронной коммерции принято выделять следующие её категории: Business-to-consumer (B2C), Business-to-Business (B2B), Consumer-to-Consumer (C2C), Business-to-Government (B2G);
- к основным трендам электронной коммерции можно отнести следующие: разрастание мобильного сегмента; увеличение роли социальных сетей в процессах, связанных с электронной коммерцией; появление и экспансия экономики нового типа и связанных с ней бизнес-моделей – экономики «совместного использования»; развитие «Интернета вещей»; внедрение технологий «добавленной реальности» в электронную коммерцию; развитие технологий «Блокчейн».
- основой развития электронной коммерции является использование глобальной сети Интернет. На уровень развития электронной коммерции влияют такие показатели, как степень проникновения глобальной сети и число пользователей.
1 Паршенцев А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2015. — 3. — С. 85.
2 Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. — 2015. — 2. — С.63.
3 Голик С.И., Голик В.С. Использование интернет-технологий в международном маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. 2016, №3. С. 113–116.
4 Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 363 с.
5 Давыдов, В. М. Электронная коммерция : учеб. пособие / В. М. Давыдов, А. В. Рудецкая. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 149 с.
6 Веселов, А. Интернет-маркетинг и продажи. Как заставить сайт продавать / А. Веселов, М. Горбачев, Н. Пискунова. М. : Феникс, 2014. - 224 с.
7 Колисниченко, Д. К Поисковые системы и продвижение сайтов в Интернете / Д. Н. Колисниченко. М. : Диалектика, 2015. - 272 с.
8 Успенский, И. В. Интернет-маркетинг : учебник / И. В. Успенский СПб. : Изд-во СПГУЭиФ, 2015. – 170 c.
9 Максгшюк, К С Новый Интернет для бизнеса / К. С. Максимюк. М. : Эксмо, 2015. – 224 с.
10 Сибирская, Е. В. Электронная коммерция / Е. В. Сибирская. М. : Форум, 2014. – 288 с.
11 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.belstat.gov.by - Дата доступа:
12 Министерство антимонопольного регулирования и торговли [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://mart.gov.by/sites/mart/home.html//- Дата доступа:
13 Интернет-магазины Беларуси: подробная аналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/internet-magaziny-belarusi-podrobnaya-analitika.html- Дата доступа:
14 Развитие электронной торговли в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/189091/1/Чайковская%20Ю.В.%20РАЗВИТИЕ%20ЭЛЕКТРОННОЙ%20ТОРГОВЛИ%20В%20БЕЛАРУСИ.pdf - Дата доступа:
15 Юридические вопросы, связанные с открытием Интернет-магазина commerce [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://beseller.by/blog/internet-magazin-yuridicheskiye-voprosy/ - Дата доступа:
16 Электронная коммерция в Республике Беларусь: основные тенденции и проблемы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttps://www.ictsd.org/bridgesnews/мосты/news/электронная-коммерция-в-республике-беларусь-основные-тенденции-и-проблемы - Дата доступа:
17 Маркетплейсы – новый сегмент в e-commerce [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibteu.by/Portals/0/Файлы/Подразделения/Библиотека/Научные%20издания/2017%20Проблемы%20и%20перспективы%20электронного%20бизнеса.pdf?ver=2017-11-01-155934-057. Дата доступа: