Введение
1 Характеристика основных подходов регулирования конфликтного поведения подростков-семиклассников
1.1 Сущность понятия «конфликтное поведение»
1.2 Психолого-педагогические особенности подростков
2 Характеристика основных направлений регулирования конфликтного поведения подростков-семиклассников в работе социального педагога
2.1 Содержание работы социального педагога с конфликтными подростками
2.2 Характеристика методов и методик диагностики конфликтности подростков-семиклассников
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конфликт - весьма сложное социальное и психологическое явление, которое играет особую роль в жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, и в жизни общества в целом.
Актуальность. Конфликты являются вечным спутником нашей жизни и неизбежны в любой социальной структуре. К сожалению, некоторые личности стремятся добиться поставленной цели любыми способами, игнорируя потребности других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Человек всегда находится в обществе, взаимодействует с другими людьми, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темперамент, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.
Подростковый возраст является возрастом серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, протестующий характер поведения, повышенная конфликтность с окружающими его людьми. В самосознании подростков происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, возникает страстное желание отстаивать свои новые права, постоянно вступать в споры и конфликты с окружающими, доказывая правоту своей позиции. Проблема влияния типологических особенностей личности подростка на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации является не до конца изученной. Наблюдая за поведением другого человека, зная его индивидуальные типологические особенности, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации, следовательно, можно более эффективно строить взаимоотношения с окружающими людьми, следовательно, это актуально в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности подростка с другими людьми.
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также А. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов». В этот период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. Изучением различных аспектов психологии конфликта занимались зарубежные ученые А.Адлер, К.Левин, К.Томас, З.Фрейд, К.Хорни, Р.Фишер, У.Юри, Д.Морено, Д.Мид и другие. В нашей стране известны исследования по проблемам конфликтов А.Я.Анцупова, Ф.М.Бородкина, Н.В.Гришиной, А.И.Донцовой, А.А.Ершова, Л.А.Петровской, А.И.Шипилова, А.Н.Сухова. В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся
1 Характеристика основных подходов регулирования конфликтного поведения подростков-семиклассников
1.1 Сущность понятия «конфликтное поведение»
Конфликт – способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия оппонентов, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями [1, с. 75].
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. Если же субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Как указывает В. С. Мерлин: «Внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности, например долга и личных интересов, или к противоречию между возможностями и стремлениями личности» [2, с. 103–106].
Одной из сложных в теории конфликта является проблема выявления причин возникновения межличностных отношений между субъектами. Основной детерминантой конфликтов выступает своеобразное сочетание объективных и субъективных условий. Совокупность объективных условий несет в себе только потенциальную возможность конфликтов, и они превращаются в реальные причины конфликтов в сочетании с субъективными условиями, к которым относятся индивидуально-психологические качества личности.
Принадлежность к определенной культуре, возрастной категории, полу, профессиональной группе делает наше восприятие и оценку тех или иных обстоятельств специфическим, особенным. Определение ситуации зависит и от внешней реальности, и от внутреннего мира человека, а сила влияния может различаться в зависимости от ситуации. Инцидент может возникнуть по инициативе обоих участников или одного из них либо независимо от их воли и желания, вследствие обстоятельств, случайности, ошибочных действий одного из участников конфликтной ситуации. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей оппонента, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, от особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту [3, с. 262].
Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, переводя ситуацию в конфликт. При разрешении конфликтов решающую роль играет ролевое поведение. Ролевое поведение – это не только атрибут совместной
2 Характеристика основных направлений регулирования конфликтного поведения подростков-семиклассников в работе социального педагога
2.1 Содержание работы социального педагога с конфликтными подростками
Современная социально-экономическая ситуация в стране стимулирует развитие сферы социальной защиты детства, социального обслуживания уязвимых категорий населения, поддержки несовершеннолетних и молодёжи, столкнувшихся с жизненными проблемами.
Одним из специалистов, который призван научить справляться с трудностями, строить отношения с окружающими, преобразовывать социум, является социальный педагог.
Сегодня в сферу его профессиональных обязанностей входит организация воспитательной работы, включающей просвещение, социальное обучение, погружение в деятельность, оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве, государственном призрении, имеющим ограниченные возможности, попавшим в сложную жизненную ситуацию, координация деятельности социальных служб, педагогических коллективов, родительской общественности, некоммерческих структур, органов правопорядка.
Анализ практики свидетельствует, что в перечне дел социального педагога присутствует сообщение социальной информации, стимулирование социально ценной деятельности, общественных инициатив, разработка и проведение социальных акций, создание и реализация социальных проектов и воспитательно-образовательных программ, ознакомление с правами и способами их защиты. Всё это делает необходимым обобщение опыта воспитательной работы в образовательных учреждениях и воспитательных организациях, подбор форм и приёмов социально-воспитательной деятельности, научно-методическое обоснование их целесообразности и определение технологий обучения будущих специалистов, формирование у них профессиональной и социальной компетентности.
Анализ отечественных и зарубежных энциклопедических изданий свидетельствует о том, что в большинстве случаев трактовку понятия «компетентность» дают, опираясь на происхождение термина. Компетентность одними связывается с латинским competens (competentis) и трактуется как «соответствующий, способный, правомочный, знающий, сведущий в определённой области». Можно утверждать, что при данном подходе смысл понятия указывает на объём, широту и глубину информации, которой владеет тот или иной человек, специалист.
Если же исходят из латинского слова competere, которое переводится на русский язык такими глаголами, как «добиваться, подходить, соответствовать», то под компетенцией понимают круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён. Следовательно, во втором случае рассматриваемое понятие
Заключение
Важнейшим условием реализации личностного развивающего потенциала конфликтных взаимодействий является субъектная позиция педагога. Чисто инструментально разрабатываемая концептуальная схема реализации личностно-развивающего потенциала подростковых конфликтов может быть очерчена следующими обстоятельствами: как правило, каждый из участников межличностного конфликта в подростковом возрасте убежден в своей правоте; большинство подростков убеждены в невозможности быть понятыми взрослыми; подростковые конфликты легко трансформируются и переносятся из среды объектных взаимодействий в межличностные взаимоотношения.
Если все-таки межличностный конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий педагогам рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком; терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно, и он сможет с ними бороться; не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания; предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению; не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома; обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить; стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом; если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью. Впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает из мира «взрослых людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых. Подросток ждет от них понимания, доверия. Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. А это, в свою очередь, способствует формированию волевых качеств личности.
1. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарика, 2003. – 320 с.
2. Мерлин, В. С. Психологические конфликты / В.С. Мерлин // Проблемы экспериментальной психологии личности: учен. зап. – Пермь, 1990. – 197 c.
3. Маклакова, А.М. Психология и педагогика / А.М. Маклакова. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
4. Гришина, Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
5. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – М., 1984. – 385 с.
6. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М., 1972. – 341 c.
7. Моргун, В.Ф., Седых, К.В. Делинквентный подросток / В.Ф. Моргун, К.В. Седых.- Полтава, 1995. – 274 с.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. – М., 2003. – 96 с.
9. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. – М., 1999. – 281 c.
10. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Адольф. – М., 1998. – 234 с.
11. Кевля, Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирования и поддержка личностного развития ребёнка / Ф.И. Кевля. – Вологда, 2009. – 167 с.
12. Басова, В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности / В.М. Басова. – Кострома, 2004. – 366 с.
13. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М., 2010. – 245 с.
14. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М., 2003. – 208 с.
15. Журавлев, В.И. Особенности педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. – М., 1995. – 264 с.
16. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Педагогика, 1987. – 332 c.
17. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение,1994. – 246 с.