Введение
1 Теоретические основы исследования представлений об идеальном учителе у подростков
1.1 Представление как категория психологии
1.2 Образ учителя в восприятии и понимании учеников
1.3 Идеальный образ учителя в понимании родителей
2 Психологические особенности педагогов и подростков
2.1 Психологические требования к личности педагога
2.2 Психологические особенности подростков
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Профессия учителя всегда была востребована обществом и государством, государством, но ни для кого не секрет, что сегодня падает авторитет современной школы и современного педагога.
Актуальность нашего исследования объясняется необходимостью векторного изучения одной проблемы формирования личности учителя, психологическое содержание профессиональной деятельности которого претерпевает изменения в условиях общего социального и духовного кризиса.
Учитель сегодня выполняет запросы общества в обучении и воспитания учащихся, а также организации и реализации их учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности.
Учителю предъявляется большое количество профессиональных и личностных требований, которые претерпевают изменения в связи с поэтапным формированием общества.
Современный педагог должен не только в совершенстве владеть профессиональными качествами, но и развивать в себе такие черты характера, как любовь к людям, доброта, открытость, гуманность, справедливость, ответственность, оптимизм, терпение. Именно эти качества олицетворяют в массовом сознании образ идеального учителя.
Современный учитель – это образец для подражания, пример для педагогов и родителей. Это человек, чьи ошибки всегда заметны и редко прощаются. Работая в школе с участниками учебно-воспитательного процесса педагогу важно знать, каким его видят окружающие.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ УЧИТЕЛЕ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Представление как категория психологии
Представление − воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта (человека) [1]; а также психический процесс формирования этого образа [14, с. 77].
В основе физиологии представлений лежат «следы» в коре больших полушарий головного мозга, которые остаются после реальных возбуждений ЦНС при восприятии информации. Сохранить данные следы помогает такое свойств центральной нервной системы, как пластичность Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.
Основная роль представлений в жизни человека это приспособление, создание образов конечных результатов человеческой деятельности. Данная характеристика отличает человеческую деятельность от деятельности животных. Именно представления о результатах выполняемой предметной деятельности делает возможным само осуществление последовательности выполнения данной деятельности. Новые условия и обстоятельства деятельности видоизменяют конечное представление, но помогают создать и выстроить целостный алгоритм действий, а не действовать по методу проб и ошибок, который характерен для более низших существ. Именно поэтому перед началом любой деятельности человек представляет её результат, планирует собственные ресурсы [5].
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические требования к личности педагога
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог [13, с. 38].
Педагогическая профессия определяется следующими качествами человека: коммуникабельностью; высокой степенью стрессоустойчивости; аккуратностью и чистоплотностью; энергичностью и быстротой реакции; воспитанностью и терпеливостью; тактичностью и доброжелательностью; чувством юмора; хорошей дикцией; хорошей памятью.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессия педагога – одна из древнейших в мире, и общество осознает ее значимость, но при этом результаты труда учителя заметны не сразу. Воспитание и обучение – кропотливый труд, и настоящий педагог, вкладывая душу в каждого своего ученика или воспитанника, приносит пользу не только ребенку, которого он учит, но и обществу, государству.
Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными и внеурочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Творческая деятельность учителя, предполагает развитие ребенка, которое строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Итак, мы выяснили, что образ педагога начинает формироваться у ребёнка достаточно рано, но наиболее активно образ педагога формируется в школьном возрасте, когда ребенок вступает в длительный и непосредственный контакт с педагогом.
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что в идеальном сознании образ учителя – это образ широкообразованного, доброго, чуткого, интеллигентного, красивого, хорошего психолога, то есть это образ универсального человека.
Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым.
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учебное пособие / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с.
2. Баева, И.А. Психология молодежной субкультуры / И.А. Баева // Вестник практики психологии образования. – 2007. – № 1. – С.82– 91.
3. Вербицкий, Р.Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии / Р.Ю. Вербицкий // Вестник Университета. – 2015. – № 11. С. 311– 315.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 277 с.
5. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. –Минск: Харвест, 1998. – 551 с.
6. Емельянова, С.Н. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя / С.Н. Емельянова // Директор школы. – 2004. – № 4. – С. 23 – 24.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. – 244 с.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Текст: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
9. Казарицкая, Т. И. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки / Т.И. Казарицкая // Директор школы. – 2004. – № 6. – С.16 – 24.
10. Калюжный, А.А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. – № 5. – С. 45 – 49.
11. Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н.В. Корепанова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 66 – 71.
12. Лукьянова, М.О. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы / М.О. Лукьянова // Педагогика. – 2005. – № 10. – С. 56 – 61.
13. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
14. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
15. Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г. Постников // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 61− 66.
16. Разумовская, Е.Р. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор развития мотивации учения у старшеклассников / Е.Р. Разумовская // Омский научный вестник. – 2009. – № 1. – С. 120 – 122.
17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
18. Реан, А. А. Психология детства / Под редакцией А. А. Реана. – М.: Педагогика, 2003. – 368 с.
19. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб: Питер, 2004. – 316 с.
20. Скок, Г. Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя Текст / Г. Б. Скок // Университетское управление: практика и анализ. 2003. – № 3. – С. 84 – 90.
21. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 169 с.
22. Чернобровкина, С.В. Представления о подростках как фактор их взросления / С.В. Чернобровкина // Вестник Омского университета. Серия Психология. – 2016. – № 3. – С. 56 – 59.
23. Шеффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. – СПб.: Питер, 2008. – 206 с.