Введение
1. Теоретические основы кредитоспособности предприятия
1.1. Сущность понятия кредитоспособности и ее оценки
1.2. Методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия
2. Анализ кредитоспособности заемщика на примере ГТОУП "галантерея"
2.1. Организационно-правовая характеристика ГТОУП "галантерея"
2.2. Оценка кредитоспособности ГТОУП "галантерея"
3. Пути повышения кредитоспособности ГТОУП "галантерея"
3.1. Экономическая эффективность внесенных предложений по повышению кредитоспособности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Кредитование предприятий и организаций относится к традиционным видам банковских операций. Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок. Проблема кредитного риска приобрела актуальность в современной экономической действительности, особенностью которой является довольно небольшой опыт кредитования коммерческих организаций и невысокая степень его обобщения. В настоящее время кредитование является не только доходной активной операцией банка, но и наиболее рискованной, требующей соблюдения; мер по снижению риска. Основным инструментом, позволяющим снизить кредитный, риск, является, анализ кредитоспособности клиента. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности должника своевременно и полностью погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя, размера кредита, который может быть предоставлен при данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления. Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным: операциям позволяют банку эффективно управлять ресурсами и получать прибыль.
Целью настоящей работы является проведение оценки кредитоспособности заемщика на примере конкретного предприятия.
Задачи работы:
1. Определение необходимости изучения кредитоспособности заемщика
2. Рассмотрение видов и порядка оценки кредитоспособности заемщика.
3. Изучение нормативно-правового регулирования оценки кредитоспособности заемщика.
4. Проведение анализа кредитоспособности заемщика на примере исследуемого предприятия.
5. Пути повышения кредитоспособности исследуемого предприятия.
Объект исследования – ГТОУП "Галантерея"
Предмет исследования – кредитоспособность ГТОУП "Галантерея".
Общая методика исследования, применяемая в работе к изучаемым явлениям и процессам, системный подход, наблюдение, анализ и синтез, структурирование и сравнение позволяют формализовать наиболее существенные черты изучаемой проблемы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность понятия кредитоспособности и ее оценки
В условиях рынка возникает необходимость в сравнении и совмещении разнородной информации, касающейся кредитоспособности потенциального заемщика; С целью обеспечения сопоставимости такой информации необходимы однонаправленные методологические подходы, включающие в себя общую трактовку сущности и содержания категории «кредитоспособность» и ее элементов, а также состав исходной информации для расчета показателей, характеризующих элементы кредитоспособности; Перечень элементов кредитоспособности заемщика и показателей, их характеризующих, может быть более широким или сокращенным в зависимости от целей анализа, сроков кредитования, состояния кредитных отношений банка с заемщиком [22, с.221].
Проблема заключается в том, что методики, представленные в экономической литературе большинство действующих банковских методик оценки кредитоспособности не удовлетворяют современным требованиям комплексности и обоснованности. Поэтому результаты анализа кредитоспособности клиента не дают полной всесторонней его характеристики. Банковские методики оценки кредитоспособности зачастую не учитывают отраслевых особенностей клиента, его бизнес. Реальная экономическая практика свидетельствует о необходимости построения адекватной ее потребностям методики комплексной оценки кредитоспособности на основе количественных и качественных параметрах заемщика. В связи с этим возникает необходимость в разработке универсальной методики анализа кредитоспособности заемщиков коммерческим банком.
Процесс кредитования связан с действиями многообразных факторов риска, способных привести к непогашению кредита и процентов по нему. К факторам, зависящим от клиента, относятся характер кредитной сделки и кредитоспособность. Характер кредитной сделки диктуется репутацией заемщика и его потребностями в объеме кради. га, его сроке, способе обеспечения возвратности.
Кредитоспособность — это оценка возможностей клиента для получения ссуды и его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность и проценты но ней банку. Кредитоспособность связана с платежеспособностью. Платежеспособность характеризуется своевременным погашением всех долгов и, значит, платеже способность — более широкое понятие, включающее и кредитоспособность.
2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА НА ПРИМЕРЕ ГТОУП "ГАЛАНТЕРЕЯ"
2.1. Организационно-правовая характеристика ГТОУП "Галантерея"
Гродненское торговое областное унитарное предприятие «Галантерея» создано на основании приказа Министерства торговли БССР № 50 от 13.04.1966 года и носило название Гродненская областная база по оптовой торговле галантерейными, парфюмерно-косметическими товарами и мылом «Галантерея». Решением Гродненского городского исполнительного комитета № 1085 от 23.12.2002 года и на основании приказа управления торговли и бытовых услуг Гродненского облисполкома от 29 октября 2002 года №76 организация была переименована и согласно решению Гродненского исполнительного комитета зарегистрирована под названием Гродненское торговое областное унитарное предприятие «Галантерея».
Учредительным документом является Устав организации, утвержденный приказом начальника управления торговли и бытовых услуг Гродненского облисполкома № 73 от 14.11. 2005г. и зарегистрированный решением Гродненского городского исполнительного комитета № 724 от 14.12.05г. Юридический адрес: Республика Беларусь г. Гродно ул. Озерское шоссе,24, Форма собственности: коммунальная областная. ГТО УП "Галантерея" является унитарным предприятием.
ГТОУП "Галантерея" реализует продукцию как оптом так и в розницу. УП « Галантерея» обслуживает покупателей всех форм собственности в Гродно, Гродненском районе, Лиде, Слониме и Слонимском районе, Волковыске и Волковысском районе, Новогрудке, Сморгони, Ошмянах, Щучине. Из них более 100 - индивидуальные предприниматели.
УП « Галантерея» поставляет на рынок области 2 вида квотируемых товаров: CMC производства ОАО «Бархим» и мыло Гомельского жирового комбината.
Основными поставщиками являются промышленные предприятия РБ. На 2017 год товарные ресурсы сформированы в пределах 7 млрд. рублей, более 85% составляют товары отечественного производства. На 2017 год заключено 192 договора с поставщиками. С предоставлением оптовой скидки заключен договор на поставку ткацких изделий производства ОАО «Речицкий текстиль», моющих средств СП ООО «Аква Сан», туалетной бумаги СП ООО «Эксклюзив», УЧ ПСП «Белкомплект».
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ГТОУП "ГАЛАНТЕРЕЯ"
3.1. Экономическая эффективность внесенных предложений по повышению кредитоспособности предприятия
На изменение финансового состояния предприятия оказываю влияние множество факторов – объемы, структура и эффективность использования ресурсов, техническое и технологическое оснащение торгово-технологического процесса (ТТП), конкурентоспособность производимой продукции. Важнейшей причиной изменения финансового состояния предприятия является объем его задолженности. В связи с этим, в качестве одного из способов улучшения (оздоровления) финансового состояния предприятия является сокращение чрезмерной задолженности.
С целью повышения кредитоспособности ГТОУП "Галантерея" необходимо осуществить реструктуризацию кредиторской задолженности путем изменения условий и сроков уплаты задолженности в отношениях с торговыми партнерами и кредиторами (отсрочка уплаты долга, пересмотр условий погашения долгов и уплаты процентов). Данные мероприятия позволят улучшить соотношение собственных и заемных средств, а следовательно, повысят показатели платежеспособности.
Резервы повышения кредитоспособности могут быть выявлены с помощью маркетингового анализа по изучению спроса и предложения, освоение новых рынков сбыта и формирование на этой основе оптимального ассортимента и структуры товарооборота.
На исследуемом предприятии увеличить общий объем денежной выручки, вследствие чего несколько уменьшится потребность в заемных средствах и повысятся показатели платежеспособности, представляется возможным при помощи сдачи в аренду помещения столовой и магазина.
Исходя из результатов анализа платежеспособности и ликвидности ГТОУП "Галантерея", можно сделать вывод, что для повышения кредитоспособности предприятию необходимо повышать уровень абсолютной ликвидности, также необходимо увеличение оборотных средств для покрытия обязательств.
Необходимо повысить эффективность управления дебиторской задолженностью с использованием инструментов ее инвентаризации, мониторинга, своевременного пересмотра условий и сроков расчетов с хроническими неплательщиками, а также предусмотренных законодательством возможностей уступки (переуступки) долга третьим лицам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги можно сделать следующие выводы.
1. Кредитоспособность — это оценка возможностей клиента для получения ссуды и его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность и проценты но ней банку. Кредитоспособность связана с платежеспособностью. Платежеспособность характеризуется своевременным погашением всех долгов и, значит, платеже способность — более широкое понятие, включающее и кредитоспособность. Реализуя принцип обеспеченности возвратности ссуд, банк рассчитывает (даже при низкой платежеспособности заемщика) на полное или хотя бы частичное погашение ссудной задолженности за счет вторичных источников.
2. Существуют различные способы оценки кредитоспособности: 1) на основе финансовых коэффициентов; 2) на основе денежного потока; 3) на основе показателей делового риска. Первый способ наиболее распространен в практике белорусских коммерческих банков. Второй способ начинает получать распространение в связи с появлением информации предприятий в виде отчетности о движении денежных средств по форме № 4. Третий способ мало распространен из-за информационной объемности, так как требует оценки кредитоспособности с учетом показателей производственной деятельности. Рассмотрим названные способы оценки кредитоспособности в отечественной банковской практике.
3. Проблема выбора показателей для оценки способности заемщика выполнять свои обязательства была актуальна во все периоды развития банковского дела и вошла в экономическую литературу как проблема определения кредитоспособности. Практика оценки кредитоспособности заемщика белорусскими банками основана на нормах Инструкцией о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.12.2003 № 226 (далее инструкция). Данная Инструкция является основным нормативным документом, определяющим порядок проведения оценки кредитоспособности заемщика.
4. Объектом исследования выступает ГТОУП "Галантерея". Оценка кредитоспособности предприятия проводилась по следующим направлениям: анализ ликвидности баланса, расчет и анализ коэффициентов платежеспособности, расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости. Анализ ликвидности баланса ГТОУП "Галантерея" за 2016-2017г.г. показал, что достаточно большой удельный вес в общей величине источников занимают кредиторская задолженность: 10,76% на начало года и 11,51% на конец. Ее увеличение произошло на 188 тыс. руб. Существенные изменения произошли в структуре источников. На начало года собственные источники составляли 77,34%, то на конец – 78,06%. Заемные же источники составляли на начало года 22,66%, а к концу – 21,94%. Несмотря на значительный абсолютный прирост собственных и заемных средств, удельный вес собственных средств в общей сумме увеличился на 0,72%, а заемных уменьшился на эту же величину.
1. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеев. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 248 с.
2. Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия / А.У. Альбеков, С.А. Согомонян. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2002. – 448с.
3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / В.И. Стражев [и др.]; под ред. В.И. Стражева. - Минск: Выш. шк., 2016. – 534с.
4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В.И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева. – Минск: Высшая школа, 2005. – 480с.
5. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко [и др.]; под ред. Л.И. Кравченко. - Минск: Выш. шк., 2016. – 544с.
6. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспекиива, 2001. – 576 с.
7. Аносов, В.М. Анализ эффективности использования активов / В.М. Аносов // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. - № 3. – С. 25 – 31.
8. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: учеб. Пособие / Э.А. Афитов. – Минск: Высш. шк., 2016. – 285с.
9. Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 456с.
10. Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. – Минск: Высш. шк., 2016. – 367с.
11. Гребнёв, А.И.. Экономика торгового предприятия / А.И. Гребнев. - М.: Экономика, 2016. – 466с.
12. Зайцев, Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев. – М.: Экзамен, 2000. – 768с.
13. Ильин, А.И. Планирование на предприятии. Тактическое планирование / А.И Ильин, Л.М. Синица. - Минск: Новое знание, 2017. - 416 с.
14. Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева. – Минск: Новое знание, 2005. – 240с.
15. Макаренко, Н.О. Анализ финансового состояния торгового предприятия / Н.О. Макаренко // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. - №8. – С.77-83.
16. Об утверждении инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности / Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. № 81/128/65 // Налоги Беларуси. – 2004. - №10 (2). - С. 6 – 10.
17. Об утверждении инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности / Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2017 г. № 81/128/65. // НЭГ. – 2016 – 20 мая 2017 г. – С.4-7.
18. Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, инструкции по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов / Постановление Министерства финансов Республики Беларусь Министерства финансов Республики Беларусь» от 7 марта 2017 г. № 41 // Налоги Беларуси. – 2016. - №4 (4). - С. 4 – 27.
19. Панкевич, С.П. Методика проведения экономического анализа деятельности предприятии с использование показателей годовой бухгалтерской отчетности / С.П. Панкевич // Вестник-Инфо. Еженедельный журнал о налогах и бухгалтерском учете. – 2017. - №12. – С.44-51, №13. – С.60-63, №14. – С.62-64, №15. – С.89-92.
20. Панкевич, С.П. Применение инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности / С.П. Панкевич // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. - № 7. – С. 30 – 44.
21. Петров, П.В. Экономика товарного обращения / П.В. Петров, А.Н. Соломатин. –М.: ИНФРА-М, 2002. – 734с.
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. Пособие / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, - 2017. - 330 с.
23. Стратегическое планирование / Е.А. Уткин [и др.]; под. ред. Е.А. Уткина. – М.: Тандем. ЭКМОС, 2016. – 498с.
24. Финансы и кредит: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2017. – 336с.
25. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Минск: Выш. шк., 2017. – 528с.
26. Финансы предприятий: учебник / Е.М. Попова [и др.]; под ред. Е.М. Попова. – Минск: Выш. шк., 2017 – 573с.
27. Финансы предприятий: учебник / Л.Г. Колпина [и др.]; под ред. Л.Г. Колпиной. – Минск: Выш. шк., 2017 – 336с.
28. Чернобривец, А.С. Анализ использования прибыли предприятия / А.С. Чернобривец // Экономика. Финансы Управление. – 2017. - №12. – С.82-89.
29. Чернобривец, А.С. Анализ использования прибыли предприятия / А.С. Чернобривец // Экономика. Финансы Управление. – 2017. - №1. – С.20-26.
30. Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. – М.: Высшая школа, 2016. – 198с.
31. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / И.М. Соломатин [и др.]; под общ. ред. И.М. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001 – 544с.
32. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Минск: Выш. шк., 2017. – 542с.
33. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.]; под ред. В.Я Хрипача. – Минск: Экономпресс, 2001. – 464с.