Введение
1. Теоретические основы внеклассной работы как средства усвоения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка
1.1 Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку
1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному язык
2. Внеклассная работа как средство усвоения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка
2.1 Формы и виды внеклассной работы по иностранному языку
2.2 Методическая разработка внеклассного мероприятия по иностранному языку (английский язык)
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Владение иностранными языками в современном обществе даёт возможность добиться значительных успехов в карьере, возможность путешествовать, не испытывая трудностей в общении, приумножать свои знания, черпая их из разных источников, общаться с людьми из разных стран. Самым популярным иностранным языком в мире по праву считается английский язык. В любой стране, куда бы вы ни приехали, найдется человек, который знает английский язык и сможет предоставить вам необходимую информацию. Владея иностранным языком, вы будете востребованы в своей профессии. Поэтому изучение иностранных языков способствует не только развитию умственных способностей и личностных качеств человека (поскольку этот процесс весьма трудоёмкий и длительный), но даёт отличное подспорье для реализации себя в профессии.
В современном мире иностранному языку отводится одно из главных мест в системе основного и дополнительного образования. Главной целью при изучении иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции. Следовательно, одной из самых главных задач учителя является повышение мотивации к изучению иностранного языка. Каждый учитель старается найти оптимальный способ для решения поставленной задачи. Пересматривается использование традиционных путей и способов воздействия на учащихся, внедряются новые технологии и нетрадиционные формы урока, проводятся недели иностранных языков, конкурсы чтецов, ораторов, различные викторины и олимпиады. Но специфика учебной программы такова, что не позволяет в полной мере раскрыть потенциал учащихся, сформировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. В сложившейся ситуации на помощь приходит внеклассная работа, которая не предполагает четких правил проведения и не ограничивает учителя в выборе формы и места проведения мероприятия, а также предполагает использование возможностей современных информационных технологий. Все это благотворно влияет на отношения учитель ученик, а значит, помогает выстроить доверительные отношения и преодолеть мнимые барьеры. Поэтому актуальность данной курсовой работы заключается в том, что она помогает понять специфику работы с учащимися во внеурочные часы.
1. Теоретические основы внеклассной работы как средства усвоения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка.
1.1 Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку.
Проблемами внеклассной работы в школе занимались А.В. Енин, Д.М. Златопольский, Т.Н. Калечиц, В.И. Кудинова, М.И. Рожков, Р.Р. Сулейманов.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся [8, с. 126].
Внеклассные мероприятия – это различные образовательные мероприятия, которые выходят за рамки учебного плана и проводятся школой во внеклассное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся [3, с. 97].
Целью внеклассной деятельности образовательного характера является расширение и углубление знаний школьников в определенных областях психологических знаний, которым не уделяется достаточного внимания в учебном курсе [11, с. 180].
Ю.Б. Зотов считает, что целями внеклассной деятельности являются:
расширение и углубление знаний и навыков;
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы [5; 9].
Т.Н. Калечиц озвучил следующие цели внеклассных мероприятий:
1. Обеспечить большую гибкость и мобильность всей системы образовательной деятельности в целом. Это включает дифференциацию обучения и воспитания, добавление учебного плана и частичное устранение его слабых мест (в эстетических циклах, в физическом воспитании).
2. Организация свободного времени для учащихся. Прежде всего, отмена детской безнадзорности, обусловленная растущей занятостью родителей на работе.
3. Формировать и удовлетворять разные интересы учащихся. В каждом классе есть дети, которые интересуются разными предметами. Работа вне класса может и должна способствовать углублению, развитию этих интересов, формированию новых.
4. Помочь в выборе профессии, подготовить подрастающее поколение к работе. Эта задача была главной в советской школе.
5. Накопление коллективного жизненного опыта: проявление самостоятельности, развитие социальной активности.
2. Внеклассная работа как средство усвоения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка.
2.1 Формы и виды внеклассной работы по иностранному языку.
Существует ряд классификаций форм внеклассной работы, осуществляемых по различным признакам.
1. По смыслу можно выделяют следующие формы внеклассной работы по иностранному языку:
соревновательные;
средства массовой информации;
культурно-массовые;
политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера – конкурс, игра, олимпиада, викторина. Средства массовой информации – стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п. Мероприятия культурно-массового характера – вечер-праздник; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных людей, вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями; презентации. Мероприятия политико-массового характера – форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка.
2. По времени различают постоянные и эпизодические формы внеклассной работы. Так, кружок является постоянной формой работы, а праздники – эпизодической.
3. По признаку количественного охвата участников выделяют три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера, творческие отчеты клубов и кружков, заочные путешествия, неделя иностранных языков и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
Вечера и утренники относятся к основным видам массовой формы внеклассной работы, а на их содержании отражаются события школьной и внешкольной действительности. Они могут быть приурочены к знаменательным событиям культурной и социальной жизни, в частности, к празднованию столетия со дня рождения какой-то значимой для истории личности.
Заключение.
В ходе нашего исследования нам удалось достичь конечной цели и сопутствующие ей задачи. Нами была рассмотрена внеклассная работа как одна из составляющих учебного процесса, в частности мы изучили особенности проведения внеклассной работы по иностранному языку, рассмотрели классификации форм работы, описали основные из форм работы.
Во-первых, внеклассная работа представляет собой деятельность во внеурочные часы, а значит, не регламентируется ни временем, ни местом, ни формой проведения, что является основным достоинством. Данный вид деятельности направлен на развитие инициативы школьника, повышения его мотивации к изучению предмета. Внеклассная работа способствует развитию школьника как личности и помогает развивать эстетическую и творческую сторону личности.
Во-вторых, существует ряд классификаций внеклассной работы: по смыслу мероприятия, например, соревновательные; по времени – постоянные или эпизодические; по количественному признаку – индивидуальные, групповые и массовые. Данная классификация включает в себя большое множество видов внеклассной работы – утренники, кружки, КВН, чтения, конкурсы, конференции, выпуск стенгазеты, экскурсии и многое другое.
В-третьих, внеклассная работа должна строиться на определенных принципах. В нашей работе мы выделяем 6 основных принципов: принцип связи обучения с жизнью; принцип коммуникативной активности учащихся; принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся; принцип учета возрастных особенностей учащихся; принцип межпредметных связей. При подготовке следует опираться на уже усвоенные знания и медленно подводить учащихся к новым знаниям.
В-четвертых, современная внеклассная работа должна строиться на современных технологиях, так что очень важно приводить наглядность в виде отрывков фильмов или использовать различные презентации. Также актуальными будут аудиозаписи современных исполнителей и работа с этими аудиозаписями. Все приложенные материалы способствуют приобщению к культуре языка, восполняют отсутствие языковой среды, показывают такие реалии, как мимика и жесты, а также демонстрируют произношение.
1. Беликова, Л.Г. Современный кабинет иностранного языка: учебное пособие / Л.Г. Беликова. – М.: Дрофа, 2010. – 221 с.
2. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века / В.С. Библер // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. – Кемерово: Алеф, 1993.–250 с.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 428 с.
4. Болдырев, И.Н. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ / Н.И. Болдырев / под ред. Б.П. Есипова. – М.: Просвещение, 1967. – 323 с.
5. Водзинский, Д.И. Внеклассная воспитательная работа / Д.И. Водзинский. – М.: Академия, 1961. – 235 с.
6. Димент, А.Л. Сборник материалов для работы в школьных кружках английского языка / А.Л. Димент. – М, 1962. – 158 с.
7. Димент, А.Л. Тематические вечера на английском языке / А.Л. Димент. – М, 1988. – 159 с.
8. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
9. Златопольский, Д.М. Внеклассная работа / Д.М. Златопольский // Информатика: Приложение к «Первому сентября». – 2001. – №44. – С. 11.
10. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М., 1991. – 222 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.
12. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 261 с.
13. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с.
14. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М., 2001. – 264 с.
15. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Я. Ляудис. – Спб.: Питер, 2007. – 192 c.
16. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М., 1991. – 223 с.
17. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
18. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 450 с.
19. Савина, С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе / С.Н. Савина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
20. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие / Н. Ю. Стоюхина. – Москва: Флинта, 2009. – 181 с.
21. Сулейманов, Р.Р. Внеклассная работа по информатике в школе / Р.Р. Сулейманов // Педагогическая информатика. – 2002. – №4. – С. 44-46. Шепелева, В.И.Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. – М.: Высш. шк., 1991. – 117 с.