Введение
1 Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения
1.1 Сущность понятия «Гипермаркет»
1.2 Роль гипермаркетов в обслуживании населения
1.3 Развитие гипермаркетов в торговой сети РБ
2 Организация обслуживания населения в гипермаркете «Евроопт»
2.1 Общая характеристика гипермаркета «Евроопт»
2.2 Организация продаж товаров
2.3 Организация дополнительного обслуживания покупателей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время современная розничная торговля в Республике Беларусь определяется именно крупными торговыми предприятиями: супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры. Гипермаркеты являются сейчас очень популярным форматом торговли, довольно бурно развивающимся в нашей стране с 2005 года.
На современном этапе развития, в условиях сильной конкуренции на рынке торговых сетей, гипермаркеты должны постоянно повышать качество торгового обслуживания покупателей и внедрять новые стандарты. Актуальность развития данного формата обусловлена необходимостью расширения и развития потребительского рынка, формирования спроса населения на различные категории товаров, а также ликвидации потребительских стереотипов касательно того, где, когда и сколько покупать тех или иных товаров, а также реагировать на все мировые изменения в розничной торговли.
Торговля в формате гипермаркетов уже давно не новый формат, однако в Республике Беларусь до последнего времени она не получала широкого распространения. Гипермаркет дает возможность значительно расширить ассортимент товаров по сравнению с традиционными форматами, а также значительно снижает затраты времени покупателей на покупку. При этом, рост числа крупных торговых предприятий, ведет в сокращению общего числа предприятий розничной торговли.
Таким образом, гипермаркеты обладают довольно большим числом преимуществ: низкие цены, широкий ассортимент, наличие дополнительных услуг, а также большого числа сопутствующих услуг.
Темой данной курсовой работы является изучение понятия гипермаркетов и их роли в обслуживании населения. В связи с этим объектом исследования данной курсовой работы является гипермаркет торговой сети «Евроопт», расположенный по адресу: г. Слуцк, ул. Богдановича, 42. Данный торговый объект находится в собственности ООО «Евроторг» – самой крупной и ведущей торговой сети Республики Беларусь, ритейлера №1.
1 Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения
1.1 Сущность понятия «Гипермаркет»
Единого определения гипермаркета (и его отличий от супермаркета) не существует. Под этим термином понимается супермаркет увеличенной площади (от 2,5 тыс. кв. метров), где покупатель может приобрести весь набор повседневных товаров – от хлеба и молока до одежды и бытовой техники. Ассортимент гипермаркетов включает в себя все категории товаров массового спроса. Сочетание продовольственных и непродовольственных товаров обычно варьируется, но может доходить до 60 и 40 процентов соответственно [1, c. 165-166].
Традиционные для магазинов самообслуживания товары: мясопродукты, яйца, молочная продукция, рыба, бакалея, консервы, замороженные продукты и полуфабрикаты, безалкогольные напитки, алкоголь, табачные изделия, товары для гигиены – представлены в гипермаркетах более широким ассортиментом и разнообразными вариантами расфасовки. Ассортимент непродовольственных товаров разнообразен, но по каждой отдельно взятой категории максимально узок в сравнении со специализированными магазинами. При строительстве и обустройстве территории вокруг гипермаркетов обязательно предусматриваются удобные подъездные пути и возможность беспрепятственных погрузочно-разгрузочных работ больших партий товаров в контейнерных упаковках [2, c. 109-110].
Французский институт самообслуживания включает в определение гипермаркета следующие черты:
– сочетание разных групп товаров;
– быстрое обновление ассортимента;
– низкие цены или система скидок;
– большая площадь;
– система самообслуживания;
– большая бесплатная парковка перед магазином [3, c. 56].
2 Организация обслуживания населения в гипермаркете «Евроопт»
2.1 Общая характеристика гипермаркета «Евроопт»
««Евроопт» – это крупнейшая белорусская сеть мини-маркетов, супермаркетов и гипермаркетов, которая принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Евроторг» (ООО «Евроторг»). Само ООО «Евроторг» существует с 1993 года. Предприятие работает в сегменте низких цен.
Кроме всего прочего, в собственности ООО «Евроторг» находится собственный банк («Статус Банк»), созданный для оптимизации финансовых затрат, а также марка бытовой техники «Техно Плюс», сервисы интернет-доставки «Гипермолл» и «Е-доставка». Кроме розничной торговли и банковских услуг, ООО «Евроторг» имеет собственное дочернее предприятие – «Минский завод виноградных вин». На данном заводе производится более 100 наименований вина торговых марок «Амбассадор» и «Сомелье» [15].
ООО «Евроторг» – это передовик розничной торговли Республики Беларусь – данное предприятие первым внедряет разнообразные новшества как в рознице, так и в оптовой торговле, логистике и маркетинге. Также данная торговая сеть характеризуется очень быстрым ребрендингом и сменой форматов и названий. В настоящее время данному предприятию принадлежат:
– дочернее предприятие ЗАО «Доброном» (магазины Доброном и Копеечка»;
– сеть магазинов Евроопт;
– сеть магазинов «Хит! Экспресс» (ребрендинг Бруснички и Евроопта);
– drogery-сеть «Магия»;
– онлайн-дискаунтер «Е-дисконт».
Сегодня сеть магазинов «Евроопт» – это около 800 минимаркетов, супермаркетов и гипермакетов во всех регионах Беларуси, а также магазины формата Cash & Carry. На данный момент эта сеть присутствует в 109 районах страны. Кроме того, она имеет также автомагазины, 9 из которых – это ультрасовременные, оборудованные системой самообслуживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипермаркет – это супермаркет более увеличенной площади, предлагающий весь набор повседневных товаров, а также дополнительных, сопутствующих категорий. Обычно работает в формате самообслуживания.
Гипермаркеты являются далеко не новым форматом в торговле. В мире первый гипермаркет был построен и открыт еще 15 июня 1963г. в Сент-Женевьев-де-Буа (данный город является пригородом Парижа). Что касается Беларуси, то первый гипермаркет торговой сети «Гиппо», запланированный в 1997 году, был построен в 2005. На рынке розничной торговли Республики Беларусь гипермаркеты явными конкурентами не являются.
Развитие гипермаркетов в Беларуси только набрало обороты и очень популярно. По статистике, более 60% белорусских покупателей пользуются услугами крупных торговых объектов (торговых центров), в том числе и услугами гипермаркетов. Гипермаркеты в Республике Беларусь являются «магазином выходного дня», где осуществляются не каждодневные покупки, а покупки на неделю или месяц.
Таким образом, гипермаркет – яркий пример рыночной экономики, в котором от качества культуры обслуживания населения, степени удовлетворенности покупателей как ассортиментом, так и ценами на предлагаемый товар зависит и прибыль данного типа розничного объекта. Конкуренция со стороны гипермаркетов может послужить толчком для объединения мелких торговых предприятий и создания крупных торговых объектов. В любом случае выигрывает покупатель.
Розничная торговля в Республике Беларусь развивается очень быстрыми темпами. В настоящее время главными тенденциями развития гипермаркетов являются: появление на территории супермаркетов фудкортов, а также «Салат-бар» и «Солянка-бар», чистка, разделка и маринование рыбы, приготовление фарша и маринование мяса, нарезка сыра, колбас, приготовление свежевыжатого сока из выбранных фруктов, бесплатный WI-FI, точки беспроводной зарядки телефонов на столах фуд-кортов, охладители для напитков и пр.
1 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова. – Мн.: Выш школа, 2005. – 479 с.
2 Егоров В.Ф. Организация торговли / В.Ф. Егоров. – СПб.: Питер, 2016. – 344 с.
3 Анри Крие, Жоэль Жаллэ. Внутренняя торговля. – М.: издательская группа «Прогресс универс», 2003. – 191 с.
4 Историческая правда [Электронный ресурс] / Слон среди лавок. – Режим доступа: http://www.istpravda.ru/digest/4814.
5 Розмари Варли, Мохаммед Рафик. Основы управления розничной торговлей. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2013. – 456 с.
6 Платонов, В.Н. Организация торговли: eчебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2015. – 287 с.
7 Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов ВУЗов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2015. – 400 с.
8 Мачнев, Е.В. Развлекупки. Креатив в розничной торговле. СПб.: Питер – 2005. – 208 с.
9 Герасимович, А.Н. Гипермаркеты: конкуренция впереди // «Генеральный директор», №3. – 2014. – С. 21-22.
10 Официальный сайт Национального статистического копитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by..
11 Шатьков Д.А. Развитие гипермаркетов в Республике Беларусь. – Минск. – 22 коференция студенческих работ, БГЭУ, 2015. – С. 365-366.
12 Гурская, С.П. Торговое обслуживание потребителей: текст лекций / С.П. Гурская. – Гомель: ГКИ, 2014. – 64 с.
13 Кольцова, Р.Н. Торговые услуги: текст лекций для студентов всех специальностей и слушателей системы повышения квалификации кадров Белкоопсоюза / Р.Н. Кольцова. – Гомель: БТЭУ, 2013. – 352 с.
14 Food-ритейл в Беларуси: итоги 2018 года [Электронный ресурс]. – 10.01. 2019. – Режим доступа: https://produkt.by/news/food-riteyl-v-belarusi-itogi-2018-goda.
15 Официальный сайт ООО «Евроторг» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://evroopt.by.
16 Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гаврилов. – Мн.: Новое знание, 2015. – 240 с.
17 Ильин Н.М. Формирование и управление ассортиментом потребительских товаров: учеб. пособие/ – Мн. БГЭУ, 2016. – 174 с.