ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
1.1 Формы и методы работы, способствующие повышению мотивации изучения иностранного языка
1.1.1 Проблемное обучение
1.1.2 Метод проектов
1.1.3 Игровые технологии
1.1.4 Страноведческий подход
1.1.5 Работа с песенным материалом
1.2 Внеклассные мероприятия как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка
1.2.1 Неделя английского языка в школе
1.2.2 Кружок английского языка
1.2.3 Театрализованное представление
ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Опыт методистов в использовании средств повышения мотивации учащихся
2.1.1 Применение театрализации
2.1.2 Применение страноведческого материала
2.1.3 Неделя английского языка в школе
2.1.4 Игровые технологии
2.1.5 Работа с песенным материалом
2.2 Собственный опыт внеклассной работы по предмету во время педагогической практики
2.2.1 Театрализованная постановка
2.2.2 Jazz chants
2.2.3 Страноведческий материал
2.2.4 Неделя иностранных языков в школе
2.3 Собственный опыт внеклассной работы по предмету в лингвистическом центре «Fаmily English»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в эпоху глобализации, когда роль межличностной коммуникации, в том числе и межнациональной, возрастает день ото дня, знание иностранного языка становится не роскошью, а нормой; залогом успешного развития общества. Кроме того, иностранный язык выполняет значительную роль в формировании личностных качеств человека (ведь с его помощью становится возможным получить непосредственный доступ к культурному наследию другой страны), в повышении уровня образования. Неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно возрос интерес к иноязычному образованию, открывается все больше курсов, главным образом, нацеленных на повышение уровня владения английским языком и развитие коммуникативной компетенции. Лица, закончившие средние и высшие учебные заведения, как минимум, должны достичь порогового уровня владения иностранным языком. Почему этого не происходит? Можно перечислить достаточно много факторов, которые могли бы быть причиной такой ситуации, но в условиях современных стандартов, когда на первый план выносится самообразовательный потенциал личности (когда учитель выступает в роли «дирижера», указывающего ученикам направление, путь, который они, с помощью учителя, должны самостоятельно осилить), главным, с нашей точки зрения, является фактор недостатка мотивации.
Приведем в качестве примера данные соцопроса, проведенного в одном из высших учебных заведений среди студентов неязыковых специальностей с целью выявить их основные мотивы при изучении иностранных языков. Среди 200 опрошенных, отобранных методом стихийной выборки, 60% ответили, что изучают язык, т.к. это нужно по учебной программе, 19% – чтобы не отчислили, 10% – с целью устроиться в будущем на хорошо оплачиваемую работу и построить успешную карьеру, 6% – чтобы путешествовать за границей и общаться с иностранцами и только 5% ответили, что учат язык, потому что это им действительно интересно.
Основным выводом, который можно сделать, исходя из данного опроса, является то, что при изучении иностранных языков студентами движут, главным образом, внешние мотивы. Только 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию – изучают иностранный язык, потому что это им нравится [5].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
Известно, что основной задачей педагога является мотивирование школьника на обучение. Между тем мотивация изучается в самых разных аспектах, и понятие этого явления трактуется по-разному. Многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее природы, сущности, к методам ее изучения [6].
Для начала отметим, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Такие психические процессы, состояния и явления, как мышление, внимание, память, восприятие, воображение, ощущения, эмоции, темперамент, характер, способности – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации.
Важно разделять эти два понятия. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». В современной психологии «мотивация» используется в двояком смысле: с одной стороны, она обозначает систему факторов, детерминирующих поведение (мотивы, потребности, цели, намерения и многое другое), с другой – есть характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это – поиск ответов на вопросы «почему?», «ради чего?», «для какой цели?», «зачем?», «какой смысл...?». Обнаружение причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации тех или иных поступков [15].
Что же касается определения мотива, то наиболее полным нам кажется следующее определение, данное этому явлению одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И. Божович: мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность [6].
Психологический и методологический аспекты проблемы повышения мотивации требуют внимательного изучения.
С точки зрения психологии обучения немаловажны такие факторы как:
1) Грамотное стимулирование со стороны учителя;
2) Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;
3) Личностная индивидуализация;
4) Вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
5) Контроль знаний, навыков, умений;
6) Использование аудиовизуальных средств;
7) Доброжелательная и рабочая атмосфера в классе.
ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Опыт методистов в использовании средств повышения мотивации учащихся
2.1.1 Применение театрализации
Многие учителя, занимающиеся театрализацией, уверены, что постановки однозначно стимулируют формирование коммуникативной компетенции учащихся, принося им чувство удовлетворения, радости, которые облегчают обучение английскому языку в урочное время, повышают мотивацию к изучению иностранного языка.
Существуют разные подходы к внедрению драматизации в учебную и внеклассную деятельность учащегося.
Зимина Е.А. организовала театр на английском языке под названием «Fairyland». По ее мнению, общение на английском за рамками урока в театральных группах, то есть в игре, способствует формированию учебно-познавательной компетенции.
В работе театра Е.А. Зимина делает основной упор на три момента:
- Пробуждение интереса к соблюдению правил (например, говорить только на английском);
- Использование игры в релаксационных целях (на репетициях учащиеся могут танцевать, прыгать, комментируя свои действия на английском языке);
- Использование групповой формы работы (коллективное творчество подразумевает взаимоконтроль и самоконтроль, проявление элементов соревнования).
Педагог подчеркивает необходимость учитывать пожелания учеников, допускать импровизацию, поддерживать атмосферу раскрепощенности на репетициях.
Рассказывая об опыте постановки спектаклей, учитель отмечает, что большинство из них было приурочено к праздникам. К Новому году была подготовлена пьеска «The Little Red Riding Hood» по мотивам сказки «Красная шапочка» (на этом этапе особое внимание было уделено воспитанию чувства ответственности каждого за результат коллективного труда). К празднику 8 Марта театр поставил сцену из сказки «Алиса в стране чудес» (здесь дети уже научились некоторым элементам перевоплощения). А к 1 Мая актеры «Fairyland» сыграли спектакль «Tiny-tiny house». Этот оригинальный спектакль был примечателен тем, что во время действия актеры ходили по классам по образу бродячих артистов.
Педагог отмечает, что важно уметь грамотно организовывать репетиции. Актеры «Fairyland» репетируют по субботам в течение 60 минут, причем поделившись на 2 группы (первая занимается с 10 до 11, вторая с 11 до 12). Учителем предложен примерный план репетиций, призванный помочь начинающим режиссерам [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что основной задачей педагога является мотивирование школьника на обучение. Использование на уроках нетрадиционных форм обучения – это наилучший способ замотивировать ребенка. Мотивация может быть рассмотрена как сторона субъективного мира учащегося; она определяется его потребностями, побуждениями и пристрастиями и имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала.
Данная работа имела своей целью выявить и определить эффективность способов формирования и развития мотивации изучения иностранного языка.
В ходе исследования мы обнаружили, что существуют следующие способы повышения мотивации у изучающих иностранный язык. Это:
- Внедрение проблемных заданий и ситуаций;
- Введение в учебную деятельность метода проектов;
- Использование игр;
- Использование страноведческого материала;
- Использование песенного материала;
- Массовые внеклассные языковые мероприятия;
- Внеклассные занятия учащихся.
Предварительно изучив опыт методистов по данным направлениям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей мы испробовали на практике в 7 «Б» классе ГУО «Средняя школа № 45»г. Могилева большинство из предложенных способов мотивации учащихся, а именно:
- Театрализацию: нами был подготовлен и поставлен перформанс «Beauty and The Beast», который положительно сказался на самых разных аспектах личности учащихся, таких как:
преодоление «языкового барьера»;
воспитание коллективного духа;
совершенствование коммуникативной компетенции;
самореализация.
- Использование Jazz Chants как в урочной, так и во внеклассной деятельности. Они могут выступать не только в качестве материала для фонетической зарядки, но для закрепления грамматического материала и введения новой темы соответственно.
- Применение страноведческого материала (текст «Terra Australis incognita»), сопровождаемого различными заданиями, позволяет лучше запомнить нужную информацию, сделав процесс расширения кругозора не только увлекательным, но и результативным.
- Организацию недели иностранных языков в школе на тему «Культурное наследие Великобритании», нацеленную на мотивацию учащихся к изучению как языка, так и культуры одной из популярнейших англоязычных стран – Великобритании.
1. Акмальдинова, Д.Р. Методика преподавания английского языка в начальной школе (обучение аудированию и говорению) [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiyyazyk/library/2012/11/29/metodika-prepodavaniya-angliyskogo . Дата доступа:
2. Василенко, А.С. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/10/01/problemnoe-obucheniekak-sredstvo-aktivizatsii . Дата доступа:
3. Виноградова, Н.А. Внеклассная деятельность учащихся как средство мотивации при изучении английского языка / Н.А. Виноградова // Иностранные языки в школе. – 2011. – №2. – С. 48-50.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 1134 с.
5. Еманакова, М.Э. Роль мотивации в изучении иностранного языка [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/03/26/rol-motivatsii-vizuchenii-inostrannogo-yazyka . Дата доступа:
6. Зайцева С.Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://na-journal.ru/2-2013gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka-ustudentov-nejazykovyh-specialnostej . Дата доступа:
7. Зимина, Е.А. Театр на английском языке в начальной школе /Е.А. Зимина // Английский язык в школе. – 2007. – №2(18). – С.67-71.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://lib100.com/book/practic_psychology/psychology_z_i/html/?page=281 . Дата доступа:
9. Иванцова, Т.Ю. Игры на английском языке / Т.Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4. – С.52-57.
10. Капитан, Т.Р. Внеклассная работа по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка на начальном этапе обучения [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiyyazyk/library/2015/06/19/vneklassnaya-rabota-po-angliyskomu . Дата доступа:
11. Касьянова, Н.П. Использование игры при обучении страноведческому материалу на уроке английского языка / Н.П. Касьянова // Иностранные языки в школе. – 2013. – №1. – С.52-54.
12. Криковцева, С.А. Неделя английского языка в школе / С.А. Криковцева // Иностранные языки в школе. – 2006. – №2. – С. 43-45.
13. Маковеева, Ю.А. Работа с песенным материалом на уроке английского языка (на примере песни Candle in the Wind) / Ю.А. Маковеева // Иностранные языки в школе. – 2012. – №5. – С. 41-43.
14. Митюгина, Т.Г. Методические приемы использования песен и музыкальных презентаций на уроках английского языка / Т.Г. Митюгина, Ж.В. Соловьева // Английский язык в школе. – 2011. – №1 (33). – С. 67-75.
15. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии /Р.С. Немов – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
16. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 544 с.
17. Ройзин, Б.П. Драматизация уроков в V-VII классах / Б.П. Ройзин // Иностранные языки в школе (Золотые страницы). – 2012. – №4. – С.69-71.
18. Тойбар, М.Ю. Сценарий театрализованного представления на английском языке Ш. Перро «Красная Шапочка» (для младших классов) / МЮ.Тойбар // Английский язык в школе. – 2013. – №4 (44). – С.70-76.
19. Jazz Chants. Методика работы [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://time4english.ucoz.ru/index/jazz_chants/0-27 . Дата доступа: